Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:37, контрольная работа
Процедуры поиска и отбора персонала должны рассматриваться в комплексе с общей системой управления организации и ее политики в области персонала. Разработка программы по обеспечению организации новым работникам должна учитывать цель организации, сложившуюся практику управления и наличные ресурсы.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ «Факультет экономики и управления»
по дисциплине «Основы менеджмента»
«Технология управления персоналом организации»
Выполнила студентка
Группы ЗРЕ-211
Колягина Е.В.
Проверила:
к.н. доцент Доронина Т.В.
Содержание
Введение
Работа любой организации
неизбежно связана с
Персонал является мотором любой организации, и ошибки при подборе кадров – особенно когда речь идет об отборе кандидатов на руководящие должности – обходятся слишком дорого. Потери, которые несут предприятия от аварий, травматизма и брака в результате того, что были допущены ошибки при отборе новых работников, - это только часть тех расходов, которые приходится нести организации.
Подбор и отбор кадров
традиционно рассматривается
1. Различают понятия «набор» и «наем кадров». Набор кадров – массовое привлечение на работу персонала в какую – либо организацию. Набор кадров предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма персонала.
Этот процесс включает :
1) Общий анализ потребности (настоящей и будущей) в кадрах;
2) Формулирование требований к персоналу – точное определение того, кто нужен организации, путем анализа работы (рабочего места, должности), подготовки описания этой работы, а также определение сроков и условий набора;
3) Определение основных источников поступлений кандидатов;
4) Выбор методик оценки и отбора кадров.
Наем на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу. Некоторые специалисты в области управления персоналом рассматривают этот процесс в плоть до окончания этапа введения в должность, т.е. до того момента, когда новые сотрудники органично впишутся в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом.
Основной задачей при найме персонала на работу является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. В РФ наибольшее распространение получили следующие источники найма на работу: люди, случайно зашедшие в поисках работы; объявления в газетах; службы по трудоустройству; частные агентства по найму, объявления по радио и телевиденью, профсоюзы и др.
При найме в процессе проведения собеседования работникам кадровых служб, для отбора необходимых кандидатур, приходится решать ряд следующих проблем.
Первая из них связана
с необходимостью защиты организации
от влияния процессов
Наибольшей сложностью представляет собой отбор при найме работников высшего эшелона – руководителей организации, их заместители, руководителей отдельных направлений деятельности организации. Очевидно, что основу организации оценки качества руководителей высших эшелонов в рамках данной организации составляет парадоксальное убеждение: чем выше должность, которую должен занимать претендент, и чем выше ответственность, которую он должен нести, тем меньше число людей может выполнять эту работу. Основная причина этого – низкий уровень профессионализма кадровой работы, присущий руководителям разных уровней (чем выше уровень руководителя, тем больше он предпочитает руководствоваться собственными мнением и тем меньше доверяет научному профессиональному отбору и подбору соответствующих специалистов).
Другой причиной существенных недостатков в отборе и подборе кадров высшего эшелона является стремление к отбору в первую очередь работников, лояльных по отношению к тому человеку, который занимается данными отбором. Такое желание вполне понятно, если учесть не только условия, в которых приходится работать современному руководителю, но и особенности формирования его карьеры.
Найм – это сложная процедура (процесс) привлечения персонала на вакантные должности, предполагающая поиск нужных кандидатов, определение их пригодности (или непригодности) через систему отбора, заключение контракта или принятие решения об отказе.
Концепция отбора и найма должна быть ориентирована на то, что залогом достижения целей и дальнейшего эволюционизирования предприятия является своевременное его обеспечение квалифицированным персоналом. Для реализации такой ориентации предусматриваются следующие направления:
1. Определение в соответствии со стратегией развития предприятия количественной потребности в персонале. С точки зрения времени учитывают текущую и долгосрочную потребность, а также различают валовую потребность, или совокупную численность работников, необходимую для обеспечения деятельности предприятия, и чистую потребность, характеризующую несоответствие наличия персонала валовой потребности в нем. Чистая потребность – может быть соответственно, положительной или отрицательной.
2. Разработка профиля требований к будущему работнику на основе анализа вакантного места работы и его описания с приятием во внимание следующих критериев отбора (с течением времени они могут изменяться по одной или нескольким позициям, что должно найти отражение в дальнейшей селективной процедуре):
- профессиональные критерии (образование и опыт)
- физические критерии (физическая природа кандидата)
- психические критерии (способность концентрироваться, надежность)
- социально-психологические
критерии (обозначают требования
к «межчеловеческому поведению»
Профили требований к кандидатам на работу и осуществление совместной работы и обучения не должны быть одинаковыми.
3. Численность персонала
рассчитывается так, чтобы
4. Формирование «смешанных» философий отбора и найма для каждой из вакансий, принимая во внимание следующее:
- Найм для соответствия или поиск «новой крови». Каждый работодатель до найма определяет, что ему важнее в новом работнике: чтобы он составил некое «кардинальное разнообразие» в уже функционирующей команде или просто хорошо «вписался» в нее, при этом не разрушая старых, традиционных направлений.
- «Текущая работа или
долгосрочная карьера» - философия
фокусируется на сиюминутных
требованиях к работе или на
потенциальной
- Дилемма «подготовительные или подготавливаемые» может быть предметом разностороннего анализа. С экономической точки зрения – в целях снижения на обучение и подготовку – оправданно уже подготовленных. Однако нередко работодатели снимают это требование и, руководствуясь другими, включают в новое пополнение неподготовленных, или подготавливаемых работников.
5. Выявление поля интересов
предприятия на рынке рабочей
силы, выбор между внешними и
внутренними источниками
6. Формирование списка
претендентов на вакантные
7. Проведение процедуры отбора, ориентированной на выявление наиболее пригодных кандидатов.
8. Обслуживание результатов
отбора осуществляет комиссия, в
состав которой в зависимости
от статуса вакантной
9. Заключений трудовых
отношений с приятными
10. Эффективность отбора
и найма в значительной
Методы отбора персонала.
В центре отбора персонала
лежит стремление работодателя установить
пригодность возможного будущего работника.
Принципиально пригодность
Эффективный отбор обусловливает создание позитивного имиджа организации для дальнейшего привлечения претендентов. Поэтому к осуществлению процесса селекции относятся ответственно, просчитывая его с экономической точки зрения, выверяя с правовой и этической сторон, учитывая статус вакантного места. Для некоторых профессий процедура отбора гораздо сложнее, чем для других, и подготовка к ней проводится особенно тщательно. Чем более ответственна работа, чем большую ценность представляет для предприятия ее выполнение, тем более сложным бывает отбор. Претенденты на должность управленцев проходят несколько селекционных ступеней и оцениваются множеством людей (психологами, специалистами по персоналу, потенциальными начальниками, сотрудниками). Наоборот, производственные рабочие могут быть отобраны на основе бланка заявления и интервью с непосредственным начальником, либо через приглашение в рекламном объявлении. Есть предприятия и организации, которые «усеченному» отбору не доверяют и вне зависимости от статуса вакансии «утяжеляют» его, используя более широкий инструментарий. Процедура отбора обычно состоит из нескольких методов, которые следуют пройти заявителям. При каждом методе отсеивается часть заявителей или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.
Методы отбора персонала могут быть следующими: предварительная отборочная беседа; анкетирование; собеседование; тестирование; проверки рекомендации и послужного списка; испытание; оценка кандидатов и др. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Предварительная отборочная беседа.
Эта работа проводится по-разному в различных фирмах. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили непосредственно в отдел кадров или на место работы. В этих случаях беседу проводит специалист по персоналу или линейный менеджер. При этом выявляются только лишь самые общие данные о кандидате (например, образование, внешний вид, определяющие личностные качества). Уже после этого удачливые заявители проходят следующие стадии отбора. Наиболее важными пунктами, на которые обычно обращают внимание при предварительной отборочной беседе являются: адрес, профилирующее направление в учебном заведении, оконченные учебные заведения, цель поступления на работу, время пребывания на предыдущих местах работы, желаемая зарплата, цель карьеры, ограничения по здоровью, общее состояние здоровья, оценки в университете, военная служба, членов в организациях, ближайшая возможная дата выхода на работу.