Понятие и сущность организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Понятие культуры является одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внимание уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, не-обходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: «За прошедшее десятилетие, когда понятие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние»[1]

Работа содержит 1 файл

организац.культура.docx

— 38.90 Кб (Скачать)

     Иерархическая культура характерна для организаций, которые фокусируют внимание на внутренней поддержке в сочетании с требуемой стабильностью и контролем. В организациях с иерархической культурой формализованное и структурированное место работы. Лидеры – рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Успех определяется в выполнении календарных графиков, низких затратах. Управление персоналом сосредоточено на гарантии занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.

     Организации с рыночной культурой акцентируют внимание на внешних позициях в сочетании с требуемой стабильностью и контролем. Главной заботой организации является выполнение поставленной задачи и достижение цели. Лидеры – твердые руководители и жесткие конкуренты. Организацию связывает желание побеждать. Пристальное внимание уделяется репутации и успеху фирмы. Успех определяется долей рынка, степенью проникновения на рынок.

     Главное в организациях с культурой, ориентированной на роли, –процедуры, правила, предписанные функции. В центре внимания в организациях с культурой, ориентированной на задачу– выполнение задачи, способность справляться с задачей, новой ситуацией, способность адаптироваться к ней.

     Главное в организациях с культурой, ориентированной на человека – потенциал человека, работника, его умения. В организациях с культурой, ориентированной на власть акцент делается на росте организации, а значимость работников определяется значимостью занимаемой ими должности.

     По  характеру развития можно выделить также «мужские» и «женские» культуры.

     Мужские культуры обеспечивают связь и адекватную и своевременную реакцию на изменения во внешней среде, производят обмен информацией с нею. Мужские культуры тяготеют к динамичности, постоянному обновлению, стремлению к изменениям. При доминировании мужского начала в культуре организации будут стремиться к постоянному внедрению инноваций, качественным преобразованиям.

     Женские культуры обеспечивают устойчивое функционирование организации, стремятся к сохранению, упрочению, расширению достигнутых результатов и существующих порядков. При преобладании женской культуры в организации основные усилия управляющего воздействия будут направлены на усиление и сохранение старого. Обе культуры взаимодополняемы и необходимы для нормального функционирования организации, так как в разных условиях различные культуры оказываются более целесообразными.

     Голландский исследователь Гирт Хофстед, разделяет  организационные культуры по следующим аспектам:

    • по степени индивидуализма или коллективизма;
    • по степени неприятия неопределенности, то есть степени комфорта
    • сотрудников при необходимости принимать решения, определении будущего;
    • по степени мужественности или женственности. Мужественность определяет степень настойчивости, независимости, индивидуального доминирования, поощряемого в организации;
    • по дистанции между людьми, имеющими различный статус          (дистанциивласти), то есть в какой степени члены организации воспринимают статус и социальное положение лиц;
    • по степени значимости настойчивости, статуса, бережливости, и незначительности личной стойкости, репутации, уважение традиций, взаимность услуг (Г.Хофстед назвал этот аспект «конфуцианский динамизм»).

     Укрупненные признаки и основные типы организационной  культуры

     представлены  в табл.2.1.

Таблица 2.1

     Укрупненные типы организационной культуры

     
Основание классификации Типы организационной  культуры
Внутренний/внешний фокус (акцентирование внимания на внешней или внутренней среде, внешних или внутренних связях и отношениях) Интровертная/ экстравертная
Характер  традиционных коммуникаций Культура индивидуализма/ культура

коллективизма

Стиль управления (типичная организационная структура, типичные характеристики принятия

решений, и др. процессов)

Бюрократическая/ инновационная

 

     

     Интровертная  организационная культура характеризуется акцентированием внимания на внутренней среде организации (структуре, процессах, ресурсах), на внутренних связях и отношениях фирмы (между подразделениями, работниками).

     Организации с экстравертной культурой сосредотачивают внимание на внешних связях и отношениях, они направлены во внешнее окружение, активно взаимодействуют с внешней средой.

     В организациях с культурой индивидуализма приоритетной ценностью является личный успех каждого работника, личная карьера, для работников характерно совершенствование собственного профессионализма, часто узко специализированного.

       В организациях с культурой  коллективизма можно наблюдать преобладание коллективных решений, приоритет интересов и целей организации над личными интересами работников; в таких организациях высокий «командный дух», сплоченность коллектива, работники идентифицируют себя с организацией.

     Характеристики  бюрократической и инновационной организационной культуры отражены в табл. 2.2.

Таблица 1.5

Характеристики  бюрократического и инновационного типа

     организационной культуры

     
Показатели Бюрократическая культура Инновационная культура
Вертикаль власти Жесткая, многоуровневая Отсутствие  жесткой

вертикали

Распределение функций

между подразделениями  и работниками

Четко определены и

ограничены

Границы размыты
Целевая ориентация На частные  цели На общую  цель
Характер  управления Централизованный Децентрализованный
Оперативность принятия

решений

Низкая Высокая
Ответственность Обезличенная, низкая у

Исполнителей и руководителей низшего звена

Конкретизированная,

высокая у исполнителей

Делегирование

полномочий

Отсутствует Развито
Документооборот Высокий Низкий
Внедрение инноваций  Бюрократические препятствия Ориентация  на постоянные инновации, поощрение творческого подхода, постоянные инвестиции в новые технологии
Структура управления Линейно-функциональная Матричная, проектная,

процесс-команда

Кооперация  Номинальная, слабая Сотрудничество,

взаимопомощь

 

     Важно отметить, что «бюрократическая организационная  культура» не является синонимом неэффективной, устаревшей культуры. В определенных условиях и для определенных организаций данный тип культуры может являться предпочтительным.

     Бюрократический тип организационной культуры имеет  свои положительные черты, и в некоторых случаях оправдан (например, при необходимости установления более жесткого контроля, упорядочения деятельности организации, при недостаточно высоко квалифицированном персонале, в крупных организациях с линейно-функциональной организационной структурой и т.д.).

 

     

     Заключение

     Организационная культура представляет собой сложное явление и проявляется в организационной структуре, статусных различиях, идеологии, мифах и символах, ритуалах и церемониях, языке общения.

     Процесс изменения культуры организации  требует тщательной подготовки. Изменения  организационной структуры и  методов управления всегда затрагивают  условия жизни и деятельности людей.

     Требования  к профессиональным знаниям, навыкам  и качествам руководителей и  специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе, принятой на предприятии идеологии организационного поведения. Так формируется организационная  культура.

     Для каждого из типов культуры существует определенная политика и четкий набор действий руководства, осуществляемых в организации.

     Помимо  доминирующей культуры, которая представляет собой сумму некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации, в организации присутствуют субкультуры, представляющие собой сумму ценностей, разделяемых меньшинством членов организации. При исследовании организационной культуры необходимо рассматривать иерархические, профессиональные, основанные на культурных различиях, и

     Управление  организационной культурой должно носить целенаправленный характер. Управление культурой необходимо для ее развития, поддержания, изменения. Оно включает усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре.

 

     

     Список  использованной литературы

     1. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры/ Под ред. В.А.Трайнева. – М.: ИТК «Дашков и К», 2002. – 340с.

     2. Веснин, В.Р. Менеджмента: Учебник. / В. Р. Веснин. - М.: Изд-во «Тк Велби». 2004. - 504 с.

     3. Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. /   О. С. Виханский. А. Н. Наумов. - М.: Экономист. 2003. - 532 с.

     4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2001. – 398с.

     5.Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОАО Ростиздат, 2001. – 384с.

     6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. - М:Дело, 2000. - 700с.

     7. Румянцева З. П., Саломатин Н. А. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Изд - во «Инфра-М», 2003. - 280 с.

     8. Семенов Ю. Г. Организационная культура: управление и диагностика: Учебник для вузов / Ю. Г. Семенов. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2004.- 180 с.

Информация о работе Понятие и сущность организационной культуры