Подбор персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

По оценкам ведущих специалистов рекрутских агентств в России профессиональный подбор персонала находится пока на начальной стадии. Но интерес к вопросам управления человеческими ресурсами в нашей стране достаточно высок. Всё большее число людей разделяют мнение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником её долговременного процветания.
Подбор персонала – наиболее ответственный этап в управлении персоналом. Поэтому в своей работе я хочу уделить особое внимание рассмотрению научно-методических принципов и организационных мероприятий подбора персонала,
позволяющих успешно решать кадровые проблемы.

Содержание

Введение.
Глава 1 Научно-методические принципы подбора персонала.
1.1 Системный подход к организации подбора персонала.
1.2 Профессиография в подборе персонала.
Глава 2 Подбор и приём на работу.
2.1 Планирование кадров.
2.2 Подбор кандидатов.
2.3 Методы подбора персонала на вакантные должности.
2.4 Отбор персонала в организацию.
Глава 3 Как пройти интервью. Практические рекомендации.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая Подбор персонала.docx

— 61.11 Кб (Скачать)

·        оценка наличных ресурсов;

·        оценка будущих потребностей;

·        разработка программы удовлетворения будущих  потребностей.

На этапе оценки наличных ресурсов необходимо с помощью руководителей

определить, сколько человек  занято выполнением каждой операции, требующейся

для реализации конкретной цели.

Следующим этапом планирования является прогнозирование численности  персонала,

необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей.

Определив будущие потребности, руководство с участием кадровых служб должно

разработать программу их удовлетворения. Программа должна включать конкретный

график и мероприятия  по привлечению, найму, подготовке и  продвижению

работников, требующихся  для реализации целей организации.

                          2.2.Подбор кандидатов.                         

Объем работ на этом этапе  определяется разницей между имеющимися кадрами и

настоящей или будущей  потребностью в них. При этом необходимо учитывать такие

факторы как выгода на пенсию, текучесть кадров, увольнения в связи  с

истечением срока трудового  соглашения о найме, расширение сферы  деятельности

организации. Набор обычно ведется из внешних и внутренних источников рабочей

силы.

На основании сравнения  плана по человеческим ресурсам с  численностью

персонала, уже работающего  в организации, отдел человеческих ресурсов

определяет вакантные  рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие

места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий  из

нескольких стадий – детализации  требований к вакантному рабочему месту  и к

кандидату на его занятие, подборка кандидатов, отбора кандидатов и,

собственно, приема на работу (см. Рис. 1).

    

 
 


 

                                       Нет                                      

    

 
 


 

                                                                              Да

    

 
 

Приём на работу



 

     Рис. 1         Процесс приёма на работу

     Требования к кандидату на занятие вакантного рабочего места.. Прием на

работу начинается с детального определения того, кто нужен организации.

Традиционно в основе этого  процесса лежит подготовка должностной инструкции

, т.е. документа описывающего  основные функции сотрудника, занимающего  данное

рабочее место. Как правило, должностная инструкция подготавливается отделом

человеческих ресурсов совместно  с руководителем подразделения, в котором

существует вакантная  должность: специалисты по человеческим ресурсам привносят

свое знание процесса создания должностной инструкции, руководитель – требования

к конкретному рабочему месту. Должностная инструкция является описание основных

функций, которые должен выполнять работник, занимающий данную должность.

Поэтому при использовании  должностной инструкции для оценки кандидатов на

замещения вакантной должности  специалист должен определить, насколько  данный

кандидат способен выполнять  эти функции. Сделать это довольно сложно, в

особенности для человека, незнакомого со спецификой работы на вакантной

должности. Чтобы облегчить  процесс подбора кандидатов, многие организации стали

создавать документы, описывающие  основные характеристики, которыми должен

обладать сотрудник для  успешной работы в данной должности  – квалификационные

карты и карты компетенции (портреты или профили идеальных  сотрудников).

     Квалификационная карта, подготавливаемая совместно руководителем

подразделения и специалистами  по человеческим ресурсам на основе должностной

инструкции, представляет собой  набор квалификационных характеристик (общее

образование, специальное  образование, специальные навыки –  знание иностранного

языка, владение компьютером  и т.д.), которыми должен обладать «идеальный»

сотрудник, занимающий эту  должность. Поскольку в ходе отбора определить наличие

квалификационных характеристик  значительно легче, чем наличие  способностей

выполнять определенные функции, квалификационная карта является инструментом,

облегчающим процесс отбора кандидатов. Использование квалификационной карты

дает так же возможность  структурирования оценки кандидатов (по каждой

характеристике) и сравнения  кандидатов между собой. Вместе с  тем, этот метод

сосредотачивается на технических, в большой мере формальных характеристиках

кандидата (его прошлом), оставляя в стороне личностные характеристики и

потенциал профессионального  развития.

     Карта компетенции (портрет идеального сотрудника). Компетенции

представляют собой личностные характеристики человека, его способности  к

выполнению тех или  иных функций, типов поведения и  социальных ролей, как,

например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе,

напористость, оригинальность мышления. Важнейшим дополнением  карты является

описание компетенций, т.е. детальное объяснение каждого штриха портрета

идеального сотрудника. Подготовка карты компетенций требует специальных  знаний

и, как правило, осуществляется при помощи профессионального консультанта или

специально обученного сотрудника отдела человеческих ресурсов. При  оценке

кандидата карта компетенции  используется также как квалификационная карта –

компетенции кандидата сравниваются с компетенциями идеального сотрудника.

     Привлечение кандидатов. Определив требования к кандидату, отдел

человеческих ресурсов может  приступить к реализации следующего этапа –

привлечению кандидатов, основная задача которого – создание достаточно

представительного списка квалифицированных  кандидатов для последующего отбора.

Для привлечения кандидатов организация может использовать ряд методов, каждый

из которых имеет свои достоинства и недостатки.

          2.3. Методы подбора кандидатов на вакантные должности.         

1.Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда большинство

организаций пробуют искать кандидатов в «собственном доме». Наиболее

распространенными методами внутреннего поиска являются объявления о вакантном

месте во внутренних средствах информации: газетах предприятия, стенных газетах,

специально изданных информационных листках, а также обращение к руководителям

подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью

подбора сотрудников с  требуемыми характеристиками. Поиск  внутри организации,

как правило, не требует значительных финансовых затрат, способствует укреплению

авторитета руководства  в глазах сотрудников. В то же время, внутренний поиск

часто наталкивается на сопротивление  со стороны руководителей  подразделений,

стремящихся «скрыть» лучших сотрудников и сохранить их «для себя». Кроме того,

при поиске кандидатов внутри организации возможности выбора ограничены числом

       ее сотрудников,  среди которых может не оказаться  необходимых людей.      

2.Подбор с помощью сотрудников. Отдел человеческих ресурсов может

обратиться к персоналу  организации с просьбой оказать  помощь и заняться

неформальным поиском  кандидатов среди своих родственников  и знакомых. Этот

метод привлекателен, во-первых, низкими издержками, а, во вторых, достижением

довольно высокой степени  совместимости кандидатов с организацией за счет их

тесных контактов с  представителями организации. Его  недостатки связаны с «не

формальностью» – рядовые  сотрудники не являются профессионалами  в области

подбора кандидатов, не всегда владеют достаточной информацией  о рабочем месте,

вознаграждении и т.д., часто не объективны в отношении потенциала близких им

людей.

3.Самопроявившиеся кандидаты. Практически любая организация получает

письма, телефонные звонки и  другие обращения от людей, занятых  поисками работы.

Не имея потребности в  их труде в настоящий момент, организация  не должна просто

отказываться от их предложения  – необходимо поддерживать базу данных на этих

людей; из знания и квалификация могут пригодиться в дальнейшем. Поддерживание

таких баз данных обходится  недорого и позволяет иметь под  рукой

представительный резерв кандидатов.

4.Объявления в средствах массовой информации – на телевидении, радио, в

прессе. Основное преимущество данного метода подбора кадров – широкой охват

населения при относительно низких издержках. Недостатки являются обратной

стороной преимуществ  – объявления в средствах массовой информации могут

привести к огромному  наплыву кандидатов, большинство  из которых не будут

обладать требуемыми характеристиками. Данный метод с успехом используется для

подбора кандидатов массовых профессий, например, строительных рабочих  для

возведения нового объекта. Для привлечения специалистов объявления помещаются в

специальной литературе (финансовые или бухгалтерские издания). Такая

сфокусированность поиска ограничивает число потенциальных кандидатов,

обеспечивает более высокий  уровень их профессионализма и значительно  облегчает

последующий отбор.

5.Выезд в институты и другие учебные заведения. Многие ведущие

организации постоянно используют этот метод для привлечения молодых

специалистов. Выезжая в  учебные заведения, организация  проводит презентацию

компании, организуя выступления  руководства, демонстрацию продукции,

видеофильмов организации, отвечая на вопросы студентов  и проводя собеседования

с будущими выпускниками, заинтересовавшимися  их организацией. Этот метод

является очень результативным для привлечения определенного  типа кандидатов –

молодых специалистов. В  то же время область применения данного  метода

ограничена, т.к. вряд ли кто-либо отправится искать генерального директора в

институт.

6.Государственные агентства занятости. Правительства большинства

современных государств, способствуют повышению уровня занятости населения,

создавая для этого  специальные органы, занятые поиском  работы для обратившихся

за помощью граждан. В  Российской Федерации такие учреждения, называемые

Федеральными бюро по трудоустройству, существуют в каждом административном

округе. Каждое бюро имеет  базу данных. Организации, занятые поиском

сотрудников, имеют доступ к этой базе данных. Использование  государственных

агентств дает возможность  провести сфокусированный поиск  кандидатов при

незначительных издержках. Однако данный метод редко обеспечивает широкий охват

потенциальных кандидатов.

7.Частные агентства по подбору персонала. Подбор персонала превратился за

последние 30 лет в бурно  развивающуюся отрасль экономики, во многих странах, в

Информация о работе Подбор персонала