Педагогический менеджмент – особый вид управленческой деятельности в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:14, доклад

Описание работы

Раскрывая сущность понятия «педагогический менеджмент», нужно отметить, что в нашей отечественной литературе достаточно много внимания уделялось управлению вообще. Процесс управления был изучен на всех ступенях образования и в разных разделах науки педагогики. Последние годы пристальное внимание уделяется процессу управления на уровне руководителя образовательного учреждения. Выделяют два уровня педагогического менеджмента в учебном заведении. Первый уровень – это руководитель учебного заведения и его заместители. Второй уровень, или низшее звено управления – это педагоги, учителя.

Работа содержит 1 файл

Педагогический менеджмент.docx

— 43.08 Кб (Скачать)

    Педагогический  менеджмент – особый вид управленческой деятельности в образовательном  учреждении. 

      Раскрывая сущность понятия «педагогический  менеджмент», нужно отметить, что  в нашей отечественной литературе достаточно много внимания уделялось  управлению вообще. Процесс управления был изучен на всех ступенях образования  и в разных разделах науки педагогики. Последние годы пристальное внимание уделяется процессу управления на уровне руководителя образовательного учреждения. Выделяют два уровня педагогического  менеджмента в учебном заведении. Первый уровень – это руководитель учебного заведения и его заместители. Второй уровень, или низшее звено  управления – это педагоги, учителя.

      Выделим несколько понятий, которые объединяют многие определения: деятельность, целенаправленность, процесс, направленность на человеческий фактор, система, что позволяет нам  дать следующую трактовку понятию  «управление», под которым мы понимаем деятельность всех субъектов процесса, направленную на достижение поставленных целей каждого члена коллектива и общества в целом, используя  формы, методы, технологии, способствующие функционированию и развитию образовательной  системы.

      Чтобы дать определение педагогическому  менеджменту, рассмотрим сначала, что  же такое менеджмент. Приведем определение  менеджмента из Оксфордского словаря  английского языка: «Менеджмент - способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого  рода умелость и административные навыки». Эта трактовка менеджмента высвечивает  ряд сторон, которые и должны быть отражены в определении педагогического  менеджмента. Во-первых, общение с  людьми, во-вторых, особые управленческие умения, в-третьих, культура управления. Обратимся к определению менеджмента, данному авторами книги «Основы  менеджмента» А. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, как особого вида управленческой деятельности и области человеческого знания, помогающего осуществлению этой деятельности. Мы видим, что и в том, и в другом определении отсутствует личность человека как субъекта управленческого процесса (кем управляют и кто управляет). С учетом всех аспектов понимания менеджмента и опираясь на индивидуально-личностный подход, дадим следующее определение понятию «педагогический менеджмент». Педагогический менеджмент – это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях. Чтобы судить, насколько обоснованно данное определение, проведем необходимое исследование теоретических работ в области педагогического менеджмента.

Говоря об управлении ребенком, предостерегают учителей от стремления стать «властителем души воспитанника, полагаясь лишь на свое моральное право повелевать, подчинять». Это право повелевать приобретается  лишь тогда, когда ваш воспитанник уже в чем-то проявляет себя, гордится своим поступком и является «властелином собственной совести». «Умение управлять уровнем требований личности, стимулировать его повышение - одна из тех сфер педагогического мастерства, где обучение сливается с воспитанием коллектива, где интеллектуальная жизнь коллектива - большая сила, которая обусловливает отношение человека к самому себе и, наконец, побуждает его к самовоспитанию.

      Воспитательный  процесс заключается в том, что  «педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем «управлению деятельностью  учащихся».

      Любое приемлемое поведение должно быть поддержано и стимулировано учителем. К методам  стимулирования поведения  относятся  и деятельности соревнование, и поощрение  как способ выражения положительной  общественной оценки поведения и  деятельности. Говоря о наказании  любое наказание должно сопровождаться «анализом причины и условий, породивших тот или иной поступок». Что касается сторонников педагогического менеджмента в Америке, то они в своих работах и методических рекомендациях почти не учитывают причины и мотивы, вызвавшие то или иное поведение или поступок.

      При управлении совершенно необходима обратная связь, благодаря которой мы можем  судить о результативности управленческих действий. К методам, которые выполняют  эту функцию, относят контроль, самоконтроль и самооценку. Можно  выделить те же методы, посредством которых учитель  познает развивающуюся личность ребенка: педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов, обобщение независимых  характеристик, социометрические методы.

      Все эти методы в американской теории педагогического менеджмента называются превентивными методами. Но в них  нет такого метода контроля, как  создание ситуаций для изучения поведения, или «воспитывающих ситуаций». Сущность их в том, что ученик стоит перед  необходимостью выбрать определенное решение, т.е., по существу, это ситуация свободного выбора. Ища выход из создавшегося положения, ученик переосмысливает  свое поведение, «приводит его в  соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения».

      В исследованиях по проблеме педагогических ситуаций  выделяются два их типа. Первый тип – это ситуации побуждения к анализу получаемой информации, они требуют проявления активного  отношения к ситуации. Второй тип  – это ситуации аргументации, отстаивания  личностных позиций. И те, и другие ситуации необходимо использовать в  своей деятельности педагогического  менеджмента каждому учителю.

      При рассмотрении вопроса о педагогическом руководстве коллективом некоторые  исследователи считают, что начинать работу в неорганизованном классе необходимо с воздействия не на конкретных учеников, а на весь класс. «Школа должна с  первого же дня предъявлять к  ученику твердые, непререкаемые  требования общества, вооружить ребенка  нормами поведения, чтобы он знал, чего можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо».

      Но  при этом требования должны опережать  развитие личности и, что самое главное, переходить в требования воспитуемого к самому себе. В американском педагогическом менеджменте тоже большое внимание уделяется информированности школьника  о нормах, правилах, требованиях, а  также стремлению к тому, чтобы  ребенок осознал правильность, как  требований, так и методов контроля и стимулирования. Актив коллектива, как и общественное мнение, есть та сила, которая в руках умелого  педагога будет выполнять функции  воспитания.

      Активное  вовлечение учащихся в воспитательную работу - вот суть организаторской  деятельности учителя. Привлекать учащихся к разработке планов их деятельности, правил требований, советоваться с  ними, ставить воспитательно-развивающие  задачи и осуществлять тактический  контроль – вот из чего состоит  организационная деятельность учителя. В американском педагогическом менеджменте  существует программа «Опосредованные  контакты», где и реализуются  подобные приемы.

      Управленческую  деятельность преподавателя рассматривают  с разных сторон: как управление поведением студентов и их дисциплиной, в образовательно-воспитательным процессом в целом, и познавательной деятельностью студента.

      Такой аспект педагогического мастерства учителя, как управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, является одним из важных. Умение учителя  сделать свой предмет интересным для школьника, положительно повлиять на процессы развития, раскрытие творческих потенций ученика - вот та задача, которую  должен решать каждый учитель при  управлении познавательной деятельностью  учащихся. Если процесс возрастания  активности не будет направлен  никакими умственными интересами, то невозможно предугадать, по каким путям он поведет школьника. Учение, взятое принуждением и силой воли, вряд ли будет способствовать созданию развитых умов. В педагогической технике учителя ученый выделяет две группы компонентов. К первой в основном относятся умения, связанные с личностью преподавателя (управление своим поведением, владение своим организмом и т.д.). А вот вторая группа нас наиболее интересует, так как к ее компонентам ученый отнес умение учителя воздействовать на личность ребенка и на весь коллектив, владение приемами предъявления требований, управление педагогическим общением и многое другое. Первая группа компонентов учтена в самоменеджменте, а вторая – в классном менеджменте.

      Можно описать управление познавательной деятельностью ученика по следующим  характеристикам:

    • разомкнутое управление (деятельность учащегося не контролируется, не корректируется);
    • цикличное управление (управление с контролем, самоконтролем, взаимоконтролем); рассеянное управление (фронтальное, т.е. «управление всеми и сразу»);
    • направленное управление (индивидуальное, управление конкретными лицами);
    • ручное управление (вербальное и невербальное: мимика, жесты); автоматизированное управление (использование технических средств).

      Используя вышеперечисленные признаки, мы можем  охарактеризовать управленческую деятельность любого учителя и определить, какие  основные методы, техники использует учитель в своей работе. Например, управление разомкнутое, рассеянное, ручное характерно для классического лекционного обучения; управление разомкнутое, направленное, ручное характеризует консультирование; управление цикличное, рассеянное, ручное осуществляется в системе репетиторства; управление цикличное, рассеянное, автоматическое характеризует компьютерное обучение.

      Характеристика  управления в зависимости от техники  обучения поможет учителю выбрать  методы педагогического менеджмента  для своей работы.

      Структура технологического процесса обучения представлена тремя каналами: основным каналом  передачи информации, каналом обратной связи (функционирование которого необходимо при осуществлении педагогического  менеджмента) и каналом управляющих  воздействий. Получение информации от ученика позволяет учителю делать соответствующие выводы о результативности его действий, вносить изменения в свою планирующую и корректирующую деятельность Канал управляющих воздействий включает в себя стратегическое и тактическое планирование, а также коррекцию основного технического движения Эффективность управления в процессе обучения и воспитания требует от учителя высокоразвитых умений педагогического менеджмента, тогда можно говорить и о достаточном уровне личностно-ориентированного управления.

      Хотя  словосочетание «педагогический менеджмент»  вошло в наш лексикон совсем недавно, мы убедились, что уже давно многими  учителями используются приемы педагогического  менеджмента, а некоторые направления  перекликаются с исследованиями наших ученых в этой области. Считается, что любые действия в школе  носят управленческий характер. Но при этом важно знать, как пойдет развитие деятельности и преобразований, как объектов, так и субъектов  воспитания. С учетом этого им введено  понятие «педагогическое управление», которое осуществляют не только директор, но и каждый учитель школы.

      Процесс управления можно рассматривать  как процесс решения возникающих  педагогических задач и определяет ряд компонентов, необходимых для  эффективного управления: информационный, проектировочный, конструктивный, организаторский  и коммуникативный.

      Можно использовать невербальные сигналы  в управлении детьми. Чтобы избежать неприятных ситуаций при опросе учеников, которые не готовы к уроку, он советует учителям завести лист «самозаписи» отказов от ответа на уроке. Таким образом, учитель контролирует частоту отказов и процесс усвоения материала. Использование карточек с разными цветами в зависимости от знания или незнания учебного материала приведет к тому, что ученику станет стыдно поднимать и показывать все время, к примеру, красную карточку, которая означает, что ученик не готов к уроку. Если учитель применяет в своей управленческой деятельности устав или свод правил, то эти меры будут наиболее эффективны, если привлечь учеников к их разработке.

      Выделяется  ряд методов формирования и управления поведением детей. К ним он относит: положительное подкрепление, отрицательное  подкрепление, невербальные сигналы, стимулы.

      В американской теории педагогического  менеджмента есть подобные вышеперечисленным  приемам методы управления классом. Интеграция отечественных и зарубежных идей по педагогическому менеджменту  и знакомство с ними студентов  колледжей, приведут к положительной  динамике развития у выпускников  колледжей управленческих способностей и умений.

      Учитель должен помочь ученику соединить  в себе два процесса: самореализации и социализации. Задачей педагога является обеспечение таких отношений  с обществом, которые способствовали бы максимальному раскрытию способностей ребенка. Педагог должен постоянно  обогащать, улучшать индивидуальный опыт ребенка, расширять его социальный кругозор, пространство, где он (ребенок) мог бы максимально самореализоваться. Социально-педагогическое проектирование теснейшим образом связано с педагогическим менеджментом, так как для осуществления личностно-ориентированного управления в классе учителю необходимы навыки педагогического проектирования, под которыми понимается деятельность по определению условий реализации педагогической системы. Педагогическая система рассматривается как совокупность знаний, описывающая конкретный педагогический объект, явление, процесс.

      Рассматривая  педагогический менеджмент на двух уровнях, руководителя образовательного учреждения и педагога, ученые делают вывод, что  только умелое управление на двух этих уровнях реально обеспечит развитие человека. Управленческо-педагогическая деятельность во многом зависит от способностей, потребностей лица, осуществляющего управление, будь то педагог или руководитель образовательного учреждения. Ученые уверены, что эффективное управление возможно только тогда, когда оно построено на следующих принципах:

Информация о работе Педагогический менеджмент – особый вид управленческой деятельности в образовательном учреждении