Политика защиты информации и информационной безопасности в условиях конкурентной борьбы и информационной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования механизмов защиты информации традиционно рассматривалось ,как правило, применительно к сформировавшимся и устоявшимся системам. В связи с этим, понятие , защита информации, является достаточно новым, его экономическая природа пока не получила адекватного теоретического обоснования. Не обоснованы методологические основы создания системы защиты информации по обеспечению экономической безопасности.

Содержание

Введение
3
Глава 1.
Сущность информационной безопасности и методы ее
обеспечения
5
1.1.
Основы правового регулирования информационной сферы
5
1.2
Государственная тайна и конфиденциальная информация
9
1.3
Информационно- психологическая война и информационная
безопасность государства
11
Глава 2.
Государственная политика в области информационной безопасности
14
2.1.
Особенности государственной политики по обеспечению
информационной безопасности
14
2.2.
Специфика управления психологической войны в системе государственной информационной политики
19
2.3.
Пути противодействия психологическим операциям противника в рамках реализации принципов государственной системы информационной безопасности
24

Заключение
27

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Политика защиты информации и информационной безопасности.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

    Сегодня информационно-психологическая война по-прежнему остается одной из практически неизученных разновидностей социального конфликта, закономерности возникновения, развития и угасания которого определяются психологией социальных отношений.

    Информационно-психологическая война — результат объективного, последовательного, предсказуемого развития исходной конфликтной ситуации-зародыша, который, прежде чем приобрести характерные черты войны, должен пройти в своем развитии через весь полный набор выделяемых информационной конфликтологией промежуточных стадий, каждая из которых имеет свой набор уязвимых мест для внешнего стабилизирующего воздействия.

    В третьих, в условиях формирования информационного общества информационно-психологическое воздействие — наиболее эффективный и универсальный инструмент внешней и внутренней политики, предоставляющий силам, участвующим в политической борьбе, уникальные (в том числе — по поражающей мощи) возможности для скрытого управления политической системой, нанесения ущерба политическим оппонентам и манипулирования ими в собственных целях, т.е. именно те возможности, обладать которыми стремятся любые политические силы. Сложившаяся проблемная ситуация в данной области определяется несоответствием темпов развития организационных технологий информационно-психологической агрессии и технологий психологической защиты сознания, системы ценностей и психического здоровья общества от негативного психологического воздействия.
    В-четвертых, сегодня только государство в состоянии обеспечить надежную защиту общества и его граждан от масштабной внешней информационно-психологической агрессии. Центральное место в системе обеспечения информационно-психологической безопасности занимает государственная информационная политика (ГИП), реализующая функции управления системой социально-политических отношений общества через установленные российским законодательством меры, процедуры и технологии информационно-психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание граждан, отдельных социальных групп, социальных систем и всего общества в целом. Между тем, сегодня ГИП сама находится в стадии формирования, поиска и испытания новых методов, способов и технологий государственного управления, эффективных в условиях информационного общества. Сложившаяся проблемная ситуация в данной области определяется противоречием между объективной потребностью в защите общества от операций информационно-психологической войны и отсутствием в системе ГИП России эффективных механизмов обеспечения такой защиты.

    Недостаточная эффективность существующей сегодня ГИП в условиях динамичного и, порой, малопредсказуемого воздействия современных факторов геополитической конкуренции, глобализации и наиболее острых форм информационного противоборства требует изменения всей концепции действующей информационной политики в целях ее адаптации к современных условиям, в которых происходит формирование информационного общества; позволяет говорить об особых условиях ее реализации и необходимости выработки специальных методов и механизмов политического воздействия, адекватных тем революционным изменениям, которые сегодня происходят с системой социально-политических отношений общества.

 

 

 

2.3. Пути противодействия  психологическим операциям противника в  рамках реализации принципов государственной системы  информационной безопасности

    Психология   помогает   организаторам психологических операций выявлять наиболее слабые звенья  в  морально- психологическом состоянии противника и научно обоснованно строить тактику  психологического  давления  на него. Выводы психологии активно используются  для  придания  распространяемой   информации свойства легкой и быстрой усваиваемости, «просачиваемости» в бессознательное человека.  Это достигается путем эксплуатации закономерностей человеческого восприятия, так называемых «эффектов». Среди них хорошо изученным на сегодняшний день являются: эффект первичности, эффект авторитета, эффект «голос пророка»; эффект повторения; эффекты возложения ответственности .
   Эффект  первичности .  Специалисты психологических операций исходят из того, что первое сообщение о каком-либо событии оказывает более сильное воздействие, чем последующие.  Оно как бы создает своеобразную  установку, формирует отношение человека к происходящему. Другая информация, в этом случае,  будет воспринята лишь тогда,  когда удастся изменить сформировавшуюся позицию человека,  что существенно сложнее. В последствии,  источник информации,  первым сообщивший о  том или ином факте будет оцениваться как более предпочтительный.  Поэтому важным принципом психологической операции является оперативность  информирования объектов воздействия о текущих событиях, изменении обстановки.
   Эффект авторитета. В  психологии  хорошо известно,  что  чем авторитетнее источник информации,  тем больше сила  ее  внушающего воздействия на людей. Учитывая это, практики психологических операций стремятся  создать для своих источников информационно- психологического воздействия имидж особой осведомленности,  объективности и независимости. Это достигается передачей достоверных сведений,  хорошо известных, легко проверяемых  привлечением мнений экспертов,  свидетелей, документальных данных, использованием  самокритики.
    Эффект «голос пророка».    Доказано,   что   авторитет источника информационно- психологического воздействия существенно возрастает, если он обладает высокими прогностическими свойствами. Поэтому при осуществлении психологических операций западные специалисты конструируют информацию таким образом,  что изложенные в ней факты воспринимаются как ранее ими предсказанные.  При этом используются закономерности ассоциаций по смежности,  подобию,  контрасту,  временной временной и пространственной деятельности.

      Эффект повторения.  Основывается на закономерностях запоминания человеком информации. Психологический механизм многократного повторения действует на основе принудительного привлечения  внимания, подсознательного восприятия предлагаемой информации,  существенного сужения сознания человека в экстремальной обстановке. Психологами выработаны рекомендации как избежать явной  назойливости  для недопущения апатии и безразличия при многократном предъявлении информации. Считается, что целесообразно передавать одно  и  то же сообщение трижды:   в кратком изложении, полном и снова в кратком.  Затем, при необходимости, эта же информация может быть преподнесена в другой форме.  При этом соблюдается установка на первоочередное воздействие на чувства и состояние людей.
   Эффект возложения  ответственности. Основывается на том,  что человек склонен воспринимать успешное и неуспешное развитие  событий в категориях ответственности. При этом, он приписывает причины успеха себе самому,  а ответственность возлагает на других  людей. Поэтому специалисты при воздействии на людей стремятся связать любые трудности и препятствия, неудачи с конкретными объектами .Как правило выбирается ограниченное число таких объектов и на них настойчиво направляется ненависть людей.
    Планируя   и  осуществляя   психологические операции,  западные специалисты опираются на  данные психологии о специфике работы органов чувств человека. Считается,  что деморализующее воздействие сильнее  тогда, когда реализуется одновременно через несколько анализаторов, а также на субсенсорном уровне. При этом используются самые разнообразные приемы. Уже только перечисление свидетельствует о том, что специалисты психологических операций владеют достаточным арсеналом приемов воздействия на умы, настроения и поведения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Представленная работа является попыткой систематизировать и обобщить, пусть и не в полном объеме, существующие современные подходы к понятию государственной информационной политики.

В своей работе помимо обобщения теоретических знаний и представлений я постаралась поставить и ответить на возникшие в процессе написания исследования вопросы, стараясь привнести некое творческое начало и собственное осмысление поднятых проблем.

Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Защита информационного пространства должна стать одной из значимых задач модернизации российской государственности, предопределяющей во многом содержание и динамику внутриполитических процессов в российском обществе, специфику самоидентификации Российского государства, определения его места и роли в трансформирующемся мировом сообществе.

Подводя итог работы, можно сделать несколько выводов:

- государство должно взять на себя ответственность за формирование и реализацию ГИП;

- необходимо разработать научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать специальный орган, ответственный за единую государственную информационную политику;

- должны быть в полной мере привлечены СМИ – как один из важнейших источников и каналов передачи информации, и инструмент реализации ГИП.

-необходимо ввести в законодательные рамки решение вопросов о взаимодействии органов государственной власти и СМИ, инициировать закон о свободе доступа граждан к информации органов государственной и местной власти с четко очерченными мерами ответственности чиновничьего аппарата;

- для достижения информационной независимости и национальной самодостаточности нашему государству, прежде всего, требуется определиться с выработкой и закреплением четких национальных приоритетов. Это и будет являться базовым элементом государственной информационной политики при сохранении свободы слова, плюрализма мнений, но в рамках правового законодательства и законов этики и нравственности;

- необходимо разработать комплексную стратегию для налаживания эффективных информационных взаимоотношений с другими странами.

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Гмурман, А.И. Информационная безопасность. – М.: БИТ-М, 2009.-73 с.

2. Доктрина информационной безопасности РФ

3. Зверева, Е. Имущественные и исключительные права на информационные продукты, их реализация и защита.- М.: Право и экономика,2010. – 72-77с.

4.   Илларионова, Т.С. Власть и пресса. К истории правового регулирования отношений. – М., 2008.-40с.

5. Карандашов, В.Д. Информационно-психологическая война и информационная безопасность государства .-СПб.:Питер,2009.-70с.

6. Конституция РФ.

7. Лайнбарджер, П. Функции психологической войны.- М.,2009.-5-9 с.

9. Ольшанский ,Д. Психологическая война. Приемы психологической войны.-СПб.:Юна,2007.-272с.

10. Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Проект. Разработан по заказу Совета Безопасности Российской Федерации. - М.: Институт психологии РАН, 2006.

11. Словарь иностранных слов.-М.:ЮНВЕС,2009.- 832с.

12. Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ, ГД СФ России .

13. Фатьянов, А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на современном этапе. Безопасность информационных технологий.- М.: Педагогическое общество в России,2009.- 26-40с.

14. http://www.confidex.ru/services/storage/technologies

15.http://diplom-it.ru/product/razrabotka-sistemy-informacionnoj-zashity-raspredelennyh-baz-dannyh-banka/

 

 

 



[1] Гмурман А.И. Информационная безопасность. – М.: «БИТ-М», 2009.-С73.

 

[2] Конституция РФ.

 

[3] Илларионова Т.С. Власть и пресса. К истории правового регулирования отношений. – М., 2008.-С40.

 

[4] Зверева Е. Имущественные и исключительные права на информационные продукты, их реализация и защита.- М.: Право и экономика,2010. – С. 72-77.

[5] Словарь иностранных слов.-М.:ЮНВЕС,2009.-С 832.

[6] Фатьянов А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на современном этапе. Безопасность информационных технологий.- М.: Педагогическое общество в России,2009.- С. 26-40.

[7] http://www.confidex.ru/services/storage/technologies

 

[8] Карандашов В.Д. Информационно-психологическая война и информационная безопасность государства .-СПб.:Питер,2009.-С.70.

[9] http://diplom-it.ru/product/razrabotka-sistemy-informacionnoj-zashity-raspredelennyh-baz-dannyh-banka/

 

[10] Доктрина информационной безопасности РФ

[11] Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Проект. Разработан по заказу Совета Безопасности Российской Федерации. - М.: Институт психологии РАН, 2006.

[12] Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ, ГД СФ России .


Информация о работе Политика защиты информации и информационной безопасности в условиях конкурентной борьбы и информационной войны