Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных состояний. Роль эмоций в деятельности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Можно с уверенностью сказать, что если бы человек не испытывал эмоции, жизнь его была бы тусклой, бесцветной, ничем не отличающейся от существования какого-то запрограммированного автомата, обладающего определенной степенью свободы - и не более того. В любой жизненной ситуации именно эмоции, чувства и разум движут нами. Эмоции и разум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном направлении, а иногда - порознь. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой.

Содержание

Введение
1.Понятие об эмоциях и чувствах……………………………………….
1.1 Отличительные особенности эмоций…………………………
1.2 Функции и роль эмоций………………………………………..
1.3 Отличительные особенности чувств………………………….
2. Виды эмоциональных состояний………………………………………
3. Роль эмоций в деятельности руководителя…………………………...

Работа содержит 1 файл

Центросоюз РФ.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами, его вызывающими. Чувства не имеют диффузного характера, свойственного настроениям. Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой; занимаясь любимым видом спорта, мы испытываем удовлетворение, которое не распространяется на его другие виды, и т. д. Чувства самым тесным образом связаны с деятельностью, например чувство страха вызывает желание бежать, а чувство гнева — желание бороться. Этот «предметный» характер чувств имеет большое значение при их воспитании: чувства развиваются, делаются более глубокими и совершенными в результате близкого ознакомления с предметами, их вызывающими, систематического упражнения в данном виде деятельности и т. д.

Чувства отличаются сложностью и многообразием эмоциональных  переживаний. В зависимости от их содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие.

Низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей человека. Примером низших чувств могут быть удовольствие или страдание, испытываемые при жажде, голоде, сытости, пресыщенности, а также при различных видах мышечной деятельности, в зависимости от степени мышечного напряжения или мышечной усталости. Например, чувства, переживаемые спортсменом при перетренированности, характеризуются общей вялостью, упадком сил, сильным астеническим состоянием при продолжении тренировки, отвращением к мышечной деятельности и т. д. Эти чувства резко отличаются от тех, которые испытываются в состоянии спортивной формы и характеризуются наличием бодрости и жизнерадостности.

Высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей человека. Они органически включаются во все виды деятельности, облегчая или затрудняя учебную, трудовую, творческую или общественную работу.

Различают три группы высших чувств: моральные (человек испытывает по отношению к обществу чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть), интеллектуальные (любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение), эстетические (чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве).

 

  1. Виды эмоциональных состояний

Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря  эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о  состоянии друг друга и лучше  настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

 

К. Изард выделил следующие основные эмоции:

 

  • Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

 

  • Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

 

  • Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

 

  • Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

 

  • Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

 

  • Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

 

  • Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

 

  • Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

 

  • Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

 

  • Аффект – это эмоция, отличающаяся бурным протеканием, ярко выраженными поведенческими реакциями и вегетативными симптомами. Аффекты характеризуются кратковременностью, большой силой как переживания, так и внешних проявлений – двигательных и вегетативных. Аффект полностью захватывает психику человека, так как обладает свойствами доминанты, тормозит все другие процессы. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие этих изменений, неадекватное поведение.

 

Эмоции характеризуются  также силой, продолжительностью и  осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних  проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может  проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг  — эмоция большей силы. Гнев проявляется  в диапазоне от раздражительности  и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

 

  1. Роль эмоций в деятельности руководителя

 

 Положительные эмоции прибавляют человеку энергии, а отрицательные — раздражение, нетерпимость, злость, страх, возмущение и печаль — лишают ее. Когда человек в течении продолжительного времени испытывает негативные чувства, они начинают буквально отравлять его организм, вызывая учащенное сердцебиение, повышение давления, напряжение мускулов, снижение остроты зрения и в результате, естественно, — падение работоспособности. Когда люди чувствуют себя сильными и жизнерадостными — физически, умственно, эмоционально и духовно, — они делают все, за что берутся, гораздо лучше, с большим пылом и способны долго работать не уставая.

Каждый управленец хочет, чтобы его подчиненные работали эффективно, инициативно, желательно быстро, т. е. включали в процесс весь свой потенциал и энергию, умели взаимодействовать в команде и нести ответственность за последствия своих решений. Конечно, мало кто скажет: «Я хочу, чтобы они были позитивны, получали от работы радость и чувствовали себя в компании счастливыми». Но уже в 90-х годах прошлого столетия Д. Гоулмен доказал, что, когда человек испытывает счастье и удовольствие, у него повышается циркуляция крови в мозге, что способствует творческой активности, помогает собрать ментальную энергию воедино, быть вовлеченным и показывать высокие результаты. Все остальные чувства, особенно негативные, отрицательно влияют на способность думать и нести личную ответственность, снижают рабочую мотивацию и тормозят реализацию любых изменений.

Убедить людей – это, прежде всего, убедить их эмоционально. Мотивировать – это, прежде всего, работать с лояльностью, вовлеченностью, с позитивными эмоциями сотрудников, которые не возникают  просто так от увеличения зарплаты. Они должны «хотеть», а руководитель должен «уметь» сделать так, чтобы  они захотели.

Эмоциональный мозг имеет  многомиллионные традиции и, в сущности, делает с нами то же, что и пятьдесят миллионов лет назад, – защищает. Он не различает угрозы друг от друга (ему неважно, угроза ли это телу, статусу, репутации, нашему разбухшему эго) и действует примитивно – защита или нападение, а лучше все сразу. Любая информация сначала обрабатывается именно эмоционально, и лишь затем логический отдел выдает нам умозаключения и формирует ментальный план. Можно представить, сколько в этом процессе бывает искажений и как часто руководители, вместо того чтобы снимать эмоциональную оборону со своих мыслей и делать эффективные шаги, уходят в «глухую защиту» и, как следствие, теряют лояльность по отношению к подчиненным, которые отзываются тем же, помноженным на три. Эмоциональные ловушки, в которых оказываются управленцы, становятся для компании «тюрьмой» с ограниченным фокусом восприятия и линейными решениями. Эмоциональный потенциал, прежде всего, дает руководителю возможность выбора и гибкость, позволяющую выходить за рамки привычного. ЕQ связан с развитием правого полушария – с интуитивностью, метафоричностью мышления, с быстротой обработки информации, с широкими невербальными коммуникативными возможностями. Если же говорить об Е-компетенции (то есть взаимосвязи умений и навыков), то это, прежде всего, умение осознавать свои эмоции, идентифицировать их и делать выбор, используя эмоциональную информацию, перестраивать эмоции, мысли и поведение применительно к изменяющимся ситуациям и условиям.

Четыре составляющих эмоциональной компетенции:

Самоосознанность.

 Выражается в идентификации  эмоций и ответах на вопросы:  «Что? Почему? С чем связано?» Умение  сделать это «стоп» позволяет  переключить фокус внимания на  желаемый конечный результат  и увидеть связь между тем,  что хочу, что делаю и что  думаю. Как выглядит желаемое  окончание ситуации и куда  собрались вас увести эмоции? В цепочку «импульс–обработка–действия»  к слову «обработка» добавляются  осознанность и выбор, что позволяет  существенно расширить рамки  восприятия себя, других и поставленных  целей.

 

Управление собой. Выбор.

 Управление людьми  – это, прежде всего, умение  с ними взаимодействовать, а  для этого необходимо уметь  взаимодействовать с собой. Выбор  поведения, выбор эмоциональной  стратегии, приносящей эффективность,  исследование своего эмоционального  потенциала, развитие позитивных  сторон мышления и умение смотреть  на настоящее из будущего. Либо  ты используешь эмоции, либо они  используют тебя.

Осознанность  других. Эмпатия.

 Эмоциональная компетенция  руководителя – это искусство  понимания того, что чувствуют  другие люди, что ими движет, каковы  их эмоциональные стратегии и  как их учитывать в процессе  принятия управленческих решений.  Многие руководители говорят  о том, что у них нет на  это времени в цейтноте дел,  но парадокс в том, что тратить  время на это все равно придется, когда руководитель столкнется  с сопротивлением, снижением мотивации  или негласным психологическим  саботажем.

Управление людьми. Позитивное влияние.

 Руководитель управляет  процессами, реализует конечный  результат и на этом пути  постоянно встречается с непредсказуемым  человеческим фактором, т. е. с  эмоциональными реакциями и эмоциональной  компетенцией подчиненных. И это  то, чем приходится ему управлять  на самом деле. Расширяя и используя  эмоциональный потенциал, руководитель  приобретает целый веер возможностей  по реализации самых смелых  планов и желаний, свободу мыслей  и действий, уверенность и глубину  принимаемых решений.

 

Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется  обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.

Во-вторых, руководитель —  это такой же человек, как и  все другие: он может предаваться  раздражению, негодованию, унынию и  т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей  обстановке может обернуться рядом  неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно  важно найти средства эмоционально-психологической  разгрузки. Такими средствами могут  служить физические упражнения, встречи  с друзьями, хобби и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эмоции играют очень большую  роль в жизни каждого человека. С помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздействий и оцениваем  собственное поведение. Все наши победы и поражения окрашены эмоциями. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание культуры эмоций и чувств учащихся составляет важное направление  в общей воспитательной работе семьи  и школы, является актуальной задачей  литературы, искусства, средств массовой информации. Неумение управлять своими эмоциями нарушает его межличностные  взаимодействия с другими людьми, не позволяет адекватно строить  производственные, семейные, дружеские  отношения, становится препятствием для  выбора и успешного овладения  многими профессиями. Гармоничное  развитие эмоциональной сферы необходимо каждому человеку для полноценной  жизни в обществе, адекватного  отношения к другим людям и  самому себе, для сохранения своего здоровья.

Информация о работе Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных состояний. Роль эмоций в деятельности руководителя