Понятие и сущность лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:20, реферат

Описание работы

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность лидерства 4
2. Отличие лидера от менеджера 7
3. Исследование личностных особенностей 36 группы 9
3.1. Социометрия 9
3.2. Изучение личностных особенностей лидеров 10
Выводы 14
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

лидер.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Социометрия (от лат. societas - общество и ...метрия), отраслью социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

     Термин "Социометрия." появился в 19 в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. В 20 в. возникает микросоциология, сторонники которой (Г. Гурвич и др. ) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Я. Морено придал новое значение термину "Социометрия", сведя его к изучению взаимоотношений индивидов, наряду с экспериментальными методами реакционно-утопические рассуждения. С развитием социальной психологии термин "Социометрия" более строго используется лишь для обозначения определённого набора методов исследования межличностных отношений. Социометрический тест фиксирует факт предпочтения, или установку, выраженную индивидом относительно взаимодействия с др. индивидами в определённых ситуациях. Он позволяет описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить это с реакциями других членов группы, с помощью формальных методов (математических, графических и других) выразить взаимоотношения внутри сравниваемых групп. Психодрама и социодрама воспроизводят межличностные отношения исследуемых индивидов в театрализованной ситуации и используются как в диагностических, так и в терапевтических целях. Методы Социометрии. широко используются при изучении малых групп в целях улучшения руководства, а также в лечебных целях.[11]

     3.2. Изучение личностных  особенностей лидеров.

 

     С целью изучения личностных особенностей лидеров 36 группы был проведен тест Карла Леонгарда по выявлению акцентуаций характера.   Для чего испытуемым были предложен ряд вопросов (приложение 2)

      Термин  Карла Леонгарда, немецкого психиатра  и психолога, профессора неврологической клиники Берлинского университета (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера...

       В работах К. Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера". К. Леонгард заменил  термин "психопат" на термин "акцентуированная личность". Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой – от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа. [12]

       Акцентуированные  характеры зависят не от природно-биологических  свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

       Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта  черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты  далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. [13]

       По  исследованиям А. Е. Личко  пато-характерологические  реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с  возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она или явная, а также от социальных условий.[8]

       Явная акцентуация – эта степень  относится к крайним вариантам  нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

       Скрытая акцентуация – эта степень  относится не к крайним, а к  обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или  не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления. [7]

       Наиболее  благоприятный прогноз наблюдается  при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз – при явной  неустойчивой акцентуации.

      В исследовании мы используем особенности  общения и поведения в зависимости от   типа акцентуации (по Леонгарду).

      Гипертимный: Особенности общения и поведения: чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относится к его необоснованному оптимизму, к переоценке своих возможностей.[14]

      Возбудимый: Особенности общения и поведения: Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка).Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют, не избегают ссоры с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. . Черты, привлекательные для собеседника: Вне приступов гнева – добросовестность, аккуратность, любовь к детям

      Педантичный: Особенности общения и поведения Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

      Тревожный: Особенности общения и поведения..  Пониженный фон настроения, опасения за себя близких,;  робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживают неудачу, сомневаются в своих действиях. Редко вступают в конфликты (или в пассивной роли). 

      Дистимичный: Особенности общения и поведения постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступают редко, часто являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними и склонны им подчиняться. [15]

      Циклоидный: Особенности общения и поведения Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения  и, наоборот, в период подавленности). В период подъема настроения проявляет себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада – с дистимической. Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза.  

      Эмотивный: Особенности общения и поведения чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение. Предпочитают узкий круг друзей, близких, которые понимают с полуслова. В конфликты вступают редко, часто являются в них пассивной стороной. Обиды не выплескивают наружу 

      Демонстративный: Особенности общения и поведения выражено стремление быть в центре внимания, добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеют дело, высокая приспособляемость к людям.[16].

      Застревающий: Особенности общения и поведения Застревает на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, сводит «счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонностям к затяженным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной, четко определены круг врагов и друзей. Проявляется властолюбие – «занудливость», нравоучения. 

      Экзальтированный: Особенности общения и поведения. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены. Повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Выводы 

      Лидеры-эти люди почти всегда отличаются  энергичностью, жаждой деятельности, инициативностью, чувством нового, оптимизмом, альтруизмом, состраданием, умеют  радоваться чужим удачам, что как мне кажется немаловажно для данного времени. Исполнительны, с высоким чувством долга.

      Они   стремятся быть в центре внимания, умеют добиваться своих целей любой ценой. Их поведение зависит от человека, с которым они имеют дело, отмечается  высокая приспособляемость к людям.

      Также можно добавить, что у лидеров есть актерское дарование, они обходительны, способны увлечь других, всегда имеется нестандартный подход к тому или иному делу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

    Заключение 

    Итак, в этой работе сделан обзор одной из теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера в социальной  группе, а также определено как лидеры группы влияют друг на друга. Выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер присущи такие  черты как: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами.  Надо сказать что, выявленные качества характерны для желаемых лидеров, и нигде больше они не будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится. 
 

 

Список  используемой литературы. 

1. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М., 1995.

2. Егоршин  А.П.. Управление персоналом. Нижний  Новгород. 1999 г.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник для вузов. — М.: Гардарика, 1998.

4.  Р.М.  Грановская, Элементы практической  психологии, Изд-во «Свет», СПб., 1997

5. Адаир  Д, Психология лидерства, Изд-во  «Эксмо», М.-2005.

6. Мескон  М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы  менеджмента: Пер.с англ. – М.: Дело, 2004. – 720 с.

7.  http://web.sinn.ru/~gorki/PSYBOOK/GENER/patchar.htm

8. http://www.library.by/shpargalka/belarus/psychology/002/psy-074.htm

9.  http://www.links.proocenka.ru/3kurs/disk/umm/dopmat/tlider.pdf

10. http://www.master-x.com/article/article/30/page/1/

11.http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=bse/00073/52600.htm&encpage=bse&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/bse/00073/52600.htm

12. http://www.voppsy.ru/issues/1991/914/914139.htm

13. http://www.harakter.info/gip.html

14. http://lesena.ru/read/chzal.php?r=09&v=209&mod=read

15.  http://revolution.allbest.ru/psychology/00005104_0.html

16. http://www.take5.ru/59/3646/index1.4.html 

Информация о работе Понятие и сущность лидерства