Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа
Описание работы
Понятие «имидж» прочно вошло в наше сознание, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Сегодня создание привлекательного имиджа является неотъемлемой частью культуры социального общения, а имидж руководителя - существенной личностной и профессиональной характеристикой.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы построения имиджа руководителя 1.1. Понятие и сущность имиджа 1.2. Имидж - профессиональная характеристика руководителя 2. Формирование имиджа руководителя 2.1. Психологические условия формирования имиджа руководителя 2.2. Методы формирования имиджа руководителя Заключение Библиографический список литературы
Личность
руководителя можно разложить на
три класса составляющих: биографическая
характеристика; способности; черты личности.
Способности
- пригодность к тому или иному
виду деятельности. Развитию практических
навыков руководителя помогают природные
задатки, которые имеются в определенном
типе нервной системы, отличающейся
подвижностью и уравновешенностью. Склонностям
предшествуют задатки, самые разные признаки
способностей. Они проявляются в повышенном
интересе и влечении к организаторской
и руководящей деятельности.
Организаторские
способности можно развить, не имея
задатков, но для этого необходимо проявить
интерес к работе с людьми, знать методы
убеждения, выработать основные качества
руководителя (умение слушать подчиненных,
внимательность, терпение и др.).
Характер
предопределяет стиль поведения
человека в социальной среде, специфику
его поведения в коллективе. Помимо природных
задатков руководитель должен иметь соответствующие
моральные и волевые качества и свойства.
К природным
задаткам руководителя относятся, прежде
всего, уравновешенность поведения, оптимальная
активность, общительность, легкость адаптации.
К моральным
- справедливость, скромность, чувство
общественного долга, принципиальность,
моральная безупречность;
К волевым
- решительность, энергичность, настойчивость,
выдержанность, дисциплинированность;
К деловым
- целеустремленность, работоспособность,
инициативность, организованность, самостоятельность;
К организаторским
- умение оценить людей, установить
отношения, совершенствовать формы
и методы работы, организовать трудовой
коллектив, принимать правильные решения.
Существенное
значение имеют такие черты характера
руководителя, как определенность,
цельность, уравновешенность, твердость.
Определенность означает стабильное поведение
руководителя в различных ситуациях;
цельность - единство слова и дела,
логичность поступков; уравновешенность
- сдержанное, терпеливое отношение к людям,
ровное поведении, умение контролировать
себя; твердость - обязательное выполнение
принятых решений, несмотря на возникающие
препятствия.
Авторитет
руководителя складывается из обобщенной
характеристики личности, его компетентности,
высокой нравственности на работе и в
быту. Ценится, когда он внимательно относится
к людям и их нуждам, обязательно выполняет
обещания, действует последовательно.
Различают
три вида авторитета: личный, служебный
и реальный. Личный обеспечивается справедливыми
личностными качествами, выделяющими
его из среды коллектива, к которым относятся
честность, справедливость, человечность.
Служебный
авторитет достигается умелой организацией
работы коллектива для выполнения поставленных
задач, обеспечением соблюдения дисциплины
на основе предоставленных должностью
прав и полномочий.
Органическое
соединение личного и служебного
авторитета составляет реальный авторитет
руководителя.
К сформулированным
требованиям к руководителю можно добавить,
что особое значение имеют: морально-волевые,
деловые, организаторские качества, склонность
к определенному виду труда, потребность
в самообразовании. Отдельные авторы рассматривают
эти ценности в таких укрупненных блоках,
как направленность, способности, характер.
Направленность означает избирательное
отношение человека к окружающей действительности.
Для руководителя она необходима в общении
и совместной деятельности с людьми, создании
сплоченного коллектива.
Наиболее
часто употребляемыми личностными
чертами, обуславливающими продуктивность
руководства учреждением образования,
выступают: доминантность, уверенность
в себе, эмоциональная уравновешенность,
стрессоустойчивость, креативность, стремление
к достижениям, умение рисковать, направленность
на дело, ответственность, надёжность
в выполнении задания, независимость,
общительность. Одной из важнейших характеристик
личности является стремление к достижениям
и направленность на дело.
Значительная
группа детерминантов трудовых притязаний
руководителей представлена их биографическими
характеристиками, а также психолого-акмеологическими,
включающими возраст, пол, образование,
социально-экономический статус личности.
Другая
группа факторов имеет организационно-психологическую
природу. Большое значение имеют реальные
достижения, так как с ростом социального
статуса возрастают и притязания личности,
происходят изменения в системе ценностных
ориентаций, профессиональных установок,
жизненных позиций.
Таким
образом, обобщая анализ понятийного
аспекта изучаемой проблемы, мы предположить,
что:
- личность
руководителя - это прижизненно возникающее
психологическое образование, представляющее
собой социальную по своей
природе систему качеств и
мотивационно-потребностных отношений;
- каждый
руководитель предстает одновременно
и как профессионал, и как личность, и как
индивидуальность, но далеко не всякому
удается стать субъектом профессионального
развития, сформировать свой «адекватный»
имидж.
При выявлении
личностных факторов формирования имиджа
руководителя учреждения интересно рассмотреть
теоретическую модель руководителя, разработанную
И.С. Мангутовым и Л.И. Уманским Березина,
Д.В. Социально-психологическое значение
имиджа в практике управления персоналом
/ Д.В. Березина // Научно-практический вестник
педагогических инноваций. - Новосибирск.-
2006. - № 4.-С.2-5..
В данной
модели авторы выделяют следующие группы
свойств личности руководителя:
1) общие
качества (общительность, общий уровень
развития, практический ум, наблюдательность,
работоспособность, активность, инициативность,
настойчивость, самостоятельность, самообладание);
Наиболее
приоритетными профессионально-психологическими
качествами руководителя являются: стрессоустойчивость,
сформированность ценностных ориентаций,
направленность личности на дело, надёжность,
готовность к риску, потребность в саморазвитии,
ответственность, надёжность, порядочность,
умение слушать и излагать свои мысли,
умение рисковать.
Немаловажны
такие управленческие качества, как
смелость, управленческое мышление, настойчивость,
самостоятельность, гибкость в поведении,
находчивость, общительность и высокий
моральный контроль.
К личностным
качествам руководителя относятся
также высокий моральный контроль,
рефлексивность, эмоциональная стабильность,
способность к творчеству, умение сочетать
теплоту и близость с людьми с принципиальностью
и высокой требовательностью.
Личностные
качества идеального руководителя предполагают
также коммуникабельность, умение управлять
эмоциями, напористость, оперативность.
В процессе
формирования или коррекции имиджа
перед руководителем стоит задача
самореализации, которая выражается
в необходимости приведения своей неординарной,
уникальной системы установок в соответствие
с профессиональными и общепринятыми
ценностями; при формировании имиджа руководителя
учреждения (организации) требуется обратить
наибольшее внимание на особенности нравственной,
коммуникативной, ценностной, эмоционально-волевой
сфер личности руководителя, которые и
составляют основу управленческого имиджа.2.2.
Методы формирования имиджа руководителя
Формирование
имиджа руководителя учреждения (организации),
являясь многоэтапным процессом экстериоризации,
осуществляется более эффективно при
соблюдении ряда условий, выполнение которых
способствует синтезу профессионального
и личностного самопознания, самоопределения
и самоимиджирования. Имидж руководителя
учреждения (организации) формируется
на основе его индивидуальных и личностных
особенностей, следовательно, формирование
позитивного имиджа руководителя учреждения
(организации) осуществляется посредством
психологической апелляции к его личности.
Создание
имиджа руководителя учреждения (организации)
рассматривается как специально организованное
взаимодействие, направленное на реальное
изменение его внутреннего и внешнего
образа, что, в свою очередь, приводит к
изменению отношения окружающих к конкретному
руководителю учреждения (организации).
Специально организованная деятельность
по формированию имиджа позволяет руководителю
учреждения (организации) осознать, что
работа над имиджем способствует профессиональному
и личностному росту, и направить свои
усилия на формирование позитивного управленческого
имиджа. Эта работа должна носить системный
характер, иметь различные формы (как групповые,
так и индивидуальные) и включать рекомендации
по самообразовательной деятельности
в области дальнейшего совершенствования
имиджа.
Эффективность
формирования имиджа руководителя учреждения
(организации) зависит от потребности
и готовности изменения Я-концепции руководителя,
что выражается в развитии у него интереса
к самому себе и к миру; обучении приёмам
самопознания, самооценивания, саморазвития;
повышении самооценки; в наличии и развитии
следующих личностных качеств как психологических
условий (стрессоустойчивость, ценностные
ориентации, направленность личности
на дело, саморазвитие, готовность к риску,
надёжность, умение доходчиво излагать
свои мысли).
Формирование
имиджа руководителя может идти двумя
путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно.
В первом случае это естественный
процесс, проходящий без внешнего давления,
одним из результатов которого является
становление человека как индивидуальности.
Руководитель выступает той личностью,
которой он является на самом деле (или
тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого
рода не требует изменений в том случае,
если он гармонично сочетается с особенностями
организационной культуры и занимаемой
должности. Обычно эта ситуация имеет
место тогда, когда человек занимает пост
руководителя в результате продолжительной
вертикальной и горизонтальной карьеры
в одной организации.
Второй
путь предполагает активное формирование,
которое необходимо, если:
- руководитель
является «чужим» по отношению
к организации (в случае
антикризисного
управления);
- руководитель
не имеет большого опыта управления;
- в
системе управления персоналом
есть конфликтные точки;
- размер
организации столь велик, что
сотрудники не могут составить адекватное
представление о деятельности руководителя
и его личности (и это приводит к снижению
трудовой мотивации);
- существуют
внешние причины для создания
имиджа руководителя как некоего
аналога «торговой марки» предприятия.
Здесь
создание имиджа связано с надеванием
некоторой маски, и успех в этом случае
обусловлен двумя основными факторами:
насколько правильно выбрана маска, и
насколько она близка личности самого
руководителя. От правильности выбора
маски зависит, насколько имидж будет
соответствовать типу корпоративной культуры
и, следовательно, насколько он окажется
эффективным.
Второй
фактор влияет на скорость и легкость
процесса формирования имиджа, а также
является предпосылкой гармоничного встраивания
маски в структуру личности руководителя.
Процесс
искусственного формирования имиджа связан
чаще всего с проведением специальных
мероприятий и процедур индивидуальной
и организационной работы и требует
тщательного анализа внутренних
условий жизнедеятельности организации.
Для формирования
имиджа руководителя важны такие составляющие,
как:
- степень
проникновения в образ лидера,
принятие его «типажа», речи, поступков,
манеры держаться и т. д.;
- степень
инициативности руководителя, ориентация
на пер-спективу, модификация его
замыслов и поведения;
- степень
усвоения подчинёнными его инициатив;
здесь многое зависит от своевременной
и неоднократной информации населения
об инициативах, правдивой оцен-ки
их последствий и «цены» реализации;
- четкое
определение форм и способов
поддержки руководителя со стороны
подчинённых;
Несмотря
на важность личностных и профессиональных
характеристик руководителя, в формировании
имиджа обязательно должно учитываться
его визуальное измерение. Это связано
с тем, что визуальные сообщения
лучше запоминаются и передают значительный
объем информации о человеке.