Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа
Актуальность исследования механизмов защиты информации традиционно рассматривалось ,как правило, применительно к сформировавшимся и устоявшимся системам. В связи с этим, понятие , защита информации, является достаточно новым, его экономическая природа пока не получила адекватного теоретического обоснования. Не обоснованы методологические основы создания системы защиты информации по обеспечению экономической безопасности.
Введение
3
Глава 1.
Сущность информационной безопасности и методы ее
обеспечения
5
1.1.
Основы правового регулирования информационной сферы
5
1.2
Государственная тайна и конфиденциальная информация
9
1.3
Информационно- психологическая война и информационная
безопасность государства
11
Глава 2.
Государственная политика в области информационной безопасности
14
2.1.
Особенности государственной политики по обеспечению
информационной безопасности
14
2.2.
Специфика управления психологической войны в системе государственной информационной политики
19
2.3.
Пути противодействия психологическим операциям противника в рамках реализации принципов государственной системы информационной безопасности
24
Заключение
27
Библиографический список
2
КУРСОВАЯ РАБОТА
Политика защиты информации и информационной безопасности
в условиях конкурентной борьбы и информационной войны
| ОГЛАВЛЕНИЕ | стр. |
| Введение | 3 |
Глава 1. | Сущность информационной безопасности и методы ее обеспечения | 5 |
1.1. | Основы правового регулирования информационной сферы | 5 |
1.2 | Государственная тайна и конфиденциальная информация | 9 |
1.3 | Информационно- психологическая война и информационная безопасность государства | 11 |
Глава 2. | Государственная политика в области информационной безопасности | 14 |
2.1. | Особенности государственной политики по обеспечению информационной безопасности | 14 |
2.2. | Специфика управления психологической войны в системе государственной информационной политики | 19 |
2.3. | Пути противодействия психологическим операциям противника в рамках реализации принципов государственной системы информационной безопасности | 24 |
| Заключение | 27 |
| Библиографический список | 29 |
| Приложение |
|
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обеспечения информационной безопасности и политики защиты информации любого государства, является одним из наиболее важных аспектов внешней политики, так как именно информационная сфера представляется на сегодняшний день важнейшим объектом приложения деятельности различных участков международных отношений. Каждый из них стремится не только сформировать и поддержать благоприятный имидж в мировой политике, но и взять под контроль важнейшие информационные ресурсы, в первую очередь, средства массовой и сетевой информации, функционирование которых в значительной степени определяют мировое общественное мнение. Особое значение обеспечению информационной безопасности и политике защиты информации придают те страны, которые являются либо претендуют на роль великих держав. Правительство государства осознает, что без учета информационного фактора невозможно защищать свои геополитические интересы, оказывать воздействие на внешнюю политику других стран, определять основные направления политического развития отдельных регионов и влиять на мировую политику в целом. В полной мере это утверждение относится к внешнеполитическому курсу такого влиятельного государства, как Российская Федерация, руководство которой так же уделяет большое внимание вопросам собственной информационной безопасности и политики защиты информации в условиях конкурентной борьбы и информационной войны, а так же разработке комплексной системы ее реализации.
Актуальность исследования механизмов защиты информации традиционно рассматривалось ,как правило, применительно к сформировавшимся и устоявшимся системам. В связи с этим, понятие , защита информации, является достаточно новым, его экономическая природа пока не получила адекватного теоретического обоснования. Не обоснованы методологические основы создания системы защиты информации по обеспечению экономической безопасности. Исходя из этого, возникает необходимость обобщения теоретических положений и методологических принципов обеспечения политики защиты информации и информационной безопасности, организация защиты конфиденциальной информации в условиях конкурентной борьбы и информационной войны. Необходимость рассмотреть ключевые направления такой деятельности и дать общую оценку места и роли современной России в глобальном информационном обществе так же определяет актуальность исследования.
Научная значимость рассматриваемой темы обусловлена неотложностью ее изучения в Российской Федерации, так как проблема формирования политики защиты информации, разработка новейших методов в реализации этой задачи, а так же их адаптация к меняющимся условиям современных международных отношений является сегодня важнейшей задачей для специалистов в области мировой политике, политологии и социологии.
Исходя из этого, предметом исследования в данной работе является информационная безопасность Российской Федерации.
Объектом исследования является политика защиты информации и информационной безопасности в условиях конкурентной борьбы и информационной войны.
Цель работы – проанализировать основные подходы к обеспечению безопасности в Российской Федерации в условиях современных международных отношений. В качестве важнейших задач работы необходимо указать следующие:
- рассмотреть основы правового регулирования информационной сферы;
- проанализировать пути, предпринятые Правительством РФ противодействия психологическим операциям противника в рамках реализации принципов государственной системы информационной безопасности;
- дать прогноз относительно дальнейших изменений информационно- психологической войны и информационной безопасности государства.
Глава 1. Сущность информационной безопасности и методы ее
обеспечения
1.1. Основы правового регулирования информационной сферы
Важным направлением обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является совершенствование ее правового обеспечения. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации представляет собой систему правового регулирования общественных отношений в области противодействия угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере [1].
Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации включает согласованную систему нормативных актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а также согласованную деятельность органов государственной власти по их развитию и совершенствованию.
В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся[2]:
- Международные договоры РФ;
- Акты федерального законодательства:
- Конституция РФ;
- Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
- Указы Президента РФ;
- Постановления правительства РФ;
- Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
- Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д.
Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации имеет целью создание системы правовых механизмов, обеспечивающих эффективное противодействие угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере.
Правовое обеспечение формируется путем разработки концепций совершенствования правовых механизмов противодействия угрозам информационной безопасности Российской Федерации по отдельным направлениям этой деятельности, развития законодательства и системы иных нормативных правовых актов РФ, базирующихся на установленных Конституцией РФ разделении властей и разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, заключения Российской Федерацией международных договоров.
Система правовых механизмов обеспечения информационной безопасности должна строиться на основе принципов: баланса интересов граждан, общества и государства; комплексности правового регулирования общественных отношений в области достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и противодействия угрозам этим интересам; согласования деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию правового обеспечения информационной безопасности; разумного привлечения общественных организаций к контролю деятельности государства по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.
Отношения СМИ и государства базируются на принципе свободы СМИ. Правовое регулирование деятельности СМИ допускается постольку, поскольку это необходимо в демократическом обществе. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать гласность своей деятельности через открытость информации о своей работе и принимаемых решениях. Исключительные случаи отказа или отсрочки в представлении такой информации устанавливаются законом [3].
Государство, его органы, иные учреждения, организации, предприятия и лица не могут обладать монополией на СМИ, издательско-полиграфические мощности и системы распространения СМИ.
Институт аккредитации существует для создания благоприятных условий деятельности журналистов. Порядок аккредитации корреспондентов СМИ при государственных органах, организациях, учреждениях должен быть единым и устанавливаться законом.
Свобода информации и свобода выражения мнения могут быть ограничены только законом. Эти ограничения должны быть четко сформулированными и признаваться необходимыми для защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства, нравственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В демократическом обществе деятельность органов государственной власти и управления является предметом повышенного внимания, в первую очередь со стороны СМИ. Критика в отношении государственных деятелей и других общественных фигур допускается в значительно большей степени, чем в отношении частных лиц.
Государство не вправе создавать структуры, в задачи которых входит контроль за деятельностью СМИ. Контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности СМИ осуществляется на общих основаниях.
Правовые споры, связанные с деятельностью СМИ, разрешаются судами общегражданской юрисдикции. Споры, связанные с экономической деятельностью редакций СМИ, рассматриваются хозяйственными судами. Ответственность за злоупотребление свободой СМИ несут как редактор СМИ, так и журналисты.
Ответственность должностных лиц за ущемление свободы СМИ устанавливается гражданским, административным и уголовным законодательством.
Порядок опровержения сведений, не соответствующих действительности, и основания для отказа в опровержении таких сведений устанавливаются законом.
Рисунок 1.1 – Элементы информационных правоотношений[4]
Иски о возмещении морального вреда, причиненного распространением продукции средств массовой информации, облагаются государственной пошлиной на общих основаниях и могут подаваться в течение одного года с момента опубликования сведений, ставших предметом иска. Опубликование опровержения дает суду основание для уменьшения размера возмещения морального вреда или полного освобождения от него.
1.2. Государственная тайна и конфиденциальная информация
С развитием информационного общества все большее значение приобретают проблемы, связанные с защитой конфиденциальной информации и государственной тайны. В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы полно и системно не решены.
С точки зрения этимологии, слово "конфиденциальный" происходит от латинского confidentia - доверие и в современном русском языке означает "доверительный, не подлежащий огласке, секретный".[5] Слово "секрет", которое также необходимо рассмотреть, заимствовано из французского secret - "тайна". В настоящее время нет четкой и единой классификации видов конфиденциальной информации, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей.
А. А. Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию.[6] По принадлежности, владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемый ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т.п.); граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной.