Понятие и сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

С развитием в нашей стране рыночной экономики, термины «менеджмент», «менеджер», прочно вошли в нашу жизнь, а так же словарный обиход. Трактовок определения понятия менеджмент существует великое множество, что оправдано, т.к. на любой стадии развития целесообразно применять менеджмент различного типа: технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и пр.

Работа содержит 1 файл

С развитием в нашей стране рыночной экономики.docx

— 35.08 Кб (Скачать)
  1. Дать  понятие менеджмента, раскрыть принципы менеджмента.

     С развитием в нашей стране рыночной экономики, термины «менеджмент», «менеджер», прочно вошли в нашу жизнь, а так  же словарный обиход. Трактовок определения  понятия менеджмент существует великое  множество, что оправдано, т.к. на любой стадии развития целесообразно применять менеджмент различного типа: технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и пр. Н.И. Кабушкин определяет понятие менеджмент как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы и поведение людей. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. Канадский теоретик в области трудовых отношений Н. Кинг трактует менеджмент как «соединительное звено между трудом и капиталом, которое может аннулировать классовые концепции». Зайцев О.А под менеджментом подразумевает область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм, По мнению Комаровой Н.В., в более широком значении менеджмент — это, с одной стороны, деятельность, направленная на планирование, организацию и эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, а с другой стороны — совокупность принципов, методов и форм управления, используемых с целью повышения эффективности работы организации и увеличения прибыли. В максимально широком смысле слово менеджмент определяет свободная энциклопедия wikipedia.org как создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней, а так же управление социально-экономическими системами, в том числе производственными.

     На  сегодняшний день, выделяются четыре основных аспекта менеджмента: экономический, социально-психологический, правовой организационно-технический.

     Содержание  экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация  материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

     Социально-психологические  аспекты характеризуют деятельность определенной группы лиц по организации  и руководству усилиями персонала  фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем  и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и  обычаи.

     Правовой  аспект менеджмента отражает структуру  государственных, политических и экономических  институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

     Организационно-технический  аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический  отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых  ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и  вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

     Кроме того, менеджменту присущи профессиональные различные модификации. С точки  зрения экономистов, менеджмент – это  важнейший фактор управления производством  наряду с трудом и капиталом. Администраторы считают его системой власти в  организации, с помощью которой  осуществляется регулирование отношений  между руководителями и подчиненными. Социологи рассматривают менеджмент как социальный институт, как важный элемент структуры современного общества и системы социальных статусов.

     Иногда  в отечественной литературе предлагается заменить иностранное слово —  менеджмент русским словом — управление. Данные термины весьма схожи, однако термин « управление» имеет более широкий смысл по сравнению с термином менеджмент. Управление — это воздействие управляющей системы (субъекта, управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. Кроме того, в американской литературе менеджмент это управление конкретными людьми в конкретной организации. Если речь идет о обезличенном управлении, то обычно используют понятие администрирование. Кроме того, менеджер — это не просто экономист или инженер, занимающийся управлением, а профессиональный управляющий. В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент граничит с понятием бизнеса. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен — это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящее о прибыль. Это может быть единоличный хозяин, в подчинении которого никто не находится, или человек, не являющийся членом организации, в которую он вложил деньги. Менеджер же всегда занимает постоянную должность в организации, в его подчинении находятся люди.

     Таким образом, не смотря на многообразие определений  термина менеджмент, представляется целесообразным сформулировать общее определение понятия менеджмента на основе рассмотренных трактовок. Менеджмент – это наука об управлении человеческими ресурсами, с целью обеспечения эффективной деятельности организации и получения материальной выгоды.

     Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации  процесса управления, т. е. управление организацией осуществляется посредством  основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры  всех уровней. Эти правила определяют линию поведения менеджера.

     Таким образом, принципы управления – это  основополагающие идеи и закономерности и правила поведения руководителя по осуществлению управленческих функций.

     В современной литературе авторами выделяется ряд принципов менеджмента. Обратимся к рассмотрению наиболее значимых из них:

  • coчeтaниe нayчнocти и твopчecтвa: зaключaeтcя в том, что дeятeльнocть pyкoвoдитeля ocнoвывaeтcя нa пpoфeccиoнaльныx знaнияx и нaвыкax, нo в нeкoтopыx cлyчaяx в cвязи c нeвoзмoжнocтью иx иcпoльзoвaть пpинятиe yпpaвлeнчecкoгo peшeния ocнoвывaeтcя нa интyиции или импpoвизaции;
  • цeлeнaпpaвлeннocть пpeдпoлaгaeт, чтo yпpaвлeнчecкaя дeятeльнocть дoлжнa быть нaпpaвлeнa нa дocтижeниe oпpeдeлeннoй цeли, paзpeшeниe coздaвшиxcя пpoблeм;
  • coчeтaниe cпeциaлизaции и yнивepcaльнocти пpeдycмaтpивaeт нeoбxoдимocть индивидyaльнoгo пoдxoдa к peшeнию пpoблeмы c oднoй cтopoны, a c дpyгoй - paзpeшeниe пpoблeм являeтcя cocтaвляющeй дeятeльнocти opгaнизaции и cтpoитcя нa oбщиx пpинципax ee фyнкциoниpoвaния;
  • пocлeдoвaтeльнocть бaзиpyeтcя нa cтpoгo oпpeдeлeннoй пocлeдoвaтeльнocти выпoлняeмыx дeйcтвий вo вpeмeни и пpocтpaнcтвe, нapyшeниe кoтopoй мoжeт пpивecти к нepaзбepиxe в paбoтe и, кaк cлeдcтвиe, зaтягивaнию выпoлнeния зaдaч (нaпpимep, cнaчaлa cлeдyeт oпpeдeлить нeoбxoдимый штaт coтpyдникoв, a пocлe этoгo зaпoлнять вaкaнcии, a нe нaoбopoт). Нeкoтopыe paбoты имeют цикличecкий xapaктep - пoвтopяютcя пepиoдичecки, (нaпpимep, пepиoдичecки или нeпpepывнo дoлжны пpoвoдитьcя мapкeтингoвыe иccлeдoвaния пoкyпaтeльcкoгo cпpoca или cocтaвлятьcя плaны paбoты пpeдпpиятия нa бyдyщий гoд);
  • нeпpepывнocть пpeдпoлaгaeт, чтo кaждый вид дeятeльнocти являeтcя ocнoвoй для cлeдyющeгo видa (нaпpимep, инжeнepный пpoeкт, нa кoтopый зaтpaчивaютcя знaчитeльныe cpeдcтвa, дoлжeн быть peaлизoвaн нa пpaктикe, т.к. инaчe paбoтa дaннoгo coтpyдникa бyдeт нeнyжнoй, a зaтpaты нaпpacными);
  • coчeтaниe цeнтpaлизoвaннoгo pyкoвoдcтвa и caмoyпpaвлeния выpaжaeтcя в пpинятии peшeний нa мecтax в cooтвeтcтвии c pacпopяжeниями и yкaзaниями мeнeджepa;
  • кoнцeнтpaция внимaния нa индивидyaльныx ocoбeннocтяx paбoтникoв, a тaкжe cпocoбнocтяx иx взaимoдeйcтвия в кoллeктивe opиeнтиpyeтcя нa coздaниe блaгoпpиятнoй пcиxoлoгичecкoй aтмocфepы, oпpeдeлeннoй opгaнизaциoннoй кyльтypы, c пoмoщью кoтopыx oблeгчaeтcя пpoцecc пpинятия peшeний, a, cлeдoвaтeльнo, yвeличивaeтcя эффeктивнocть paбoты;
  • oбecпeчeниe цeлocтнocти пpaв и oтвeтcтвeннocти нa кaждoм ypoвнe paбoты выpaжaeтcя в нeдoпycтимocти пpeвышeния пpaв нaд oтвeтcтвeннocтью, т.к. пoдoбнaя cитyaция coпpяжeнa c пpoизвoлoм pyкoвoдящиx лиц, нo диcпpoпopция в oбpaтнyю cтopoнy пoдaвляeт paбoчyю инициaтивy и aктивнocть coтpyдникoв, т.к.инициaтивa oкaзывaeтcя нaкaзyeмa;
  • cocтязaтeльнocть yчacтникoв yпpaвлeния пoзвoляeт личнo зaинтepecoвaть paбoтникoв нa ocнoвe мaтepиaльнoгo, мopaльнoгo и opгaнизaциoннoгo пooщpeния paбoтникa, дocтигшeгo нaибoлee выcoкиx peзyльтaтoв.

     Таким образом, грамотное применение вышеописанных  принципов как единой системы  позволит обеспечить эффективной управление организацией, а значит максимизировать прибыль при снижении издержек.  

  1. Раскрыть  сущность экономических  методов управления.

     В современном менеджменте существует довольно большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы. Такая классификация отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Под методом управления подразумеваются способы воздействия субъекта правления на объект управления. Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма методов управления — это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий). Таким образом в менеджменте выделяются следующие методы управления:

  • организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

     Обратимся более подробно к изучению экономических  методов управления. Для экономических методов исходным является наличие рынка, умение управлять в условиях рынка, когда механизм отраслевого управления заменяется рыночным механизмом. Экономические методы широко используют экономико-математические модели (ЭММ). Их различают по размерности, сложности, характеру используемого математического аппарата и т.д. Примером ЭММ, применяемых в экономических методах управления, могут быть модели для выбора экономически оптимальных решений. Они включают целевую функцию и ограничения. Целевая функция — инструмент, с помощью которого то или иное состояние идентифицируется как оптимальное; ограничение — условия, при которых осуществляется выбор решений.

     Определяющим  фактором экономических методов  управления является материальная мотивация, которая используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом применяется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества, с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий.

     Таким образом, экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих: прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале; дополнительные выплаты; штрафы. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. 

     
  1. Определить  условия эффективности  деловых совещаний. Рассмотреть на конкретной ситуации.

     Умение  общаться с деловыми партнерами, умение убеждать коллег в правильности принятого решения может в значительной степени повлиять на уровень прибыли, и успех бизнеса в целом.

     Проблемы  ведения деловых совещаний являются ключевыми для достижения организационной  эффективности и побуждение людей  к достижению общих целей.

     Деловое совещание – это способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим в организации. Совещания классифицируются по следующим основным признакам:

     По  назначению: вырабатывающие и принимающие решения; разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений; подводящие итоги и дающие оценку принятым ранее решениям; оперативные (диспетчерские).

     По  периодичности (частоте) проведения: разовые; регулярные; периодические.

     По  количеству участников: узкий состав (до пяти человек); расширенные (до двадцати человек); представительные (свыше двадцати человек).

     По  степени стабильности состава участников совещания: с фиксированным составом; с приглашаемыми по списку, составленному для каждого совещания; комбинированные.

     По  принадлежности: партийные (и других общественных организаций); административные; научные и научно-технические; объединенные.

     Для эффективного проведения деловых совещаний  необходимо учитывать основные принципы:

  1. Определения целесообразности его проведения. При решении вопроса о необходимости проведения совещания, менеджер должен продумать цели и совещания, сформировать список по количественному и качественному составу участников.
  2. Создание благоприятных условий для коллективной работы и коллективного решения. Если на совещании рассматриваются сложные проблемы, то надо непременно обеспечить условия для коллективного умственного труда присутствующих. О том, что работа вместе группой удалась, можно говорить тогда, когда результат ее: выше результата труда лучшего члена группы;  лучше суммы индивидуальных результатов всех членов группы. Групповая работа требует специальной подготовленности. При физическом труде это правило, само собой разумеется (коллективный труд всегда производительнее), но при умственном труде достигнуть соответствующего результата значительно сложнее. Начало деловых совещаний в точно назначенное время и сжатые графики работы.

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента