Понятие и сущность лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:20, реферат

Описание работы

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность лидерства 4
2. Отличие лидера от менеджера 7
3. Исследование личностных особенностей 36 группы 9
3.1. Социометрия 9
3.2. Изучение личностных особенностей лидеров 10
Выводы 14
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

лидер.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский  Государственний  Университет Сервиса  и Экономики

Институт  региональной экономики  и управления 
 

                                       Реферат

По дисциплине: «Управление персоналом»

                                         На тему: «Лидер»

 
 
 

              Выполнила: студентка 3 курса

                           заочной формы обучения

                           группы 0611

                           специальность 080507.65

                           «Менеджмент организации»

                           ИВАНОВАЕ. Е. 

Санкт-Петербург

2009г.

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Понятие  и сущность лидерства

4

2. Отличие лидера от менеджера

7

3. Исследование  личностных особенностей 36 группы

9

     3.1. Социометрия

9

     3.2. Изучение личностных особенностей лидеров

10

Выводы

14

Заключение

15

Список  литературы

16

 

    Введение.

 

    В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.

  Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как видите, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что».

    Можем ли мы сами управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности  и желания или же нам придется всё время за кем-то идти? 
 
 
 
 

 

1. Понятие и сущность  лидерства 

     Лидерство - это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

     Обязательное  условие лидерства - обладание властью  в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

     Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных  оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства [1, c.185].

     Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

     Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей  цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве  этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

* проведение  организационных изменений зависит  только от мнения всего одного  человека;

* достигнув  цели, лидер стремиться сохранить  свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;

* уход  лидера резко снижает качество  управления на неопределенное  время. 

     В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

* видение  ситуации в целом; 

* способность  к коммуникациям; 

* доверие  сотрудников; 

* гибкость  при принятии решений. 

     Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей [2, c. 134].

     Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

     Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и  строится больше на отношении типа "лидер - последователь", чем "начальник - подчиненный". Не любой менеджер использует лидерство в своем  поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

     Подходы к изучению лидерства различаются  комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

     Ранние  традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационности в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

     Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность  лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних  факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации [3, c. 48]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Отличие лидера от менеджера 

    Любое предприятие, учреждение  может рассматриваться в двух  планах:  как формальная   и   неформальная   организация.   Соответственно   двум    этим организационным структурам правомерно говорить и о двух  присущих  им  типах отношений  людей:  формальных  и  неформальных.  Отношения  первого  типа  — должностные,  функциональные;  отношения  второго  типа  —  психологические, эмоциональные.

    Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят,  официальных)  отношений,  а  лидерство — феномен, порожденный системой  неформальных  (неофициальных)  отношений.

     Причем  роль менеджера заранее определена «на табло» социальной  организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает  стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. [9]

     Руководитель коллектива назначается извне,  вышестоящим руководством, получает соответствующие властные  полномочия,  имеет  право  на  применение санкций (как позитивных, так  и  негативных).  Лидер  выдвигается  из  числа окружающих его людей, в сущности, равных (или,  по  крайней  мере,  близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один  из  нас».  Вместе  с тем  лидер  также  может  прибегать  к  санкциям  в  отношении  кого-то   из партнеров, но эти санкции носят неформальный  характер  (вроде  тех,  что  в свое время обнаружил  Э.  Мэйо  в  хоторнском  эксперименте),  право  на  их применение нигде официально не зафиксировано.

     Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный  момент.  Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих  из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как.  А  вот в руководстве дело обстоит совсем иначе.  Менеджер  нередко  назначается  на свой пост независимо от того, воспринимают его  подчиненные  соответствующим этой роли или нет.

     Короче  говоря,  руководство,  менеджмент  есть  социальный  по   своей сущности феномен, а  лидерство  — психологический.  И в этом  — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

     Во-первых, и руководство, и лидерство являются  средством  координации, организации отношений членов социальной группы,  средством  управления  ими. Только один из этих феноменов «работает»,  как  уже  говорилось,  в  системе формальных,  официальных  отношений,  а  другой  —   в   системе   отношений неформальных, неофициальных.

     Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае  (руководство)  это влияние идет  главным образом по  официальным  каналам,  тогда  как  в  другом  (лидерство)  —  по неофициальным.

    В-третьих,  обоим  феноменам   присущ  момент   известной   субординации

отношений.  Причем  в  руководстве  он  выступает  достаточно  отчетливо  и

закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве  его  присутствие  гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.[6, с. 720]

    И вовсе не случайно поэтому,  что нередко лидерство способно  переходить

в руководство, а руководитель становится  лидером  и  т.д.  Примеров  такого

рода  трансформаций в прошлом и  настоящем великое множество. В  наше же  время хороший  руководитель  организации  -  это  человек,  который   одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.[10]

    Таким образом, необходимо еще  раз сказать, что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер.  Лидер  же не  обязан  быть  менеджером.  Лидерство  встречается   как   в   формальных отношениях, так и не в формальных… чего нельзя сказать о менеджменте.

 

3. Исследование личностных  особенностей 36 группы

      Чтобы проанализировать личностные особенности 36 группы, для исследования нам нужны будут такие методики как «Социометрия» и тест К. Леонгарда «акцентуированные личности»

3.1. Выявление лидеров  в группе 

      С целью выявления лидеров в 36 группе была проведена социометрия. 

Информация о работе Понятие и сущность лидерства