Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:34, реферат
Понятие культуры является одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внимание уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, не-обходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: «За прошедшее десятилетие, когда понятие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние»[1]
Иерархическая культура характерна для организаций, которые фокусируют внимание на внутренней поддержке в сочетании с требуемой стабильностью и контролем. В организациях с иерархической культурой формализованное и структурированное место работы. Лидеры – рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Успех определяется в выполнении календарных графиков, низких затратах. Управление персоналом сосредоточено на гарантии занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Организации с рыночной культурой акцентируют внимание на внешних позициях в сочетании с требуемой стабильностью и контролем. Главной заботой организации является выполнение поставленной задачи и достижение цели. Лидеры – твердые руководители и жесткие конкуренты. Организацию связывает желание побеждать. Пристальное внимание уделяется репутации и успеху фирмы. Успех определяется долей рынка, степенью проникновения на рынок.
Главное в организациях с культурой, ориентированной на роли, –процедуры, правила, предписанные функции. В центре внимания в организациях с культурой, ориентированной на задачу– выполнение задачи, способность справляться с задачей, новой ситуацией, способность адаптироваться к ней.
Главное в организациях с культурой, ориентированной на человека – потенциал человека, работника, его умения. В организациях с культурой, ориентированной на власть акцент делается на росте организации, а значимость работников определяется значимостью занимаемой ими должности.
По характеру развития можно выделить также «мужские» и «женские» культуры.
Мужские культуры обеспечивают связь и адекватную и своевременную реакцию на изменения во внешней среде, производят обмен информацией с нею. Мужские культуры тяготеют к динамичности, постоянному обновлению, стремлению к изменениям. При доминировании мужского начала в культуре организации будут стремиться к постоянному внедрению инноваций, качественным преобразованиям.
Женские культуры обеспечивают устойчивое функционирование организации, стремятся к сохранению, упрочению, расширению достигнутых результатов и существующих порядков. При преобладании женской культуры в организации основные усилия управляющего воздействия будут направлены на усиление и сохранение старого. Обе культуры взаимодополняемы и необходимы для нормального функционирования организации, так как в разных условиях различные культуры оказываются более целесообразными.
Голландский исследователь Гирт Хофстед, разделяет организационные культуры по следующим аспектам:
Укрупненные признаки и основные типы организационной культуры
представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1
Укрупненные типы организационной культуры
Основание классификации | Типы организационной культуры |
Внутренний/внешний фокус (акцентирование внимания на внешней или внутренней среде, внешних или внутренних связях и отношениях) | Интровертная/ экстравертная |
Характер традиционных коммуникаций | Культура индивидуализма/
культура
коллективизма |
Стиль
управления (типичная организационная структура, типичные
характеристики принятия
решений, и др. процессов) |
Бюрократическая/ инновационная |
Интровертная организационная культура характеризуется акцентированием внимания на внутренней среде организации (структуре, процессах, ресурсах), на внутренних связях и отношениях фирмы (между подразделениями, работниками).
Организации с экстравертной культурой сосредотачивают внимание на внешних связях и отношениях, они направлены во внешнее окружение, активно взаимодействуют с внешней средой.
В организациях с культурой индивидуализма приоритетной ценностью является личный успех каждого работника, личная карьера, для работников характерно совершенствование собственного профессионализма, часто узко специализированного.
В организациях с культурой коллективизма можно наблюдать преобладание коллективных решений, приоритет интересов и целей организации над личными интересами работников; в таких организациях высокий «командный дух», сплоченность коллектива, работники идентифицируют себя с организацией.
Характеристики бюрократической и инновационной организационной культуры отражены в табл. 2.2.
Таблица 1.5
Характеристики бюрократического и инновационного типа
организационной культуры
Показатели | Бюрократическая культура | Инновационная культура |
Вертикаль власти | Жесткая, многоуровневая | Отсутствие
жесткой
вертикали |
Распределение
функций
между подразделениями и работниками |
Четко определены
и
ограничены |
Границы размыты |
Целевая ориентация | На частные цели | На общую цель |
Характер управления | Централизованный | Децентрализованный |
Оперативность принятия
решений |
Низкая | Высокая |
Ответственность | Обезличенная,
низкая у
Исполнителей и руководителей низшего звена |
Конкретизированная,
высокая у исполнителей |
Делегирование
полномочий |
Отсутствует | Развито |
Документооборот | Высокий | Низкий |
Внедрение инноваций | Бюрократические препятствия | Ориентация на постоянные инновации, поощрение творческого подхода, постоянные инвестиции в новые технологии |
Структура управления | Линейно-функциональная | Матричная, проектная,
процесс-команда |
Кооперация | Номинальная, слабая | Сотрудничество,
взаимопомощь |
Важно отметить, что «бюрократическая организационная культура» не является синонимом неэффективной, устаревшей культуры. В определенных условиях и для определенных организаций данный тип культуры может являться предпочтительным.
Бюрократический тип организационной культуры имеет свои положительные черты, и в некоторых случаях оправдан (например, при необходимости установления более жесткого контроля, упорядочения деятельности организации, при недостаточно высоко квалифицированном персонале, в крупных организациях с линейно-функциональной организационной структурой и т.д.).
Заключение
Организационная культура представляет собой сложное явление и проявляется в организационной структуре, статусных различиях, идеологии, мифах и символах, ритуалах и церемониях, языке общения.
Процесс изменения культуры организации требует тщательной подготовки. Изменения организационной структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни и деятельности людей.
Требования
к профессиональным знаниям, навыкам
и качествам руководителей и
специалистов, как и других работников,
должны формироваться на основе, принятой
на предприятии идеологии
Для каждого из типов культуры существует определенная политика и четкий набор действий руководства, осуществляемых в организации.
Помимо доминирующей культуры, которая представляет собой сумму некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации, в организации присутствуют субкультуры, представляющие собой сумму ценностей, разделяемых меньшинством членов организации. При исследовании организационной культуры необходимо рассматривать иерархические, профессиональные, основанные на культурных различиях, и
Управление
организационной культурой
Список использованной литературы
1. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры/ Под ред. В.А.Трайнева. – М.: ИТК «Дашков и К», 2002. – 340с.
2. Веснин, В.Р. Менеджмента: Учебник. / В. Р. Веснин. - М.: Изд-во «Тк Велби». 2004. - 504 с.
3. Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. / О. С. Виханский. А. Н. Наумов. - М.: Экономист. 2003. - 532 с.
4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2001. – 398с.
5.Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОАО Ростиздат, 2001. – 384с.
6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. - М:Дело, 2000. - 700с.
7. Румянцева З. П., Саломатин Н. А. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Изд - во «Инфра-М», 2003. - 280 с.
8. Семенов Ю. Г. Организационная культура: управление и диагностика: Учебник для вузов / Ю. Г. Семенов. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2004.- 180 с.
Информация о работе Понятие и сущность организационной культуры