Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

История показывает немало примеров трагедий, когда процветающая держава оказывалась порабощенной воинственным и менее развитым соседом. И тогда гибла самобытная культура, утрачивал былую славу народ, еще недавно могущественный и исполненный достоинства.
Другие государства рассыпались в прах, когда ни одна чужеземная сила была не в состоянии посягнуть на их могущество. Они падали жертвами внезапных бунтов и волнений. Серая, смутная толпа рушила все, что в недавнем прошлом было под неприкасаемым авторитетом Власти.

Содержание

Введение
Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды.
Пути и методы разрешения политических конфликтов.
Политические конфликты в современном российском обществе: причины, динамика развития и особенности регулирования.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Politologia.docx

— 36.09 Кб (Скачать)

- В-пятых, готовность сторон  к взаимным уступкам.

- В-шестых, ослабление конфликта  за счет перевода его на  другой уровень. Так, например, накал митинговой стихии может  быть снят борьбой сторон в  парламенте, в Конституционном суде, в согласительных комиссиях и  других организациях, берущих на  себя выражение и отстаивание  сторон. Подобный способ регулирования  конфликта получил название метода  институционализации.

Инструментом разрешения конфликтов являются переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников), арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные  организации), посредничество (конфликтные  или согласительные комиссии, известные  политики), разъединение сторон, использование  силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.

 

ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ  ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Политическая наука значительное внимание уделяет поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций, управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:

a). предупредить возникновение конфликта, либо воспрепятствовать его разрастанию и распространению;

б). вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности  внезапного развития неконтролируемых процессов;в). локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;

г). учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.

Решение указанных задач  конкретизируется в соответствии с  основной установкой - либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает  сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания  субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается  в атмосфере напряженности в  отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии  предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения  конфликта. На данном этапе важно  выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила  взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта  в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.

Этап развития конфликта  характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны  или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его  интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и  достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта  определяется их способностью законными  методами обеспечить снижение напряженности  в отношениях сторон и поворот  их к примирению позиций.

Этап окончания конфликта - наиболее сложная фаза, так как  от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил  в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться  сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим  два наиболее общих пути примирения сторон:

Мирное разрешение конфликта  включает такие пути и методы:

- достижение компромисса  на основе сохранения исходных  позиций;

- соглашение, основанное  на взаимных уступках;

 

- истощение ресурсов одной  или нескольких сторон, что делает  невозможным продолжение конфликта;

- обретение в процессе  противоборства взаимоуважения  сторон, понимания прав и интересов  соперника.

Примирение на основе принуждения, в основе которого:

- явное превосходство  сил и ресурсов с одной стороны  и их дефицит с другой;

- изоляция одной из  сторон, понижение ее статуса,  а также другие состояния, свидетельствующие  об ослаблении ее позиций, о  поражении;

- уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров  стороны обмениваются мнениями, что  снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более  точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры - ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Политические конфликты  в современном российском обществе: причины, динамика развития и особенности  регулирования

Многочисленные конфликты  и конфликтные ситуации - реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-зкономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.

Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной  собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической  и политической нестабильности и  напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают  конфликты, характеризуют следующие  факторы:

а). радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;

б). деформация - смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;

в). расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;

г). отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;

д). массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;

е). политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.

Политические конфликты  в сегодняшней России имеют такие  особенности: во-первых, это конфликты  в сфере самой власти за обладание  реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в  конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают  основы существования данной власти; в-третьих, государство практически  всегда выступает в качестве посредника, арбитра.

Определим основные виды политических конфликтов в России:

между законодательной и  исполнительной ветвями власти в  процессе становления института  президентства;

между элитами финансово-промышленных групп;

внутрипарламентский;

между партиями;

внутри государственно-административного  аппарата.

В современных условиях конфликты  в России - единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая  ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых  средств регулирования. Не разработаны  конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта  цивилизованного и легитимного  управления конфликтами чаще всего  используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать  условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и  политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно утверждать, что только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно  разрушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего  в странах с гибкой, развитой системой социального представительства) выявление  и урегулирование конфликтов дает возможность  эффективно поддерживать целостность  политической системы, сохранять приоритет  центростремительных тенденций  над центробежными.

Как подчеркивал Р.Дарендроф, позитивная роль конфликтов особенно заметна в современную эпоху, поскольку непримиримые конфликты относятся к политическому контексту XIX века. Нынешнее же столетие не только исчерпало условия, в которых собственность превратилась бы в предмет непримиримых противоречий между людьми, но и вооружило последних могучими средствами обуздания агрессивных политических сил. И подлинными знамениями нашего времени становятся гуманизация, постепенный переход приоритетов от групповых к индивидуальным ценностям, увеличивающие предпосылки для согласования и примирения позиций конфликтующих сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Радугин А.А. «Политология. Курс лекций»: Центр. Москва, 1998.

2. Панарин А.С. «Политология»:  Проспект. Москва, 1997.

1. Пугачев В.П., Соловьев  А.И. «Введение в политологию»: Аспект пресс, Москва, 1996.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. «Политология для юристов. Курс лекций»: Юрист, Москва, 1999.

3. Гаджиев К.С. «Введение  в политическую науку»: Логос,  Москва, 2000.

4. Пугачев В.П. «Политология. Справочник студента»: АСТ, Москва, 1999.


Информация о работе Политические конфликты