Понятие и сущность управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития. Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Содержание

1. Понятие и сущность управления
2. С/х производство как объект управления
3. Эволюция концепции маркетинга

Работа содержит 1 файл

управление в АПК.docx

— 27.77 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По дисциплине: Управление и Маркетинг в АПК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2012 

Содержание 
 
 

  1. Понятие и сущность управления
  2. С/х производство как объект управления
  3. Эволюция концепции маркетинга
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие и сущность управления
 

Менеджмент  – область управленческой и хозяйственной  деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития. Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности. 

 Управление  – это процесс планирования  организации, мотивации и контроля  необходимый для того, чтобы сформировать  и достичь цели организации.  Управление представляет собой  осознанную целенаправленную деятельность  человека с помощью, которой  он упорядочивает и подчиняет  своим интересам элементы внешней  среды общества, техники и живой  природы. Управление должно быть  направленно на успех и выживание.  В управление всегда есть: субъект  – тот, кто осуществляет управление  и объект – тот, кем управляют  действия субъекта управления, т.о.  основная задача управления организовать  работу других людей, при этом  высшей формой искусством управления  является такая организация, при  которой у объекта управления  создается ощущение, что ни кто  им не управляет. 

 Процессный  подход к управлению хронологически  сформировался раньше всех остальных,  он отражен в работах Ф.Тейлора,  М.Вебера, А.Файоля. 

 В  соответствии с ним важнейшим  элементом управления являются  циклически повторяющиеся, регламентированные  операции и процедуры, формально  закрепленные за отдельными управленческими  должностями или органами управления. Говоря иначе, эффективный менеджмент  предполагает точное и полное  выполнение всех функций управления. 

 А.Файоль первоначально выделил следующие функции управления: планирование и предвидение, организацию и распорядительство, координацию и контроль. Более поздние исследователи дополнили этот список функциями стимулирования, коммуникаций, представительства, ведения переговоров предпринимательства и др. 

 Современные  представления о функциях управления  связаны с выделением трех  групп функций: первичные или  базовые, связующие и интегрирующие  (оперативные) функции. 

 Выполнение  базовых функций составляет основу  процесса управления для любого  руководителя, независимо от занимаемой  должности и специфики деятельности. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль. 

 Связующие  функции создают условия для  эффективной реализации первичных  функции и включают: налаживание  коммуникации, принятие управленческих  решений. 

 Интегрирующие  функции обеспечивают оперативное  руководство подчиненными, включают  элементы базовых, и связующих  функций управления. К ним относятся:  руководство (администрирование)  и лидерство. 

  1. С/х производство как объект управления
 

Сельскохозяйственное  производство обладает рядом специфических  особенностей, которые оказывают  существенное влияние на формирование системы управления. 

Земля в сельском хозяйстве является не только объектом труда, как в других отраслях материального производства, но и его предметом, а также  основным средством производства, что  обусловливает территориальную рассредоточенность производства, населенных пунктов, построение органов управления в основном по территориально-производственному принципу. 

Территориальная рассредоточенность производства и удаленность структурных подразделений от центра, плохие дорожные условия затрудняют сбор и переработку информации, что ведет к запаздыванию принятия оперативных решений, а следовательно, расширяет границы самостоятельности как самих предприятий, так и внутрихозяйственных подразделений, особенно в области оперативно-хозяйственной деятельности. 

 Экономическое воспроизводство переплетается с естественным, что ставит его в зависимость от природно-климатических условий, Которые по зонам страны различны. Это предопределяет высокий уровень самостоятельности местных органов управления в регулировании производства, установлении сроков, методов и приемов выполнения тех или иных работ. 

 Различия  в формах собственности оказывают  влияние на формирование системы  управления в отраслях и взаимоотношения  вышестоящих органов управления  с другими отраслями и организациями. 

 Сезонность  производства, резкие колебания  в использовании материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов  по периодам года требуют от  управляющей системы изыскания  путей их выравнивания. В результате  возникает чрезмерная напряженность  труда руководителей и специалистов  в отдельные периоды сельскохозяйственных  работ, увеличивается продолжительность  их рабочего дня и т. д. 

Определенное  влияние на организацию управления оказывают и особенности технологии производства, связанные с живыми организмами—растениями, животными, микроорганизмами, что предъявляет особые требования к хранению, транспортировке и  сбыту продукции. Это предполагает строгую согласованность выполняемых  работ и операций независимо от ведомственной  принадлежности организаций и предприятий. Имеются и другие особенности, обусловливающие  специфику в организации управления: различия между городом и деревней; живучесть традиций и обычаев  населения; влияние личных хозяйств населения на экономическое положение работающих и др. 

Учет  влияния особенностей сельского  хозяйства как отрасли общественного  производства обязателен. Он предопределяет в значительной мере эффективность  функционирования всей системы управления сельскохозяйственным производством  снизу доверху. 

  1. Эволюция  концепции маркетинга
 

Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы  на настоящие и будущие нужды  покупателей и создания приемлемого  предложения с целью удовлетворения существующей потребности и получения  прибыли. Необходимо видеть различия между  понятиями «концепция» и «управление». Концепция маркетинга, отражает идею о том, что все виды предпринимательства  направлены на удовлетворение потребности  потребителя. Функцию маркетинга можно определить как деятельность всех видов предпринимательства по обеспечению сбыта продукции. Управление маркетингом - это управление процессом приспособления предприятия по пользованию имеющихся рыночных возможностей. Эволюция концепции маркетинга обусловлена следующей поэтапной схемой формирования и развития экономики:

     1. Натуральное хозяйство: отсутствие  маркетинга; полное удовлетворение  прожиточных потребностей на  основе создания определенных - «нужных» - товаров.

     2. Натурально-товарное хозяйство:  маркетинг отсутствует, но зарождаются  примитивные формы обмена товаров.

     3. Появление товарно-денежных отношений:  зарождение элементов маркетинговой  деятельности в виде ценовой  политики, рекламы, развития сбытовой  деятельности.

     4. Развитие товарно-денежных отношений  с определенной товарной ориентацией  экономики.

     5. Расширение товарно-денежных отношений.  Наличие дефицита на многие  товары. Формирование сбытовой стратегии.

     6. Формирование основ рыночной  ориентации производства с усилением  конкурентной борьбы.

Концепция маркетинга претерпела существенные изменения  с момента ее зарождения на рубеже XIX-XX вв.

Первоначально, в эпоху массового производства, побеждал тот бизнес, который добивался  экономии издержек и поэтому мог  продавать свои товары по самым низким ценам. Основной маркетинговой концепцией было совершенствование производства с целью удешевления товаров  и увеличение продаж за счет выигрыша в ценах.

Второй  этап развития маркетинговой концепции  начался в 30-е гг. и ознаменовался  насыщением рынка США и Западной Европы основными потребительскими товарами. Насыщение рынка означало ограничение спроса и повышение  требований к качеству продукции. Настала  пора убеждать потенциального потребителя  в качественности продаваемой продукции, что выдвинуло на первый план маркетинговую  концепцию интенсификации коммерческих усилий.

50 - 60-е  гг. стали периодом усовершенствования  производства и появления новых  условий потребления на базе  бурного роста атомной промышленности, расширения сети телевизионных коммуникаций, проведения космических исследований, развития электроники, производства искусственных материалов и т. п. Усилилось внимание общества к экологии. Вследствие этих изменений в производстве и общественном сознании повысилась общая культура потребления. Началась резкая дифференциация спроса вследствие индивидуализации желаний потребителей. Это выразилось в еще более высоких требованиях к качеству и уровню обслуживания потребителей (сервисных услуг). В результате сформировалась наиболее рафинированная концепция маркетинга: превращать потребности покупателей путем их наилучшего удовлетворения в доходы фирмы.

Этапы развития маркетинга, его периодизацию можно условно свести к следующим:

1. 1860-1930 гг. - товарная ориентация, характеризующаяся  значительным превышением спроса  над предложением при достаточно  низкой конкуренции. В результате - изменение качества товаров  и услуг осуществлялось без  достаточного учета потребностей, желаний и вкусов потребителей. В этот период философия высшего  руководства компаний выражается  словами Г. Форд: «Мы можем дать  покупателям машину любого цвета,  но при условии, что этот  цвет - черный», а не словами:  «Мы управляем не фирмой, а  организацией, yдoвлeтвopяющeй потребности потребителей».

2. 1930-1950 гг. - сбытовая ориентация имела  место при активизации конкурентной  борьбы, ее обострении на рынке.  Вместе с тем имел место  значительный объем неудовлетворенного  спроса, который стимулируется различными  методами. В том числе и рассрочкой  платежа -«кредитные продажи». Характерным для данною этапа является расширение рекламных воздействий im потребителя, внедрение стимуляторов продаж.

3. 1950-1960 гг. - рыночная ориентация, то есть  выделение товаров, пользующихся  активным спросом у потребителей, как за счет высокого качества, так и привлекательностью исполнения, и достижение за счет этого  высокого уровня продаж. Основная  характеристика этапа - формирование  рынка покупателя, расширение ассортимента товарных групп, насыщение рынка товарами. При этом выделение товаров с высокой потребительской стоимостью происходило, как правило, без достаточных маркетинговых исследований и анализа спроса, в основном стохастически.

4. 1960 - 1990 гг. - маркетинговое управление процессом  производства и продаж продукции.  Для этого периода характерны: переход к перспективным планам  деятельности предприятий на  рынке в средне и долгосрочном  временном периоде (10-15 лет), системность  и целенаправленность в исследовании  рынка и его составных элементов;  использование комплексных методов  формирования и планирования  спроса, расширение усилий по  стимулированию сбыта; развитие  индивидуального маркетинга, уменьшение  жизненного цикла товаров и  услуг, ориентация на рыночную  новизну товара, более тщательный  анализ групп потребителей.

5. Настоящее  время - «сервизация» экономики, расширение сферы деятельности фирм на рынке услуг, формирование послепродажного рынка.

Информация о работе Понятие и сущность управления