Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:44, контрольная работа
С развитием в нашей стране рыночной экономики, термины «менеджмент», «менеджер», прочно вошли в нашу жизнь, а так же словарный обиход. Трактовок определения понятия менеджмент существует великое множество, что оправдано, т.к. на любой стадии развития целесообразно применять менеджмент различного типа: технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и пр.
С развитием в нашей стране рыночной экономики, термины «менеджмент», «менеджер», прочно вошли в нашу жизнь, а так же словарный обиход. Трактовок определения понятия менеджмент существует великое множество, что оправдано, т.к. на любой стадии развития целесообразно применять менеджмент различного типа: технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и пр. Н.И. Кабушкин определяет понятие менеджмент как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы и поведение людей. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. Канадский теоретик в области трудовых отношений Н. Кинг трактует менеджмент как «соединительное звено между трудом и капиталом, которое может аннулировать классовые концепции». Зайцев О.А под менеджментом подразумевает область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм, По мнению Комаровой Н.В., в более широком значении менеджмент — это, с одной стороны, деятельность, направленная на планирование, организацию и эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, а с другой стороны — совокупность принципов, методов и форм управления, используемых с целью повышения эффективности работы организации и увеличения прибыли. В максимально широком смысле слово менеджмент определяет свободная энциклопедия wikipedia.org как создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней, а так же управление социально-экономическими системами, в том числе производственными.
На сегодняшний день, выделяются четыре основных аспекта менеджмента: экономический, социально-психологический, правовой организационно-технический.
Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-
Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.
Организационно-
Кроме
того, менеджменту присущи
Иногда в отечественной литературе предлагается заменить иностранное слово — менеджмент русским словом — управление. Данные термины весьма схожи, однако термин « управление» имеет более широкий смысл по сравнению с термином менеджмент. Управление — это воздействие управляющей системы (субъекта, управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. Кроме того, в американской литературе менеджмент это управление конкретными людьми в конкретной организации. Если речь идет о обезличенном управлении, то обычно используют понятие администрирование. Кроме того, менеджер — это не просто экономист или инженер, занимающийся управлением, а профессиональный управляющий. В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент граничит с понятием бизнеса. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен — это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящее о прибыль. Это может быть единоличный хозяин, в подчинении которого никто не находится, или человек, не являющийся членом организации, в которую он вложил деньги. Менеджер же всегда занимает постоянную должность в организации, в его подчинении находятся люди.
Таким образом, не смотря на многообразие определений термина менеджмент, представляется целесообразным сформулировать общее определение понятия менеджмента на основе рассмотренных трактовок. Менеджмент – это наука об управлении человеческими ресурсами, с целью обеспечения эффективной деятельности организации и получения материальной выгоды.
Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, т. е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют линию поведения менеджера.
Таким
образом, принципы управления – это
основополагающие идеи и закономерности
и правила поведения
В современной литературе авторами выделяется ряд принципов менеджмента. Обратимся к рассмотрению наиболее значимых из них:
Таким
образом, грамотное применение вышеописанных
принципов как единой системы
позволит обеспечить эффективной управление
организацией, а значит максимизировать
прибыль при снижении издержек.
В современном менеджменте существует довольно большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы. Такая классификация отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Под методом управления подразумеваются способы воздействия субъекта правления на объект управления. Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма методов управления — это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий). Таким образом в менеджменте выделяются следующие методы управления:
Обратимся более подробно к изучению экономических методов управления. Для экономических методов исходным является наличие рынка, умение управлять в условиях рынка, когда механизм отраслевого управления заменяется рыночным механизмом. Экономические методы широко используют экономико-математические модели (ЭММ). Их различают по размерности, сложности, характеру используемого математического аппарата и т.д. Примером ЭММ, применяемых в экономических методах управления, могут быть модели для выбора экономически оптимальных решений. Они включают целевую функцию и ограничения. Целевая функция — инструмент, с помощью которого то или иное состояние идентифицируется как оптимальное; ограничение — условия, при которых осуществляется выбор решений.
Определяющим фактором экономических методов управления является материальная мотивация, которая используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом применяется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества, с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий.
Таким
образом, экономическая мотивация персонала
складывается из трех основных составляющих:
прямое материальное вознаграждение,
заработная плата, премии (или бонусы),
участие в прибылях и акционерном капитале;
дополнительные выплаты; штрафы. В качестве
основных методов управления здесь выступает
система заработной платы и премирования,
которая должна быть максимально связана
с результатами деятельности исполнителя.
Умение общаться с деловыми партнерами, умение убеждать коллег в правильности принятого решения может в значительной степени повлиять на уровень прибыли, и успех бизнеса в целом.
Проблемы
ведения деловых совещаний
Деловое совещание – это способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим в организации. Совещания классифицируются по следующим основным признакам:
По назначению: вырабатывающие и принимающие решения; разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений; подводящие итоги и дающие оценку принятым ранее решениям; оперативные (диспетчерские).
По периодичности (частоте) проведения: разовые; регулярные; периодические.
По количеству участников: узкий состав (до пяти человек); расширенные (до двадцати человек); представительные (свыше двадцати человек).
По степени стабильности состава участников совещания: с фиксированным составом; с приглашаемыми по списку, составленному для каждого совещания; комбинированные.
По принадлежности: партийные (и других общественных организаций); административные; научные и научно-технические; объединенные.
Для эффективного проведения деловых совещаний необходимо учитывать основные принципы: