Планирование как функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ. 6
1.1 Принципы планирования. 11
2.ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. 19
2.1 Перспективное и стратегическое планирование. 20
3. БИЗНЕС – ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 32

Работа содержит 1 файл

КОНТР. ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

Эти и другие обстоятельства обусловливают  непредсказуемость путей развития организации ее окружения и неопределенность даже сравнительно близкого будущего. Способом частичного ослабления или преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов.

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются  цели организации, соответствующие  стратегии и распределяются необходимые  ресурсы.

Стратегии, составляющие основу таких  планов, определяются, прежде всего, исходя из угроз и возможностей (которые  имеются или могут появиться  во внешнем окружении организации), а не поиска и мобилизации внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их осуществления должны быть крупные перемены в организации. Таким образом, если фирма хочет  выжить в современных нестабильных условиях, переход к стратегическому  планированию неизбежен, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования.

 
2.2 Тактическое  и оперативное планирование.

 

Тактическое или текущее планирование представлено в основном краткосрочными планами, в которых предусматриваются действия, необходимые для достижения стратегических целей.

По своей сути текущее планирование является производственным и обладает рядом особенностей:

  • объектами такого планирования могут быть заказ, группа продукции, показатели;
  • при осуществлении планирования учитывается связь уровней управления; оно может происходить сверху вниз (детализация), снизу вверх (спущенные сверху указания обогащаются внизу);
  • при составлении производственных планов происходит либо четкая привязка к календарю, либо допускается свободное планирование.

Краткосрочные планы. Они охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам.

Годовые планы разрабатываются  на основе изучения рыночной ситуации (конъюнктура, цены, характер конкуренции) и прогноза сбыта, исходящего из поступивших  заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых  исследований.

Элементами годового плана обычно являются:

  • производственная программа – она разрабатывается на срок от нескольких недель до года для предприятия в целом и его отдельных подразделений, с учетом имеющихся у них производственных мощностей и содержит, например, решения о том, как обеспечить производство необходимой продукции и услуг исходя из минимальных затрат;
  • план развития предприятия – он содержит решения о внедрении новой техники, изменении технологии, снятии с производства отдельных видов продукции и т.д.;
  • план маркетинга и сбыта – он является основой других планов предприятия и составляется на основе прогнозов сбыта, информации о требованиях заказчика по ассортименту и качеству продукции, заключенных договоров, цен, частоты заказов, каналов сбыта и т.п. Данный план детализируется по месяцам и неделям;
  • план по себестоимости и рентабельности – в нем отражаются: постоянные издержки, балансовая и чистая прибыль, расчетная рентабельность, себестоимость и др.;
  • финансовый план – включает такие показатели, как баланс доходов и расходов, издержки производства и обращения, использование собственных и заемных средств, срок выплаты и величина дивидендов;
  • план по материально-техническому снабжению;
  • план по труду и кадрам.

Предприятие на основе производственной программы (а подразделения –  на основе касающейся их части) осуществляет процесс оперативного планирования своей деятельности.

Оперативные планы. Они посвящены решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, например, отражают движение материальных потоков. Такие планы имеют узкую направленность и всегда детализированы, их цель состоит в создании условий для слаженной работы всех цехов, участков, служб, подразделений.

Оперативное планирование предполагает: составление ежемесячных и внутрисменных  заданий, календарных планов выпуска  продукции, маршрутных карт и контроль над их выполнением.

Оперативно-календарный план в  зависимости от характера выпускаемой  продукции определяет последовательность и сроки запуска, обработки и  выпуска изделий и их партий по дням недели – маршрутизацию, находящую  воплощение в маршрутной технологической карте, загрузку технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребность в инструментах и т.п. Степень детализации оперативно-календарного плана зависит от типа производства.

Оперативно-календарный план используется часто как основной документ для  разработки сменно-суточных заданий. В  них перечисляются конкретная номенклатура и количество изделий, необходимая  для нормального осуществления  производственного процесса в данном цехе и смежных с ним. Сменно-суточные задания могут дополняться планом-графиком движения изделий и их отдельных  частей в рамках технологического процесса.

Таким образом, в рамках реализации оперативных планов изыскиваются дополнительные возможности по привлечению ресурсов, и определяется наиболее целесообразное распределение работ по времени.

 

 

3. БИЗНЕС – ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Все перечисленные выше планы составляют своего рода общую систему, которая  называется генеральным, общим планом или бизнес-планом организации.

Бизнес-план – это специфическая  форма планов организации. Обычно он составляется или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при расширении масштабов  деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении крупных займов и  т.п. Часто эти мероприятия осуществляются накануне серьезных изменений во внешней ситуации и имеют цель предварить их.4

Хотя многие позиции бизнес-плана  скрупулезно просчитываются на срок до пяти лет, они имеют в значительной мере вероятностный характер, и успех  в деле его реализации далеко не очевиден.

Цель бизнес-плана состоит в  том, чтобы сориентировать хозяйственную  деятельность фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями  получить ресурсы; определить конкретные ее виды, рынки; оценить финансовое положение; предусмотреть трудности  и подводные камни.

По сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя  специфическими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать  всем заинтересованным лицам преимущества, которые могут получить, приняв участие  в его реализации. Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах.

Главный и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а  на основании его уже разрабатываются  варианты с учетом различных видов  пользователей. Это вполне понятно, ибо каждого из них интересуют только те моменты, которые создают  гарантии их собственных интересов.

Для банков, страховых компаний и  инвесторов это – финансовая устойчивость организации; для сбытовых фирм –  качество, новизна, стоимость продукции; для поставщиков – объем потребности  в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, услугах; для  профсоюзов – социальные моменты.

Структура бизнес-плана является свободной, но тем не менее в нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого данный документ составляется.

Любой бизнес-план открывается введением, которое помогает сразу же определить целесообразность дальнейшего знакомства с документом.

Во введении раскрывается роль избранного организацией вида деятельности в настоящий  момент, тенденции и перспективы  его развития; приводятся ориентировочные  сроки работы в данном направлении; рассчитываются ожидаемая прибыльность и период окупаемости вложений; приводятся гарантии их сохранности.

В основных разделах бизнес-плана  может содержаться следующая  информация: 

  • о целях предпринимательской деятельности, главной и функциональных стратегиях;
  • о потенциале организации, его развитии на предстоящий период и связанных с этим затратах;
  • об имидже – традициях, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественности. Благоприятный имидж много значит для решения вопроса о доверии к фирме со стороны потенциальных партнеров;
  • о персонале, принципах его подбора, оценки, продвижения; системе управления и путях ее развития; внедрения новых методов руководства; формах взаимоотношений с профсоюзной организацией;
  • о будущей производственной деятельности и ее необходимых условиях: планируемых к внедрению технологиях и оборудовании; источниках и способах обеспечения потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях, необходимых затратах; путях повышения производительности труда и эффективности производства, способах контроля процессов и качества продукции;
  • о продукте или услуге, их техническом уровне, качественных параметрах, уникальных свойствах, недостатках; наличии у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками; о возможностях использования отходов;
  • о стратегии маркетинга. Обычно этот раздел начинается с характеристики рынков сбыта для планируемой к производству продукции;
  • о конкурентоспособности продукции, путях борьбы с основными потенциальными и реальными конкурентами, завоевания рыночной ниши. В разделе приводятся сведения о конкурентах, их доле на рынке; перечисляются основные параметры, по которым может вестись конкурентная борьба (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичность, эргономичность, безопасность, качество, унифицированность, упаковка, сервис и пр. На основе всестороннего анализа этих моментов определяются параметры, по которым можно превзойти соперников;
  • о плане маркетинга, включающем описание маркетинговой ситуации (величины рынка, главные виды присутствующей на нем продукции, основные конкуренты, каналы распределения); перечень задач; программу действий по их реализации; способы контроля над ними; необходимые затраты;
  • об основных направлениях внешнеэкономической деятельности. Здесь, в частности, рассматривается порядок регистрации фирмы как ее участницы, сроки открытия валютного счета; особенности расчетов с зарубежными партнерами, предположительные объекты экспорта и импорта; возможные контрагенты;
  • о себестоимости, цене, прибыльности производства, их критической величине, ниже которой деятельность фирмы является убыточной.
  • о рисках и способах их страхования. Риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, могут быть связаны с уничтожением, порчей или хищением имущества, стихийными бедствиями и политическими конфликтами, препятствующими нормальному ходу работы; финансовыми и коммерческими неудачами. В разделе дается примерная оценка рисков и перечисляются основные мероприятия, направленные на их снижение (профилактика оборудования, меры противопожарной безопасности, оснащение сигнализацией;
  • о финансовой стратегии организации при осуществлении нового вида деятельности. Здесь определяются источники формирования финансовых ресурсов (выпуск акций, облигаций, банковские ссуды, накопленная прибыль), требования к эффективности их использования, соотношению собственных и заемных средств, общей прибыльности и т.п.;

Итоговый раздел обычно посвящается финансовому плану организации, который концентрированно представляет в денежном выражении все предыдущие разделы. В рамках финансового плана с учетом прогноза объемов реализации составляется ряд важнейших документов: план доходов и расходов, прогнозный баланс, план получения целевых средств от вышестоящих организаций или заказчиков для осуществления целевых программ, план движения денежных средств на счетах в банке и в кассе, план прибылей и убытков,

Помимо основных разделов, бизнес-план может содержать приложения в  виде наглядных различных материалов – графиков, схем, диаграмм, таблиц, облегчающих восприятие материала, а также график основных мероприятий  с указанием ответственных лиц.

По сравнению со стратегическим планом бизнес-план характеризуется  следующими особенностями:

  • включает только одну цель, связанную с развитием определенного бизнеса;
  • имеет четко очерченные временные рамки, не пролонгируется, не уточняется;
  • обладает высокой функциональной направленностью.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Планирование является одним из наиболее сложных видов умственной деятельности, доступных человеку, ведь при составлении планов нужно  столь много предугадать, предвидеть, увязать воедино, что эту деятельность с полным правом можно считать  граничащей с искусством.

Планирование охватывает все стороны  хозяйственной жизни, и, сегодня  без него не может обойтись ни одно предприятие. В то же время планы  нельзя абсолютизировать, ибо они  сковывают инициативу, что в условиях стремительно меняющейся экономики  недопустимо. Поэтому планирование всегда должно сопровождаться предоставлением  подразделениям максимально возможной  самостоятельности, права принятия решений с учетом складывающегося  положения дел, если такие решения  оказываются более эффективными, чем заложенные в плане.

Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании и развитии производственной системы, их увязку с точки зрения оптимизации  конечного результата. Это позволяет  обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем. Любое хозяйственное  решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования. Поэтому изучение его теории и практики занимает важное место в подготовке специалистов управленческого профиля.

Планирование - адаптивный процесс, в  результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль над их выполнением. Для эффективности  планирования необходимо ясное представление  и сегодняшнем и будущем состоянии  внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы,  данные которых оцениваются, с помощью систем анализа.

Планирование – это процесс  осуществления совокупности систематизированных   и взаимосвязанных работ по определению  долгосрочных целей и направлений  деятельности   предприятий.

Планирование – это то звено, ухватившись за которое можно  вытянуть всю цепь предприятий, включая  малые предприятия.   Главное  – использовать его последовательно, сообразуя как с внешними обстоятельствами, так и с внутренней средой, ее особенностями. Но при этом нельзя забывать, что предприятие не существуют вне  экономики и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь  и экономика предъявляет к  предприятиям все более серьезные  требования.   Будущее любого предприятия  прямо и непосредственно зависит  от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно  ответить на эти запросы и есть главная задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания, и в этом процессе одну из главных ролей   играет планирование.

В контрольной работе решены следующие  задачи:

  1. рассмотрены сущность, принципы, функции и методы планирования;
  2. изучены виды планирования;
  3. изучены правила составления бизнес - плана.

В заключение необходимо отметить, что  цель исследования достигнута. 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 

  1. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Высш. Школа, 2001. – 367 с.
  2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 504 с.
  3. Драчева Е.П., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
  4. Егорова Т.И. Основы менеджмента. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002. – 136 с.
  5. Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 440 с.
  6. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. Мн.: «Новое знание», 2001. – 635 с.
  7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – Минск: «Новое знание», 2000. – 336 с
  8. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  9. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 591 с.
  10. Уткин Э.А. Менеджмент: Учебник. – М.: ТЕИС, 2003. – 447 с.

1 Драчева Е.П., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Мастерство, 2002.

2 Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002.

Информация о работе Планирование как функция управления