Подготовка кадров в сфере туризма и сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Мировой опыт в сфере обучения кадров для сферы туризма и сервиса опирается на три основные системы подготовки.
1. Немецкая система, основанная на ученичестве, за три года дает молодым специалистам обширную базу навыков.
2. Английская система, в основном базируется на обучении в аудитории.
3. Французская система, с самого начала сочетает обе предыдущие системы на всех уровнях подготовки. Она предполагает последовательность стажировок и обучение в школе как в целях подготовки кадров среднего звена.

Работа содержит 1 файл

зарубежный менед. реферат.doc

— 53.50 Кб (Скачать)


Подготовка кадров в сфере туризма и сервиса

В настоящее время отрасли туризма и сервиса становятся все более высокотехнологичными, контактными сферами, нуждающимися в хорошо образованных, коммуникабельных, профессионально подготовленных сотрудниках. В сферу туризма и сервиса проникают идеи, подходы,  приоритеты управленческой деятельности, разработанные в других секторах экономики, такие, например, как регулярная оценка или эффективные методы коммуникации.

              Огромные средства инвестируются в создание новой инфраструктуры, строительство олимпийских объектов, а также объектов размещения, питания, развлечения гостей. Формирование материальной базы – это, пожалуй,  на сегодня наиболее важный объект внимания любых стран. Но в развитии туризма на первый план выйдут вопросы обслуживания туристов, причем,  немало важным аспектом будет уровень подготовки квалифицированных специалистов.

              В развитых странах на обучение и становление специалистов высокого уровня требуется от 10 до 15 лет. И системное обучение в процессе профессиональной деятельности является важной составляющей развития сотрудника до уровня компетентного специалиста. Совершенствование образовательной среды окажет стимулирующее воздействие на развитие кадрового потенциала индустрии туризма.

              Актуальность проблемы кадрового обеспечения подчеркивается необходимостью реформирования системы образования. Вместе с тем очевидно противоречие между необходимостью многоаспектного совершенствования современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы туризма и сервиса и дефицитом обоснованных рекомендаций на этот счет. В связи с этим актуальным становится изучение зарубежного опыта в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров туризма и сервиса.

              Все страны сталкивались с необходимостью решения сложного комплекса задач по развитию туризма, при этом для каждой страны существовали свои наиболее сложные вопросы, определяемые национальными, региональными, климатическими особенностями. Необходимо было учитывать различные аспекты: медицинское обслуживание, транспорт, общественное питание, работа с VIP-персонами, что требует специальной подготовки.  В связи с этим, необходимо продумать и сформулировать концепцию развития сферы туризма, принимать меры по разработке четкого  и детального плана с высокопрофессиональными действиями по его грамотной реализации.

              Вполне очевидно, что для достижения заявленной цели необходимо решение ряда проблем, в частности необходимо обеспечить эффективное экономическое и социальное использование туристических объектов, что невозможно без наличия квалифицированных кадров сферы туризма и сервиса. Это, прежде всего, службы размещения, переводчики, работники call-центров, информационных служб, служб экологического обеспечения, питания, медицинской помощи, анимации и т.д. Не следует забывать также о корпусе менеджеров различного уровня. Безусловно, основную нагрузку несет индустрия туризма и гостеприимства. Ключевым фактором воздействия на расчетные параметры нагрузки на сервисный персонал будет являться эффект мультипликатора. Важной опорой в решении этих задач может оказаться движение волонтеров.

              Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Движение зародилось в США, где уже в XIXв. волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Но несмотря на добровольность, волонтерство не исключает ответственности: за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, деятельность, подрывающую репутацию организации, и т.п.

              Чтобы подготовить персонал к обслуживанию гостей, необходимо долгосрочное обучение. Обучающие сборники должны готовиться при участии экспертов. Для встреч в аэропортах, отелях и других общественных местах требуется специальная подготовка. Более того, обучающие программы должны регулярно обновляться и дополняться.

 

Французская система в сфере обучения кадров в сфере туризма

              Мировой опыт в сфере обучения кадров для сферы туризма и сервиса опирается на три основные системы подготовки.

1.      Немецкая система, основанная на ученичестве, за три года дает молодым специалистам обширную базу навыков. Затем молодой специалист не менее двух лет работает на предприятиях с целью ознакомления с другими методами работы. После этого он может в течении двух лет посещать школу гостиничного бизнеса для самосовершенствования по таким различным дисциплинам, как бухгалтерский учет, контроль, работа с кадрами, организация и управление. Эта система позволяет сформировать практиков с четкой операционной ориентацией.

2.      Английская система, в основном базируется на обучении в аудитории. Профессиональная подготовка начинается с более высокого уровня («Politechnics») и остается почти исключительно теоретической: гигиена, питание, организация, управление. Стажировки являются дополнением. Такое образование в большей мере ориентировано на позиции, где осуществляется контроль, организация, управление, чем на операционно-производственные посты.

3.      Французская система, с самого начала сочетает обе предыдущие системы на всех уровнях подготовки. Она предполагает последовательность стажировок и обучение в школе как в целях подготовки кадров среднего звена.

Учебные заведения, осуществляющие подготовку менеджеров по программам МВА, а также по национальным образовательным стандартам, стали появляться в 1980-х гг. Значительный интерес представляет анализ французской системы, так как она удачно сочетает обучение в школе и стажировки.

Франция считается одним из лидеров в области образовательных программ по спортивному менеджменту в Европе. Французские университеты дают классическое образование с углубленными знаниями в области правовых основ коммерческой и некоммерческой деятельности спортивных организаций, администрирования в сфере спорта, спортивного туризма, спортивной экономики и управления. Именно магистерские программы различных университетов большое внимание уделяют как профессиональной подготовке, так и научным изысканиям, что позволяет студентам в процессе учебы не только заниматься исследовательской деятельностью в области процессов управления, но и применять полученные знания на практике.

              Следует отметить, что современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Главная ее особенность – преобладание государственных учебных заведений. В качестве платы за обучение студент государственного вуза вносит только ежегодный регистрационный сбор – 150-400 евро (в зависимости от учебного цикла). При этом реальные затраты государства на одного студента составляют от 6 до 20 тыс. евро в год (при среднем показателе 9500 евро в год). Кроме того, во Франции прекрасна развита система финансовой и социальной поддержки студентов: стипендии и льготы на жилье, питание и транспорт; социальное  и медицинское страхование со 100%-м возмещением затрат на лечение при выборе соответствующей программы страхования; право на работу для всех иностранных студентов до 20 часов в неделю.

              Французская система высшего образования включает несколько уровней.

              Первый – трехгодичный – посвящен главным образом подготовке к получению диплома об общем университетском образовании. Диплом магистра присваивается после сдачи экзаменов на соответствующем цикле, куда поступают после строгого отбора. Диплом магистра свидетельствует о высшем европейском специальном образовании.

              Следует отметить, что уровень французского образования отвечает самым современным требованиям, которые связаны с темпами развития сферы организации спортивного досуга; при этом во главу угла ставиться организация спортивных мероприятий, включая все основные аспекты – организация как таковая, логистика, финансовая поддержка, правовой, и разумеется, спортивный аспекты. Задача каждой из магистерских программ заключается в обучении молодых специалистов умению ориентироваться в экономической, социологической, правовой и политической обстановке, а также понимать ее влияние на организацию спортивных мероприятий.

              В подготовке специалистов принимают участие и преподаватели университетов, и практикующие специалисты. Изучение теории в данной области чередуется с применением полученных знаний на практике. Именно поэтому обучение проводится как в университетах, так и в престижных государственных и европейских спортивных организациях. С помощью специально разработанных компьютерных программ студенты смогут попробовать свои силы и выступить в качестве менеджеров проектов, связанных со спортом, цель которых заключается в выявлении лидерских качеств и умении грамотно распоряжаться кадрами и ресурсами в максимально короткие сроки. Такой подход помогает быстрее осуществить на практике различные исследования.

              Французская магистерская программа в области спортивного менеджмента основана на получении знаний четырех типов:

1.      Теоретические знания, необходимые для анализа и решения проблем, связанных с развитием спортивных организаций, к которым относится экономика, социология, основы управления, маркетинг, разработка коллективных проектов, информатика в управленческой практике, право. Особое внимание уделяется международному частному праву, разрешению торговых споров, финансовому и коммерческому праву.

2.      Технические знания, связанные с менеджментом спортивных организаций. Это основное направление программы. Оно включает планирование мероприятий, бухгалтерский учет, менеджмент в органах государственного аппарата, спорт и территориальное развитие, управление спортивными организациями, маркетинг и управление в области спорта, экономику и спортивный маркетинг.

3.      Организаторские навыки: реализация проектов, анализ ситуации, административных и других преград, управленческие методы.

4.      Знания в области культуры и внешних связей. Умение вести переговоры как на родном языке, так и на иностранных языках, умение ориентироваться в культурной, экономической и социальной обстановке, умение обосновать то или иное решение, действие.

Данная программа дает возможность осуществить подготовку специалистов, владеющих в достаточной степени двумя основными знаниями и опытом, необходимых для подготовки и реализации крупных спортивных соревнований. Зарубежный опыт показывает, что хороший специалист должен быть психологически устойчивым, теоретически и практически подготовленным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              В современных условиях туризм является неотъемлемой частью жизни человечества. Поэтому на сегодняшнее время сфера туризма нуждаются не просто в трудовых ресурсах, но и в высококвалифицированных специалистах, владеющих передовыми технологиями сервиса. Одной из важнейших задач является подготовка кадров – специалистов, способных предоставлять различные виды туристско-рекреационных и туристско-спортивных услуг на высоком социально-культурном уровне и со значительным экономическим эффектом.

              Рассмотрев международный опыт по подготовке кадров в сфере туризма сразу видно, что туристическое обучение базируется на профессиональной подготовке специалистов, которому уделяется немалое внимание.

              Главная задача по подготовке кадров имеет не региональный, и даже не общенациональный, а международный аспект. При решении этой проблемы необходимо обеспечить:

      Высокое качество образовательного процесса;

      Организационную и методологическую устойчивость ( в смысле непрерывности) образовательного процесса;

      Экономическую эффективность построения и последующего функционирования образовательного пространства.

На основе анализа международного опыта подготовки кадров туризма и сервиса можно сделать вывод о том, что в настоящее время в нашей стране требуется сосредоточить усилия на следующих направлениях:

      Разработка специальной целевой программы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров сферы туризма и сервиса;

      Подготовка необходимого количества квалифицированных кадров по обеспечению мероприятий приема и обслуживания гостей и участников;

      Организация волонтерского движения;

      Формирование системы партнерских отношений учебных заведений с предприятиями сферы туризма и сервиса путем создания союзов ученых и специалистов в области туризма и гостеприимства;

      Разработка и внедрение диверсифицированного образовательного продукта ( тренинговые программы, профессиональные семинары, стажировки и т.д.);

      Использование наиболее мобильных и информативных форм обучения с максимальной степенью усвоения материала.

 

 

 

 

             

9

 



Информация о работе Подготовка кадров в сфере туризма и сервиса