Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:14, курсовая работа
Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ. 6
1.1 Принципы планирования. 11
2.ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. 19
2.1 Перспективное и стратегическое планирование. 20
3. БИЗНЕС – ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 32
Эти и другие обстоятельства обусловливают непредсказуемость путей развития организации ее окружения и неопределенность даже сравнительно близкого будущего. Способом частичного ослабления или преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов.
Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются цели организации, соответствующие стратегии и распределяются необходимые ресурсы.
Стратегии, составляющие основу таких
планов, определяются, прежде всего, исходя
из угроз и возможностей (которые
имеются или могут появиться
во внешнем окружении организации)
2.2 Тактическое
и оперативное планирование.
Тактическое или текущее планирование представлено в основном краткосрочными планами, в которых предусматриваются действия, необходимые для достижения стратегических целей.
По своей сути текущее планирование является производственным и обладает рядом особенностей:
Краткосрочные планы. Они охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам.
Годовые планы разрабатываются на основе изучения рыночной ситуации (конъюнктура, цены, характер конкуренции) и прогноза сбыта, исходящего из поступивших заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых исследований.
Элементами годового плана обычно являются:
Предприятие на основе производственной программы (а подразделения – на основе касающейся их части) осуществляет процесс оперативного планирования своей деятельности.
Оперативные планы. Они посвящены решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, например, отражают движение материальных потоков. Такие планы имеют узкую направленность и всегда детализированы, их цель состоит в создании условий для слаженной работы всех цехов, участков, служб, подразделений.
Оперативное планирование предполагает:
составление ежемесячных и
Оперативно-календарный план в зависимости от характера выпускаемой продукции определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий и их партий по дням недели – маршрутизацию, находящую воплощение в маршрутной технологической карте, загрузку технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребность в инструментах и т.п. Степень детализации оперативно-календарного плана зависит от типа производства.
Оперативно-календарный план используется
часто как основной документ для
разработки сменно-суточных заданий. В
них перечисляются конкретная номенклатура
и количество изделий, необходимая
для нормального осуществления
производственного процесса в данном
цехе и смежных с ним. Сменно-суточные
задания могут дополняться
Таким образом, в рамках реализации оперативных планов изыскиваются дополнительные возможности по привлечению ресурсов, и определяется наиболее целесообразное распределение работ по времени.
Все перечисленные выше планы составляют своего рода общую систему, которая называется генеральным, общим планом или бизнес-планом организации.
Бизнес-план – это специфическая
форма планов организации. Обычно он
составляется или при ее создании,
или в переломные моменты существования,
например при расширении масштабов
деятельности, эмиссии ценных бумаг,
привлечении крупных займов и
т.п. Часто эти мероприятия
Хотя многие позиции бизнес-плана скрупулезно просчитываются на срок до пяти лет, они имеют в значительной мере вероятностный характер, и успех в деле его реализации далеко не очевиден.
Цель бизнес-плана состоит в
том, чтобы сориентировать хозяйственную
деятельность фирмы в соответствии
с потребностями рынка и
По сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя специфическими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заинтересованным лицам преимущества, которые могут получить, приняв участие в его реализации. Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах.
Главный и наиболее полный предназначен
для внутреннего пользования, а
на основании его уже
Для банков, страховых компаний и
инвесторов это – финансовая устойчивость
организации; для сбытовых фирм –
качество, новизна, стоимость продукции;
для поставщиков – объем
Структура бизнес-плана является свободной, но тем не менее в нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого данный документ составляется.
Любой бизнес-план открывается введением, которое помогает сразу же определить целесообразность дальнейшего знакомства с документом.
Во введении раскрывается роль избранного организацией вида деятельности в настоящий момент, тенденции и перспективы его развития; приводятся ориентировочные сроки работы в данном направлении; рассчитываются ожидаемая прибыльность и период окупаемости вложений; приводятся гарантии их сохранности.
В основных разделах бизнес-плана может содержаться следующая информация:
Итоговый раздел обычно посвящается финансовому плану организации, который концентрированно представляет в денежном выражении все предыдущие разделы. В рамках финансового плана с учетом прогноза объемов реализации составляется ряд важнейших документов: план доходов и расходов, прогнозный баланс, план получения целевых средств от вышестоящих организаций или заказчиков для осуществления целевых программ, план движения денежных средств на счетах в банке и в кассе, план прибылей и убытков,
Помимо основных разделов, бизнес-план может содержать приложения в виде наглядных различных материалов – графиков, схем, диаграмм, таблиц, облегчающих восприятие материала, а также график основных мероприятий с указанием ответственных лиц.
По сравнению со стратегическим планом бизнес-план характеризуется следующими особенностями:
Планирование является одним из наиболее сложных видов умственной деятельности, доступных человеку, ведь при составлении планов нужно столь много предугадать, предвидеть, увязать воедино, что эту деятельность с полным правом можно считать граничащей с искусством.
Планирование охватывает все стороны
хозяйственной жизни, и, сегодня
без него не может обойтись ни одно
предприятие. В то же время планы
нельзя абсолютизировать, ибо они
сковывают инициативу, что в условиях
стремительно меняющейся экономики
недопустимо. Поэтому планирование
всегда должно сопровождаться предоставлением
подразделениям максимально возможной
самостоятельности, права принятия
решений с учетом складывающегося
положения дел, если такие решения
оказываются более
Планирование предполагает принятие
конкретных решений о функционировании
и развитии производственной системы,
их увязку с точки зрения оптимизации
конечного результата. Это позволяет
обеспечить ее эффективное функционирование
и развитие в будущем. Любое хозяйственное
решение, принимаемое в условиях
риска, требует тщательного технико-
Планирование - адаптивный процесс, в
результате которого происходит постоянная
корректировка принятых управленческих
решений, постоянный контроль над их
выполнением. Для эффективности
планирования необходимо ясное представление
и сегодняшнем и будущем
Планирование – это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий.
Планирование – это то звено,
ухватившись за которое можно
вытянуть всю цепь предприятий, включая
малые предприятия. Главное
– использовать его последовательно,
сообразуя как с внешними обстоятельствами,
так и с внутренней средой, ее
особенностями. Но при этом нельзя забывать,
что предприятие не существуют вне
экономики и в значительной мере
определяют ее состояние. В свою очередь
и экономика предъявляет к
предприятиям все более серьезные
требования. Будущее любого предприятия
прямо и непосредственно
В контрольной работе решены следующие задачи:
В заключение необходимо отметить, что
цель исследования достигнута.
1 Драчева Е.П., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Мастерство, 2002.
2 Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002.