Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:14, курсовая работа
Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ. 6
1.1 Принципы планирования. 11
2.ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. 19
2.1 Перспективное и стратегическое планирование. 20
3. БИЗНЕС – ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 32
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ. 6
1.1 Принципы планирования. 11
2.ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. 19
2.1 Перспективное и стратегическое планирование. 20
3. БИЗНЕС – ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 32
«Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем. Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку» (Р.Аркофф)
Функция планирования как одна из
основных функций управления в настоящее
время приобрела качественно
новые черты и особенности; планирование
получило принципиально новое
Планирование – это попытка заглянуть в будущее, оно помогает оценить масштабы организации, определить конкурентов, найти свою нишу на рынке, определить пути и цели стратегических достижений организации.1 В планах отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Менеджеры на основе планов определяют сильные и слабые стороны организации, анализируют их и разрабатывают тактику своих действий, оценивают положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах.
Развитие хозяйственной
При переходе к рыночным отношениям от
планирования практически отказались,
особенно в 1992 – 1995 г., считая, что рынок расставит
все по своим местам. Рынок не отрицает плановость,
он перемещает ее в первичное производственное
звено – предприятие. Да и в масштабе страны
в целом планирование не заменяется полностью регулирующей
функцией рынка. В зарубежных странах,
где развита рыночная экономика, государство формирует
стратегическое направление своего экономического
развития, крупные социальные и научно-технические
Планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.
Таким образом, из вышесказанного вытекает, что данная тема контрольной работы весьма актуальна.
Цель контрольной работы – рассмотреть экономическую сущность планирования в механизме управления предприятием.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи контрольной работы:
Поставленные цель и задачи обусловили структуру контрольной работы, которая состоит из введения, 3 разделов, 4 подразделов, заключения и списка использованной литературы. Первый раздел посвящен раскрытию сущности функции планирования в организации. Второй раздел посвящен изучению видов планирования. В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания контрольной работы. В завершении работы приведен список использованной литературы.
При исследовании темы данной работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод.
Информационной базой послужили учебные
Следует отметить, что на сегодняшний день
достаточно развита соответствующая
Планирование
– это способ достижения цели на основе
сбалансированности и последовательности
выполнения операций, это своего рода
инструмент принятия управленческих решений.2
Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
До середины ХХ столетия фирмы действовали преимущественно в условиях стабильного превышения спроса над предложением, неизменности внешней среды. Это позволяло им работать на основе текущих планов, составляемых исходя из поступающих заказов.
В 1950-е гг. темп изменений во внешней среде стал нарастать, но они еще оставались предсказуемыми. Здесь уже, наряду с текущим приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием, составлять перспективные целевые программы.
В 1960–1970-е гг. общий темп развития
ускорился, а изменения в среде
стали неожиданными. Это обусловило
превращение долгосрочного
С начала 1970-х гг. изменения во внешней
среде стали протекать столь
стремительно и непредсказуемо, что
перспективные стратегические планы
перестали соответствовать
В планах отражаются:
Сам процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего состояния предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.
В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.
В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами.
Если организация
С учетом степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами:
В зависимости от экономических возможностей организации, могут использоваться три подхода к составлению планов:
Процесс планирования включает несколько последовательных этапов (стадий) конкретных управленческих действий, в том числе :
Выбирая схему планирования, следует регламентировать вариант каждого из шести принципов этого процесса :
а) планирование сверху вниз,
б) планирование снизу вверх (укрупнение плана);
а) планирование по интервалам времени,
б) привязка к календарным датам,
в) привязка к датам завершения отдельных работ,
г) свободное планирование очередности;
а) планирование на один интервал,
б) скользящее планирование, в) остаточное планирование,
г) гибкое планирование с выбором горизонта;
а) планирование с нуля (прошлые обязательства пропадают),
б) возвратное планирование (прошлые обязательства остаются);
а) планирование по группам продукции,
б) планирование по заказам,
в) планирование по технико-экономическим показателям,
г) планирование по статьям калькуляции;
а) планирование по узкому месту,
б) планирование от «выхода к входу»,
в) планирование от «входа к выходу»,
г) последовательная проводка единиц продукции.
Планирование не является самостоятельной целью,
поэтому предпочтительный вариант процесса
планирования в конкретных условиях определяется
особенностями функционирования управляемого
производства, задачами, которые ставятся
перед производством.
Эффективность функции планирования зависит от того, какими принципами руководствуются менеджеры при составлении планов.
Планирование базируется на следующих принципах: