Планирование потребности производственных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:50, реферат

Описание работы

планирование потребности производственных ресурсов

Работа содержит 1 файл

планирование.docx

— 25.06 Кб (Скачать)

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ  ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ

 

Выбор и определение потребности  ресурсов долгосрочного использования  является важным этапом стратегического  планирования. На современных предприятиях широко используются разнообразные  экономические ресурсы: основные производственные фонды и оборотные средства, или, говоря рыночным языком, основной и  оборотный капитал. Прежде всего, это — средства производства, предметы труда и рабочая сила, земля, здания, сооружения, технологическое оборудование, рабочий инструмент, трудовые ресурсы, материальные запасы и т.п. Для производства любого товара предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые экономические ресурсы. Существуют отдельные рынки для каждого вида и качества производственных ресурсов. Основными покупателями ресурсов являются различные фирмы, предприятия и другие организации. Их спрос на услуги тех или иных ресурсов есть вторичная потребность, имеющая определенное происхождение, так как все производители потребляют ресурсы для изготовления других продуктов.

 

Эта потребность в ресурсах происходит из спроса на производимые из них продукты. Количество потребных  материалов, машино-часов работы оборудования, человеко-часов труда персонала, используемой производственной, площади  и других ресурсов зависит от величину дохода, который предприятие или фирма могут заработать от продажи на рынке своей продукции.

 

На конкурентном рынке  каждое предприятие может купить столько требуемых ресурсов, например средств производства, сколько оно считает необходимым при данной рыночной цене технологического оборудования. Для предприятия-производителя цены на соответствующие ресурсы являются издержками производства, и поэтому целью получения максимальной прибыли оно должно планировать выпуск наиболее доходной продукции с эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При выбранном виде конкурентоспособной продукции и данной технологии ее изготовления именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать в производственном процессе.

 

В краткосрочном периоде  планирование спроса на экономические  ресурсы заключается в предположении, что фирма приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и в свою очередь реализует  произведенную продукцию на соответствующем  рынке. В условиях конкуренции каждая фирма продает столько своей  продукции, сколько она считает  необходимым при существующей, рыночной цене. Отдельное предприятие реализует  такую незначительную долю общего объема продукции, что это не оказывает  никакого влияния на цену товара. Аналогично на рынке ресурсов конкуренция означает, что фирма покупает такую небольшую  долю общего предложения ресурса, что  приобретаемое количество не оказывает  воздействия на цену данного ресурса. Однако при долгосрочном планировании спрос и предложение на товары и ресурсы будут сильно отклоняться от ранее действовавших показателей. Ситуация, кроме того, усложняется в связи с тем, что на рыночные силы спроса и предложения в длительном плановом периоде могут не только воздействовать, но даже их вытеснять политика и практические меры государства, корпораций и профсоюзов, не говоря уже о множестве других институциональных факторов.

 

Следовательно, на конкурентных рынках каждая фирма может продать  по текущей цене любое количество своей продукции. Если фирма действует  одновременно на конкурентных рынках ресурсов и товаров, то она может  купить столько ресурсов и продать  столько продукции, сколько сочтет нужным при действующих рыночных ценах. Предприятие, действующее на этих рынках, не может влиять ни на иены ресурсов, ни на цены продукции. Планирование видов продукции и типов ресурсов производится при действующих рыночных ценах в соответствии с теорией  общей полезности.

 

Под предельной или маржинальной полезностью товаров, ресурсов понимается величина добавочного блага либо дополнительной полезности, которую  получает потребитель от использования  одной дополнительной единицы ресурса, услуги. Любая фирма, максимизирующая свою прибыль, должна взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ей производить и продавать больше продукции. Общая выгода от закупки дополнительных материалов зависит от количества продукта, который производится из этого материала, а также от величины дополнительного дохода, какой может быть получен в результате продажи каждой дополнительной единицы продукции. Фирма принимает решение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравнения получаемого или планируемого предельного дохода от применения этого ресурса с его предельными издержками. При неизменных условиях производства прибыль максимизируется привлечением дополнительных ресурсов до таких объемов, пока выпуск товаров, предельный продукт или доход от которых будет равен предельным издержкам на его приобретение. Отсюда вытекает основное правило планирования потребности различных ресурсов как краткосрочного, так и долгосрочного потребления. Чтобы максимизировать свою прибыль, предприятие должно использовать дополнительные единицы любого вида ресурсов до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода, а не общих издержек производства. Другими словами, для фирмы будет прибыльным планирование дополнительных единиц ресурса до такого объема производства товаров, при котором предельный продукт в денежном выражении данного ресурса (фактора) равен предельным издержкам на этот ресурс (фактор).

 

Таким образом, перспективное  планирование потребности различных  ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и  соответствующего предложения с  максимально возможной эффективностью производства. Основная сложность в  достижении этой задачи в процессе долгосрочного планирования состоит  в наличии как методологических, так и временных ограничений.

 

Во-первых, полезность — понятие  субъективное. Никто еще не изобрел  измерителя полезности, который можно  было бы использовать для определения  степени удовлетворения человека в  продуктах или услугах. Как считают  сами создатели этой теории, на практике измерение предельной полезности просто невозможно, хотя в общем можно сказать, когда она растет или падает.

 

Во-вторых, определить полезность в денежном измерении того или  иного ресурса в далеком будущем  еще сложнее, чем в настоящее  время. Из этого вытекают два важных методологических подхода к совершенствованию  перспективного планирования потребности  ресурсов на отечественных предприятиях:

 

1) необходимость применять  в стратегическом планировании  укрупненные методы определения  потребности экономических ресурсов;

 

2) возможность использовать  натуральные показатели (измерители) расхода производственных ресурсов.

 

В процессе планирования потребности  ресурсов длительного пользования  должны решаться следующие задачи:

определение состава необходимых  входных ресурсов и их группировка  по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения другим признакам;

  • установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;
  • выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;
  • согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;
  • расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;
  • определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов.

Планирование потребности  входных ресурсов на многих предприятиях является наиболее разработанной стадией  внутрифирменного управления производственной деятельностью. Оно должно воздействовать на все остальные процессы производства, распределения и потребления материальных благ и находиться в свою очередь под воздействием каждого из них. Вместе с тем на большинстве наших предприятий, как и на зарубежных фирмах, определение потребности ресурсов сводится в основном лишь к финансовому планированию. Деньги не являются единственным и наиболее важным ресурсом в перспективном или стратегическом планировании. Многие экономисты-плановики полагают, что при наличии денег все другие ресурсы можно будет приобрести по мере необходимости. Однако на предприятиях это не всегда именно так происходит, например, ни за какие деньги нельзя купить в нужное время технологическую энергию или профессиональную квалификацию персонала, которых нет в наличии или их потребность не была ранее запланирована. В любом случае более вероятно, пишет Р. Л. Акофф, что квалифицированные специалисты быстрее привлекут деньги, а не деньги привлекут их. Кроме того, критический дефицит нефинансовых ресурсов по меньшей мере столь же вероятен, как и критическая нехватка денег.

 

Следовательно, сказанное  подтверждает необходимость более  широкого использования в стратегическом планировании известных натуральных  измерителей потребности ресурсов. При планировании входных ресурсов, производственных сооружений, технологического оборудования, а также различных  категорий персонала и других ресурсов длительного применения экономисты-плановики  обычно рассчитывают следующие важнейшие  показатели:

 

1. Сколько потребуется  ресурсов каждого вида, когда  и где они будут использоваться?

 

2. Какое количество ресурсов  будет в наличии в необходимом  месте и в планируемое время,  если поведение корпорации и  среды останется в будущем  неизменным?

 

3. Каков разрыв между  требующимися и имеющимися ресурсами  на предприятии? 

 

4. Как устранить этот  разрыв и какие источники лучше для этого использовать?

 

5. Каковы будут затраты  на устранение разрыва в потребности  различных ресурсов?

 

Рассмотрим более подробно перспективное планирование различных  ресурсов на примере машиностроительных предприятий. Планируемая потребность  входных ресурсов определяется обычно произведением годовых объемов  выпуска продукции и норм расхода  соответствующих материалов на одно изделие. В ходе планирования перспективной  потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать их наличие  в будущем, а также ожидаемый  рост рыночных цен. В планируемой  перспективе потенциальный дефицит  и рост цен на отдельные виды ресурсов могут часто сочетаться. В мировой  практике существуют три способа, которые  предприятия и фирмы могут  противопоставить дефициту и высокой  стоимости ресурсов: замена материала, вертикальная интеграция, изменение  технологии.

 

При планировании перспективной  потребности входных ресурсов следует  также учитывать, что ни ранее  рассчитанные показатели, ни выработанные плановые решения, ни основные источники  снабжения не следует в будущем  принимать как нечто неизменное или постоянное. Предварительные  допущения, используемые при оценке потребностей в ресурсах, необходимо периодически пересматривать, чтобы  знать степень реальности изменяющихся со временем потребностей и возможность появления лучших поставщиков и эффективных способов выполнения поставок.

 

Перспективное планирование потребности предприятия в те логическом оборудовании может осуществляться двумя приближенными методами:

  • соотношением общей станкоемкости выпускаемой продукции и эффективного фонда времени работы единицы оборудования;
  • делением совокупного объема производства продукции, или услуг на производительность одного станка.

Выбор метода планирования потребности  производственного 

 оборудования зависит  от применяемых исходных данных. В первом 

 случае необходимо  иметь годовые, квартальные, месячные  или недельные показатели станкоемкости производимой на соответствующем,

 оборудовании продукции. Во втором - объемные натуральные показатели изготовления изделий на данных типах станков.

 Планируемая потребность  предприятия в производственных  площадях, сооружениях зависит от  количества дополнительно вводимого

 оборудования. Зная число  станков и занимаемую одним станком

 площадь, можно рассчитать  и общую производственную площадь,  а

 также решить вопрос  о возможности ее аренды или  сооружения в

 перспективном плане. Плановые решения, связанные с производственными сооружениями и технологическим оборудованием, всегда

 зависят от оценок  будущего спроса. Поскольку такие  оценки содержат некоторые неточности  и возможные ошибки, то необходимо

 предусматривать плановые  меры предосторожности, позволяющие  в

 дальнейшем использовать  оборудование в более широких  целях, чем

 первоначально планировалось.  Гибкость планов и способность  к расширению деятельности предприятия  являются наиболее очевидными

 защитными мерами против  неопределенности перспективного  планирования производственных  ресурсов, в том числе и трудовых.

 

Трудовые ресурсы как  экономическая категория — это  совокупность трудоспособного населения, потенциально готового участвовать  в производстве материальных ценностей  и оказании услуг на рынке труда. Они включают в свой состав все  работоспособное, экономически активное население соответствующего территориального, отраслевого или иного уровня, например всей страны, отдельного региона, определенного промышленного комплекса. Таким образом, трудовые ресурсы — это часть населения соответствующего рабочего возраста, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду. В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством трудоспособный возраст начинается для всех с 16 лет и завершается в 55 для женщин и в 60 — для мужчин. Для отдельных категорий работников законодательством также предусматривается уменьшение границы пенсионного возраста, например на работах с вредными условиями труда и некоторых других, на 5—10 лет.

 

Состав трудовых ресурсов страны или региона характеризуется  многими количественными и качественными  показателями. Первые отражают численность  трудоспособного населения по полу, возрасту или регионам, вторые —  по уровню профессионального образования, квалификационному составу, производственному  опыту и т.д. Соотношение трудовых ресурсов по отдельным категориям определяет соответствующие их характеристики или показатели по составу и структуре. Для анализа возрастной структуры  трудовых ресурсов в отечественной  практике принято выделять четыре их группы: молодежь — от 16 до 29 лет, среднего возраста — в пределах 30—49, предпенсионного — соответственно 50—55 и 50—60 для женщин и мужчин и пенсионного возраста. В научных и практических целях могут быть установлены и другие возрастные интервалы, к примеру через 5 или 10 лет.

Информация о работе Планирование потребности производственных ресурсов