Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа
Можно с уверенностью сказать, что если бы человек не испытывал эмоции, жизнь его была бы тусклой, бесцветной, ничем не отличающейся от существования какого-то запрограммированного автомата, обладающего определенной степенью свободы - и не более того. В любой жизненной ситуации именно эмоции, чувства и разум движут нами. Эмоции и разум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном направлении, а иногда - порознь. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой.
Введение
1.Понятие об эмоциях и чувствах……………………………………….
1.1 Отличительные особенности эмоций…………………………
1.2 Функции и роль эмоций………………………………………..
1.3 Отличительные особенности чувств………………………….
2. Виды эмоциональных состояний………………………………………
3. Роль эмоций в деятельности руководителя…………………………...
4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами, его вызывающими. Чувства не имеют диффузного характера, свойственного настроениям. Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой; занимаясь любимым видом спорта, мы испытываем удовлетворение, которое не распространяется на его другие виды, и т. д. Чувства самым тесным образом связаны с деятельностью, например чувство страха вызывает желание бежать, а чувство гнева — желание бороться. Этот «предметный» характер чувств имеет большое значение при их воспитании: чувства развиваются, делаются более глубокими и совершенными в результате близкого ознакомления с предметами, их вызывающими, систематического упражнения в данном виде деятельности и т. д.
Чувства отличаются сложностью и многообразием эмоциональных переживаний. В зависимости от их содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие.
Низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей человека. Примером низших чувств могут быть удовольствие или страдание, испытываемые при жажде, голоде, сытости, пресыщенности, а также при различных видах мышечной деятельности, в зависимости от степени мышечного напряжения или мышечной усталости. Например, чувства, переживаемые спортсменом при перетренированности, характеризуются общей вялостью, упадком сил, сильным астеническим состоянием при продолжении тренировки, отвращением к мышечной деятельности и т. д. Эти чувства резко отличаются от тех, которые испытываются в состоянии спортивной формы и характеризуются наличием бодрости и жизнерадостности.
Высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей человека. Они органически включаются во все виды деятельности, облегчая или затрудняя учебную, трудовую, творческую или общественную работу.
Различают три группы высших чувств: моральные (человек испытывает по отношению к обществу чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть), интеллектуальные (любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение), эстетические (чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве).
Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
К. Изард выделил следующие основные эмоции:
Эмоции характеризуются
также силой, продолжительностью и
осознанием. Диапазон различий по силе
внутреннего переживания и
Положительные эмоции прибавляют человеку энергии, а отрицательные — раздражение, нетерпимость, злость, страх, возмущение и печаль — лишают ее. Когда человек в течении продолжительного времени испытывает негативные чувства, они начинают буквально отравлять его организм, вызывая учащенное сердцебиение, повышение давления, напряжение мускулов, снижение остроты зрения и в результате, естественно, — падение работоспособности. Когда люди чувствуют себя сильными и жизнерадостными — физически, умственно, эмоционально и духовно, — они делают все, за что берутся, гораздо лучше, с большим пылом и способны долго работать не уставая.
Каждый управленец хочет, чтобы его подчиненные работали эффективно, инициативно, желательно быстро, т. е. включали в процесс весь свой потенциал и энергию, умели взаимодействовать в команде и нести ответственность за последствия своих решений. Конечно, мало кто скажет: «Я хочу, чтобы они были позитивны, получали от работы радость и чувствовали себя в компании счастливыми». Но уже в 90-х годах прошлого столетия Д. Гоулмен доказал, что, когда человек испытывает счастье и удовольствие, у него повышается циркуляция крови в мозге, что способствует творческой активности, помогает собрать ментальную энергию воедино, быть вовлеченным и показывать высокие результаты. Все остальные чувства, особенно негативные, отрицательно влияют на способность думать и нести личную ответственность, снижают рабочую мотивацию и тормозят реализацию любых изменений.
Убедить людей – это, прежде всего, убедить их эмоционально. Мотивировать – это, прежде всего, работать с лояльностью, вовлеченностью, с позитивными эмоциями сотрудников, которые не возникают просто так от увеличения зарплаты. Они должны «хотеть», а руководитель должен «уметь» сделать так, чтобы они захотели.
Эмоциональный мозг имеет многомиллионные традиции и, в сущности, делает с нами то же, что и пятьдесят миллионов лет назад, – защищает. Он не различает угрозы друг от друга (ему неважно, угроза ли это телу, статусу, репутации, нашему разбухшему эго) и действует примитивно – защита или нападение, а лучше все сразу. Любая информация сначала обрабатывается именно эмоционально, и лишь затем логический отдел выдает нам умозаключения и формирует ментальный план. Можно представить, сколько в этом процессе бывает искажений и как часто руководители, вместо того чтобы снимать эмоциональную оборону со своих мыслей и делать эффективные шаги, уходят в «глухую защиту» и, как следствие, теряют лояльность по отношению к подчиненным, которые отзываются тем же, помноженным на три. Эмоциональные ловушки, в которых оказываются управленцы, становятся для компании «тюрьмой» с ограниченным фокусом восприятия и линейными решениями. Эмоциональный потенциал, прежде всего, дает руководителю возможность выбора и гибкость, позволяющую выходить за рамки привычного. ЕQ связан с развитием правого полушария – с интуитивностью, метафоричностью мышления, с быстротой обработки информации, с широкими невербальными коммуникативными возможностями. Если же говорить об Е-компетенции (то есть взаимосвязи умений и навыков), то это, прежде всего, умение осознавать свои эмоции, идентифицировать их и делать выбор, используя эмоциональную информацию, перестраивать эмоции, мысли и поведение применительно к изменяющимся ситуациям и условиям.
Четыре составляющих эмоциональной компетенции:
Самоосознанность.
Выражается в идентификации
эмоций и ответах на вопросы:
«Что? Почему? С чем связано?» Умение
сделать это «стоп» позволяет
переключить фокус внимания на
желаемый конечный результат
и увидеть связь между тем,
что хочу, что делаю и что
думаю. Как выглядит желаемое
окончание ситуации и куда
собрались вас увести эмоции?
В цепочку «импульс–обработка–
Управление собой. Выбор.
Управление людьми
– это, прежде всего, умение
с ними взаимодействовать, а
для этого необходимо уметь
взаимодействовать с собой.
Осознанность других. Эмпатия.
Эмоциональная компетенция
руководителя – это искусство
понимания того, что чувствуют
другие люди, что ими движет, каковы
их эмоциональные стратегии и
как их учитывать в процессе
принятия управленческих
Управление людьми. Позитивное влияние.
Руководитель управляет
процессами, реализует конечный
результат и на этом пути
постоянно встречается с
Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.
Во-вторых, руководитель — это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д.
Заключение
Эмоции играют очень большую
роль в жизни каждого человека.
С помощью эмоций мы определяем значимость
внешних воздействий и