Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа
Актуальность исследования механизмов защиты информации традиционно рассматривалось ,как правило, применительно к сформировавшимся и устоявшимся системам. В связи с этим, понятие , защита информации, является достаточно новым, его экономическая природа пока не получила адекватного теоретического обоснования. Не обоснованы методологические основы создания системы защиты информации по обеспечению экономической безопасности.
Введение
3
Глава 1.
Сущность информационной безопасности и методы ее
обеспечения
5
1.1.
Основы правового регулирования информационной сферы
5
1.2
Государственная тайна и конфиденциальная информация
9
1.3
Информационно- психологическая война и информационная
безопасность государства
11
Глава 2.
Государственная политика в области информационной безопасности
14
2.1.
Особенности государственной политики по обеспечению
информационной безопасности
14
2.2.
Специфика управления психологической войны в системе государственной информационной политики
19
2.3.
Пути противодействия психологическим операциям противника в рамках реализации принципов государственной системы информационной безопасности
24
Заключение
27
Библиографический список
Сегодня информационно-психологическая война по-прежнему остается одной из практически неизученных разновидностей социального конфликта, закономерности возникновения, развития и угасания которого определяются психологией социальных отношений.
Информационно-психологическая война — результат объективного, последовательного, предсказуемого развития исходной конфликтной ситуации-зародыша, который, прежде чем приобрести характерные черты войны, должен пройти в своем развитии через весь полный набор выделяемых информационной конфликтологией промежуточных стадий, каждая из которых имеет свой набор уязвимых мест для внешнего стабилизирующего воздействия.
В третьих, в условиях формирования информационного общества информационно-психологическое воздействие — наиболее эффективный и универсальный инструмент внешней и внутренней политики, предоставляющий силам, участвующим в политической борьбе, уникальные (в том числе — по поражающей мощи) возможности для скрытого управления политической системой, нанесения ущерба политическим оппонентам и манипулирования ими в собственных целях, т.е. именно те возможности, обладать которыми стремятся любые политические силы. Сложившаяся проблемная ситуация в данной области определяется несоответствием темпов развития организационных технологий информационно-психологической агрессии и технологий психологической защиты сознания, системы ценностей и психического здоровья общества от негативного психологического воздействия.
В-четвертых, сегодня только государство в состоянии обеспечить надежную защиту общества и его граждан от масштабной внешней информационно-психологической агрессии. Центральное место в системе обеспечения информационно-психологической безопасности занимает государственная информационная политика (ГИП), реализующая функции управления системой социально-политических отношений общества через установленные российским законодательством меры, процедуры и технологии информационно-психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание граждан, отдельных социальных групп, социальных систем и всего общества в целом. Между тем, сегодня ГИП сама находится в стадии формирования, поиска и испытания новых методов, способов и технологий государственного управления, эффективных в условиях информационного общества. Сложившаяся проблемная ситуация в данной области определяется противоречием между объективной потребностью в защите общества от операций информационно-психологической войны и отсутствием в системе ГИП России эффективных механизмов обеспечения такой защиты.
Недостаточная эффективность существующей сегодня ГИП в условиях динамичного и, порой, малопредсказуемого воздействия современных факторов геополитической конкуренции, глобализации и наиболее острых форм информационного противоборства требует изменения всей концепции действующей информационной политики в целях ее адаптации к современных условиям, в которых происходит формирование информационного общества; позволяет говорить об особых условиях ее реализации и необходимости выработки специальных методов и механизмов политического воздействия, адекватных тем революционным изменениям, которые сегодня происходят с системой социально-политических отношений общества.
2.3. Пути противодействия психологическим операциям противника в рамках реализации принципов государственной системы информационной безопасности
Психология помогает организаторам психологических операций выявлять наиболее слабые звенья в морально- психологическом состоянии противника и научно обоснованно строить тактику психологического давления на него. Выводы психологии активно используются для придания распространяемой информации свойства легкой и быстрой усваиваемости, «просачиваемости» в бессознательное человека. Это достигается путем эксплуатации закономерностей человеческого восприятия, так называемых «эффектов». Среди них хорошо изученным на сегодняшний день являются: эффект первичности, эффект авторитета, эффект «голос пророка»; эффект повторения; эффекты возложения ответственности .
Эффект первичности . Специалисты психологических операций исходят из того, что первое сообщение о каком-либо событии оказывает более сильное воздействие, чем последующие. Оно как бы создает своеобразную установку, формирует отношение человека к происходящему. Другая информация, в этом случае, будет воспринята лишь тогда, когда удастся изменить сформировавшуюся позицию человека, что существенно сложнее. В последствии, источник информации, первым сообщивший о том или ином факте будет оцениваться как более предпочтительный. Поэтому важным принципом психологической операции является оперативность информирования объектов воздействия о текущих событиях, изменении обстановки.
Эффект авторитета. В психологии хорошо известно, что чем авторитетнее источник информации, тем больше сила ее внушающего воздействия на людей. Учитывая это, практики психологических операций стремятся создать для своих источников информационно- психологического воздействия имидж особой осведомленности, объективности и независимости. Это достигается передачей достоверных сведений, хорошо известных, легко проверяемых привлечением мнений экспертов, свидетелей, документальных данных, использованием самокритики.
Эффект «голос пророка». Доказано, что авторитет источника информационно- психологического воздействия существенно возрастает, если он обладает высокими прогностическими свойствами. Поэтому при осуществлении психологических операций западные специалисты конструируют информацию таким образом, что изложенные в ней факты воспринимаются как ранее ими предсказанные. При этом используются закономерности ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной временной и пространственной деятельности.
Эффект повторения. Основывается на закономерностях запоминания человеком информации. Психологический механизм многократного повторения действует на основе принудительного привлечения внимания, подсознательного восприятия предлагаемой информации, существенного сужения сознания человека в экстремальной обстановке. Психологами выработаны рекомендации как избежать явной назойливости для недопущения апатии и безразличия при многократном предъявлении информации. Считается, что целесообразно передавать одно и то же сообщение трижды: в кратком изложении, полном и снова в кратком. Затем, при необходимости, эта же информация может быть преподнесена в другой форме. При этом соблюдается установка на первоочередное воздействие на чувства и состояние людей.
Эффект возложения ответственности. Основывается на том, что человек склонен воспринимать успешное и неуспешное развитие событий в категориях ответственности. При этом, он приписывает причины успеха себе самому, а ответственность возлагает на других людей. Поэтому специалисты при воздействии на людей стремятся связать любые трудности и препятствия, неудачи с конкретными объектами .Как правило выбирается ограниченное число таких объектов и на них настойчиво направляется ненависть людей.
Планируя и осуществляя психологические операции, западные специалисты опираются на данные психологии о специфике работы органов чувств человека. Считается, что деморализующее воздействие сильнее тогда, когда реализуется одновременно через несколько анализаторов, а также на субсенсорном уровне. При этом используются самые разнообразные приемы. Уже только перечисление свидетельствует о том, что специалисты психологических операций владеют достаточным арсеналом приемов воздействия на умы, настроения и поведения людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная работа является попыткой систематизировать и обобщить, пусть и не в полном объеме, существующие современные подходы к понятию государственной информационной политики.
В своей работе помимо обобщения теоретических знаний и представлений я постаралась поставить и ответить на возникшие в процессе написания исследования вопросы, стараясь привнести некое творческое начало и собственное осмысление поднятых проблем.
Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Защита информационного пространства должна стать одной из значимых задач модернизации российской государственности, предопределяющей во многом содержание и динамику внутриполитических процессов в российском обществе, специфику самоидентификации Российского государства, определения его места и роли в трансформирующемся мировом сообществе.
Подводя итог работы, можно сделать несколько выводов:
- государство должно взять на себя ответственность за формирование и реализацию ГИП;
- необходимо разработать научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать специальный орган, ответственный за единую государственную информационную политику;
- должны быть в полной мере привлечены СМИ – как один из важнейших источников и каналов передачи информации, и инструмент реализации ГИП.
-необходимо ввести в законодательные рамки решение вопросов о взаимодействии органов государственной власти и СМИ, инициировать закон о свободе доступа граждан к информации органов государственной и местной власти с четко очерченными мерами ответственности чиновничьего аппарата;
- для достижения информационной независимости и национальной самодостаточности нашему государству, прежде всего, требуется определиться с выработкой и закреплением четких национальных приоритетов. Это и будет являться базовым элементом государственной информационной политики при сохранении свободы слова, плюрализма мнений, но в рамках правового законодательства и законов этики и нравственности;
- необходимо разработать комплексную стратегию для налаживания эффективных информационных взаимоотношений с другими странами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гмурман, А.И. Информационная безопасность. – М.: БИТ-М, 2009.-73 с.
2. Доктрина информационной безопасности РФ
3. Зверева, Е. Имущественные и исключительные права на информационные продукты, их реализация и защита.- М.: Право и экономика,2010. – 72-77с.
4. Илларионова, Т.С. Власть и пресса. К истории правового регулирования отношений. – М., 2008.-40с.
5. Карандашов, В.Д. Информационно-психологическая война и информационная безопасность государства .-СПб.:Питер,2009.-70с.
6. Конституция РФ.
7. Лайнбарджер, П. Функции психологической войны.- М.,2009.-5-9 с.
9. Ольшанский ,Д. Психологическая война. Приемы психологической войны.-СПб.:Юна,2007.-272с.
10. Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Проект. Разработан по заказу Совета Безопасности Российской Федерации. - М.: Институт психологии РАН, 2006.
11. Словарь иностранных слов.-М.:ЮНВЕС,2009.- 832с.
12. Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ, ГД СФ России .
13. Фатьянов, А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на современном этапе. Безопасность информационных технологий.- М.: Педагогическое общество в России,2009.- 26-40с.
14. http://www.confidex.ru/
15.http://diplom-it.ru/
[1] Гмурман А.И. Информационная безопасность. – М.: «БИТ-М», 2009.-С73.
[2] Конституция РФ.
[3] Илларионова Т.С. Власть и пресса. К истории правового регулирования отношений. – М., 2008.-С40.
[4] Зверева Е. Имущественные и исключительные права на информационные продукты, их реализация и защита.- М.: Право и экономика,2010. – С. 72-77.
[5] Словарь иностранных слов.-М.:ЮНВЕС,2009.-С 832.
[6] Фатьянов А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на современном этапе. Безопасность информационных технологий.- М.: Педагогическое общество в России,2009.- С. 26-40.
[7] http://www.confidex.ru/
[8] Карандашов В.Д. Информационно-психологическая война и информационная безопасность государства .-СПб.:Питер,2009.-С.70.
[9] http://diplom-it.ru/product/
[10] Доктрина информационной безопасности РФ
[11] Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Проект. Разработан по заказу Совета Безопасности Российской Федерации. - М.: Институт психологии РАН, 2006.
[12] Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ, ГД СФ России .