Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

История показывает немало примеров трагедий, когда процветающая держава оказывалась порабощенной воинственным и менее развитым соседом. И тогда гибла самобытная культура, утрачивал былую славу народ, еще недавно могущественный и исполненный достоинства.
Другие государства рассыпались в прах, когда ни одна чужеземная сила была не в состоянии посягнуть на их могущество. Они падали жертвами внезапных бунтов и волнений. Серая, смутная толпа рушила все, что в недавнем прошлом было под неприкасаемым авторитетом Власти.

Содержание

Введение
Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды.
Пути и методы разрешения политических конфликтов.
Политические конфликты в современном российском обществе: причины, динамика развития и особенности регулирования.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Politologia.docx

— 36.09 Кб (Скачать)

                           СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды.

Пути и методы разрешения политических конфликтов.

Политические конфликты  в современном российском обществе: причины, динамика развития и особенности  регулирования.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ВВЕДЕНИЕ.

История показывает немало примеров трагедий, когда процветающая держава оказывалась порабощенной воинственным и менее развитым соседом. И тогда гибла самобытная культура, утрачивал былую славу народ, еще недавно могущественный и  исполненный достоинства.

Другие государства рассыпались  в прах, когда ни одна чужеземная сила была не в состоянии посягнуть  на их могущество. Они падали жертвами внезапных бунтов и волнений. Серая, смутная толпа рушила все, что  в недавнем прошлом было под неприкасаемым  авторитетом Власти.

Многие ученые пытались найти  объяснение подобным явлениям, объявляя причинами или порочность и глупость властей, или высшую справедливость угнетенных народных масс, сводя глобальное явление к какому-то кругу первопричин, к тому же редко созерцаемых глазами  беспристрастного наблюдателя. Поэтому, опираясь на постулаты вездесущей философии  можно последовательно и однозначно поставить под сомнение правильность всех известных теорий о причинах, порождающих государственные катаклизмы.

Конфликт - объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов - один из многочисленных мифов.

Глубинная причина конфликтов в обществе - противостояние различных  потребностей, интересов, ценностей  конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон - объективные  противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

Наиболее острые конфликты  происходят между индивидами и социальными  группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика - средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой  за обладание властью. Технология и  практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными  особенностями.

В процессе работы над темой  «Политические конфликты и пути их разрешения» представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является объектом комплексного научного исследования. Философия, социология, политология, общая и прикладная психология, право и другие науки  в соответствии со своим предметом, своими познавательными средствами и приемами изучают различные  аспекты конфликта как феномена общественной жизни.

                     

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ.

Современные представления  о политическом конфликте - результат  длительной эволюции идей о конфликтах в сферах общественной жизнедеятельности. Теории конфликтов в основном сложились  в XIX-XX веках, их авторы выражали три  основных подхода к пониманию  и роли конфликтов в обществе:

первый - признание принципиальной неизбежности и неустранимости из жизни, ведущей роли конфликтов в общественном развитии. Это направление представляют Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин;

второй - неприятие конфликтов, проявляющих себя как войны, революции, классовая борьба, социальные эксперименты, признание их аномалиями общественного  развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической  и политической системах. Сторонниками данного направления являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин;

третий - рассмотрение конфликта  в качестве одного из многих видов  социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством; выразители этого направления Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др.

Реальная жизнь намного  сложнее любых схем и предполагает такое взаимодействие индивидов, групп, организаций, институтов, в процессе которого имеют место сотрудничество, соперничество, несовпадение интересов, ценностей, ненависть, борьба, конфликт. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.

Политический конфликт - острое столкновение противоположных  сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и  поступками людей, несовместимость  претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах - это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.

Субъектами политического  конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

Значение и места конфликта  в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под  функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в  целом или на отдельные сферы  жизнедеятельности. О позитивном или  негативном значении конфликтов можно  говорить лишь в конкретных случаях  и в достаточно условном смысле. Конфликты полифункциональны:

- выполняют стабилизирующую  роль и могут привести к  дезинтеграции и дестабилизации  общества;

- способствуют разрешению  противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей  и материальные потери;

- стимулируют переоценку  ценностей, идеалов, ускоряют  или замедляют процесс становления  новых структур;

- обеспечивают лучшее  познание участников конфликта  и могут привести к кризису  или потере легитимности власти.

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые  общие черты, позволяющие отнести  его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:

- сходство причин, вызвавших  конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии  политических решений, отчуждение  от власти и политических институтов;

- сфера проявления: экономическая,  социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;

- уровень формирования  и проявления: на межличностном,  групповом, региональном и глобальном  уровнях; на организационном уровне - межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;

- время действия: затяжные, скоротечные.

Современные исследователи  выделяют конфликты, связанные с  процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты  потребностей, интересов, ценностей  и идентификации.

Политический конфликт развивается  во времени и пространстве. Как  и у любого другого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.

Первая стадия - предконфликтная ситуация, которая представляет собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Предконфликтная ситуация протекает в латентных и открытых формах.

Латентная фаза характеризуется  повышенным эмоциональным фоном  и социальным напряжением. Социальная напряженность представляет собой  социально-психологическую реакцию  населения на объективные экономические, социальные и политические условия  жизнедеятельности. Массовые настроения определяются ощущением неудовлетворенности, тревожности, поиском виновников ухудшения  положения, закреплением за ними «образа  врага», оптимистическими или пессимистическими  прогнозами о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов. Социальная напряженность проявляется и  на уровне массового поведения: обращения граждан в органы власти, радикальных выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осмыслены и разрешены уже на этой фазе, если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу. Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный «порог чувствительности», «порог» восприятия неблагоприятных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать. Открытая фаза - это пик социальной напряженности, когда люди осознают свои интересы, происходит размежевание участников конфликта и осознание себя единой группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, позволяющая мобилизовать сторонников каждого лагеря.

Вторая стадия - непосредственное конфликтное взаимодействие. Ему, как  правило, предшествует повод (инцидент) - любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Состоявшийся конфликт имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема  и спада. Об эскалации конфликта  говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции  протеста с проявлением насилия, вовлечение в конфликт новых участников, нарастание эмоциональной напряженности, расширение взаимных претензий и  появление новых предметов спора. Интенсивность конфликта определяется и конечными целями его участников. Ими могут быть следующие:

- «победа любой ценой» - полностью ликвидировать или  поставить под свой контроль  другую сторону;

- «преобладание» - стремление  одной из сторон обеспечить  для себя доминирующую позицию;

- «мир» - маневрирование, позволяющее надеяться на достижение  компромисса.

Первые две программы  поведения продуцируют конфликты более высокой степени напряженности и затрудняют возможности его полного разрешения. Конфликтное взаимодействие может быть физическим, в том числе с использованием насилия, идеологическим (доминируют методы убеждения) или носить юридический характер.

Третьей стадией является завершение конфликта.

Возможно несколько альтернатив  выхода из конфликта:

- самоугасание конфликта. Это ситуации, когда длительные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;

- урегулирование конфликта.  Урегулирование лишь частично  снимает проблему, но при этом  сам предмет спора не исчерпан. Соглашение было навязано сильным  противником более слабому, либо соглашение стало результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое неудовлетворение достигнутыми соглашениями, поэтому не исключена опасность нового возникновения конфликта;

- разрешение конфликта,  т.е. заключение соглашения на  основе найденного компромисса.  При этом преодолеваются те  условия, которые привели к  конфликту, восстанавливается равновесие  во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется  установкой на партнерство.

Возможность разрешения конфликтов определяется рядом условий.

- Во-первых, конфликт должен  перейти из латентной в открытую  форму, что позволяет поставить  более точный диагноз самой  проблеме и одновременно ограничить  неконтролируемые процессы.

- Во-вторых, признание каждой  стороной своего оппонента и  наличия противостояния.

- В-третьих, четкое представление  о предмете спора. Принятие  взаимоприемлемых решений возможно  только при условии четкого  представления о сущности взаимных  притязаний участников конфликта.

- В-четвертых, нормативное  регулирование конфликта. Оппоненты  должны согласиться о соблюдении  определенных правил игры, выполнение  которых помогает снизить уровень  противостояния и начать процедуру  переговоров.

Информация о работе Политические конфликты