Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:54, реферат
Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.
Понятие, свойства и виды систем
Система
– организационное сложное
Свойства системы могут быть условно разделены:
• на свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:
•
целостность – система
• делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;
• множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);
• целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;
• свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:
• гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;
• гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;
• самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;
• иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;
• централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;
• эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.
Системы можно классифицировать:
? по способу образования:
• естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;
• искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;
? сущности:
• космические;
• биологические;
• технические;
• социальные;
• экономические;
• экологические;
• политические и др.;
?
отношению к целевому
• целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;
• целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;
? наличию центрального ведущего элемента:
• централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;
• децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;
? размеру.
• малые (включают менее 30 элементов);
• средние (включают до 300 элементов);
• большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);
? степени сложности:
• простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;
• сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;
? отношению к изменениям во времени:
• относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;
• динамичные (изменяются с течением времени);
?
продолжительности
• краткосрочные;
• среднесрочные;
• долгосрочные;
• специализации:
• специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;
• комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;
• предсказуемости поведения:
• детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;
• стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;
?
взаимодействию с внешней
• изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;
• закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);
•
открытые – взаимодействие с окружающей
средой носит двусторонний характер:
системы влияют на окружающую систему
и на себе испытывают ее влияние.
Исследования в развитии управления
Понятие исследование
Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала, в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. «В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера» [1, с.23]. Необходимость в исследовании систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что мешает, либо в большей степени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.
Необходимость
проведения исследований продиктована
еще и постоянно меняющимися
целями функционирования организаций,
что неизбежно в условиях рыночной
конкуренции и постоянно
В различных источниках понятие исследования трактуется по-разному: «Исследование — это вид познавательной деятельности человека с целью приобретения новых знаний» [2,c.9]. Так звучит понятие исследования в учебнике «Исследование систем управления» под редакцией Рогожина С. В. и Рогожиной Т.В. А в учебнике Короткова Э. М. «Исследование систем управления» определение исследования звучит следующим образом: «Исследование – это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения» [1,c
Проведение исследований – одно из главных предназначений человека. Человек с первых дней своей жизни где-то на уровне подсознания начинает исследовать окружающий его мир и познавать самого себя в этом мире. Повзрослев, мы начинаем подходить к процессу исследования осознанно. С помощью исследований удается раскрыть многие загадки природы и воплотить в жизнь самые смелые замыслы.
Известно, что организации являются самой распространенной формой взаимодействия людей. Координацию деятельности организаций осуществляют системы управления, которые являются объектом исследования в рамках данной дисциплины. Следует отметить, что из-за непредсказуемости поведения людей в ряде случаев исследователь не имеет возможности производить количественную оценку наблюдаемых явлений и, следовательно, применять методы, хорошо зарекомендовавшие себя в других областях знаний.
Исследования
систем управления организациями направлены
на то, чтобы усовершенствовать
Для решения этих задач в процессе проведения исследований необходимо стремиться к максимальной объективности и точности. При этом всегда должна обеспечиваться доказательность исследований. Если рассматривать научные исследования с позиций методологии, то можно выделить три уровня, или три подхода, к исследованиям: эмпирический, теоретический и прагматический, взаимодополняющие друг друга.
В ходе решения задач управления организацией, занимающейся коммерческой деятельностью, исследованием называется процесс выработки новых научных знаний о функционировании организационной системы с целью использования их для решения конкретных практических задач.
Переход
к рыночной экономике коренным образом
изменил подход к решению задач
управления деловыми организациями, значительно
повысив функциональную роль исследований,
проводимых с целью повышения
эффективности систем управления и
обеспечения устойчивого
С
позиций количественных оценок под
эффективностью понимается соотношение
затрат и результатов функционирования
системы управления. Применительно
к социально-экономической
Котенко А.Н. в своей статье предлагает внедрение концепции «таргет-костинг» в производственную и управленческую модель руководства организацией: «Традиционный подход в российской практике заключается в применении таких систем учета и анализа, как «стандарт-костинг», «директ-костинг» и др. Ранее эти системы и методы управления и учета затрат полностью оправдывали себя. Однако на сегодняшний день становится очевидно, что пришло время пересмотреть привычные подходы, которые не соответствуют требованиям современной конкурентной среды» [3,C.49]. Автор продолжает: «Отметим, что система «таргет-костинг» оказывает влияние как на развитие предприятия, выражающееся в росте объемов производства, расширении персонала организации, увеличении доли данного хозяйствующего субъекта на рынке товаров и услуг, так и на уровень налоговой нагрузки в процессе ведения хозяйственной деятельности. Структурно четко выстроенное регулирование затрат окажет благотворное влияние не только на динамику роста предприятия, но и на развитие социального сектора региона, к которому предприятие принадлежит, за счет стимулирования и развития рынка труда, развития смежных отраслей, что в конечном счете, обусловит комплексное развитие отрасли, региона и экономики в целом» [3,C. 50].
В
условиях острой конкуренции основная
цель организации – это