Автор: Испе Чпе, 29 Ноября 2010 в 19:23, курсовая работа
Описывая процесс развития неформальной организации, Л. Сэйлес и Дж. Стросс утверждают: что сотрудники на основе контактов и общих интересов формируют дружеские группы, которые произрастают из самой организации. Но сформировавшись, они начинают жить своей жизнью, практически не связанной с трудовым процессом, на основе которого они возникли. Это динамичный, самогенерируемый процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом, что способствует возникновению благосклонных и приятельских отношений между людьми. Эти отношения, в свою очередь, становятся базой для самых разных видов деятельности, многие из которых не связаны с должностными обязанностями: совместные обеды, помощь в работе, борьба с аутсайдерами и т.д. Расширенные возможности для взаимодействия способствуют более крепким связям между членами группы, и она становится чем-то большим, чем простое объединение людей. В ней формируются свои правила действий -- комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменениям. Группа становится организацией.
1. Формальные и неформальные отношения между коллегами в организации
1.1 Характеристики неформальных отношений в организации
1.2 Управление неформальной организацией
2. Лидерство как социальное явление. Этика лидерства
2.1 Формальное и неформальное лидерство
2.2 Особенности лидера в неформальной группе. Этика лидера
Список литературы
Содержание
1. Формальные и неформальные отношения между коллегами в организации
1.1 Характеристики неформальных отношений в организации
1.2 Управление неформальной организацией
2. Лидерство как социальное явление. Этика лидерства
2.1 Формальное и неформальное лидерство
2.2 Особенности лидера в неформальной группе. Этика лидера
Список литературы
1. Формальные и неформальные отношения
между коллегами в организации
Формальная организация создается менеджментом намеренно, но после этого становится также социальной средой, в которой люди взаимодействуют не по указке начальства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы, в результате чего возникает множество групп, основанных на дружбе, -- неформальных групп, вместе представляющих неформальную организацию.
Неформальная организация -- это спонтанно сформировавшаяся группа людей, регулярно взаимодействующих с какой-то определенной целью. Как и в случае с формальными организациями, именно эти цели являются причиной существования неформальных организаций. Мы опишем их позже. Дело в том, что в рамках большой организации существует множество неформальных групп, большинство которых произвольно объединяется в некую сеть. Рабочая среда очень способствует созданию неформальных групп. Формальная структура и задачи организации объединяют ежедневно людей, которые проводят вместе много времени, порой не один год. Люди, которые при других обстоятельствах вряд ли встречались бы так часто, проводят в обществе коллег больше времени, чем в кругу семьи. Более того, зачастую характер задач, которые они решают, заставляет их постоянно общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены организации зависят друг от друга во многих аспектах, и естественным следствием этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.
Описывая
процесс развития неформальной организации,
Л. Сэйлес и Дж. Стросс утверждают: что
сотрудники на основе контактов и общих
интересов формируют дружеские группы,
которые произрастают из самой организации.
Но сформировавшись, они начинают жить
своей жизнью, практически не связанной
с трудовым процессом, на основе которого
они возникли. Это динамичный, самогенерируемый
процесс. Сотрудники, объединенные рамками
формальной организации, взаимодействуют
друг с другом, что способствует возникновению
благосклонных и приятельских отношений
между людьми. Эти отношения, в свою очередь,
становятся базой для самых разных видов
деятельности, многие из которых не связаны
с должностными обязанностями: совместные
обеды, помощь в работе, борьба с аутсайдерами
и т.д. Расширенные возможности для взаимодействия
способствуют более крепким связям между
членами группы, и она становится чем-то
большим, чем простое объединение людей.
В ней формируются свои правила действий
-- комплекс устойчивых характеристик,
которые с трудом поддаются изменениям.
Группа становится организацией.
1.1
Характеристики неформальных отношений
в организации
Неформальные организации и причины, по которым люди в них вступают, имеют характеристики, как сходные с формальными организациями, так и отличные от них. В неформальных организациях, как правило, имеются четкие нормы относительно стиля одежды, поведения, приемлемых типов работы и протокола. Чтобы обеспечить их выполнение, группа может применять довольно жесткие санкции. Тех, кто их нарушает, группа может подвергнуть остракизму. Это очень жестокое и эффективное наказание, если человек зависим от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей, что бывает очень часто.
Социальный контроль со стороны неформальной организации может повлиять на мотивацию людей стремиться к достижению целей формальной организации, а также на их отношение к менеджерам и к их решениям. Обсуждая групповые нормы, У. Скотт утверждает: "Эти стандарты могут не совпадать с ценностями формальной организации, в результате чего индивидуум может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются конфликтующие между собой требования".
Люди
также используют неформальные отношения
для обсуждения предполагающихся или
фактических перемен в их подразделении
или в организации. Неформальные организации,
как правило, сопротивляются переменам,
что частично объясняется тем, что перемены
зачастую несут в себе угрозу дальнейшему
ее существованию. Реорганизация, внедрение
новой технологии, расширение, связанное
с притоком большого числа новых работников,
и т.д. могут привести к распаду неформальной
группы или к уменьшению возможностей
взаимодействия и удовлетворения социальных
потребностей. Иногда эти перемены помогают
укрепить статус и пасть конкурирующим
неформальным группам.
1.2
Управление неформальной организацией
Необходимо понимать, что неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто обратил внимание на этот фактор и занимался вопросами создания неформальных организаций, был Дж. Хоманс.
Под видами деятельности Хоманс понимает задачи, выполняемые людьми. Выполняя эти задачи, люди взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие приводит к возникновению определенных чувств -- позитивного или негативного отношения друг к другу и к менеджерам. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.
Поскольку
эмоции группы влияют как на задачи, так
и на взаимодействие, они могут повлиять
и на эффективность формальной организации.
В зависимости от характера эмоций -- позитивные
они или негативные -- они способствуют
либо повышению, либо снижению эффективности,
а также прогулам, текучести кадров, жалобам
и другим факторам, определяющим успех.
Поэтому, хотя формальные группы создаются
не менеджерами и не контролируются ими
в полной мере, чтобы организация достигла
своих целей, ими надо эффективно управлять.
2. Лидерство как социальное явление. Этика
лидерства
Лидерство определяется как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы, которая, в свою очередь, принимает на себя обязанность подчиняться указаниям и требованиям данного индивида или части членов группы.
В системе совместной деятельности лидерство возникает как объективная потребность определенной группы, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращенных к лидеру.
Общественное лидерство имманентно человеку и обществу, т. е. проистекает из их природы, оно является древнейшей формой организации жизни людей. Уже на самых ранних этапах общественного бытия без формирования тех или иных способов организации групповой деятельности существование и развитие человеческих сообществ были бы просто немыслимыми. А это, в свою очередь, обусловливало выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли более сообразительные, опытные, сильные, более мужественные индивиды. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих современников, словом -- становились лидерами.
Лидерство как социальное явление носит всеобщий характер. Можно смело утверждать: там, где возникает то или иное человеческое сообщество, там появляются и лидеры. С этим явлением каждый человек сталкивается уже с детства. Юношеские стихийные группы всегда возглавляются лидерами, это присуще школьным и студенческим группам. Досуговые объединения взрослых также выделяют своих лидеров, в семье обязательно имеется лидер. Без лидерства немыслимы трудовые коллективы. С развитием частной собственности на средства производства, появлением социальных классов и государства лидерство становится активным компонентом политических процессов.
По
мере развития социальной жизни эволюционировал
и феномен лидерства, усложнялись его
формы и иерархия. На ранних этапах общественного
развития преобладающей являлась личностная
форма лидерства, когда функции руководителя
группы выполняет одно лицо. В дальнейшем
стали возникать различные формы коллективного
лидерства, когда руководящую функцию
в группе выполняет какой-либо коллективный
орган или ведущее положение в системе
общественных отношений занимает социальная
группа, класс, партия, государство (среди
системы государств).
2.1
Формальное и неформальное лидерство
С развитием институциональных форм общественной жизни стали различать лидерство формальное и неформальное. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руководителя. Неформальный лидер -- член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения. Он ведет группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом по сравнению с остальными членами более высокий уровень активности.
В связи с наличием формального и неформального лидерства представляется необходимым выяснить различия в содержании понятий "лидер" и "руководитель". На уровне обыденного сознания эти понятия употребляются как синонимы. Однако на уровне научного анализа принято различать роли руководителя и лидера.
Руководитель обладает регламентированными правами и обязанностями по отношению к остальным членам группы, включая и возможность наложения на них официальных санкций. Руководитель не всегда является тем лицом, которое обладает наибольшим реальным авторитетом среди членов группы. Однако несмотря на это, полномочия его в группе остаются теми же. Лидер, который играет центральную роль в выработке и принятии решений, организации деятельности и регулировании отношений в группе, может и не обладать статусом руководителя. Однако такой лидер -- непременно личность, индивидуальность. Он занимает ведущее положение благодаря своим неординарным личностным качествам. В то же время неформальное лидерство нестабильно, его надо постоянно подтверждать. Неформальный лидер имеет больше шансов, чем другие члены группы, быть избранным или назначенным на должность руководителя. Нередко в реальной жизни сочетаются в одном лице формальный и неформальный лидеры, хотя встречается немало и исключений из этого правила.
В западной науке среди имеющихся способов обоснования возникновения лидерства центральное место принадлежит различным его психологическим интерпретациям. Основополагающим при этом у всех авторов является тезис о том, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика. Считается, что она первична, определяюща по отношению к явлениям социальной жизни, а человек, по природе своей индивидуалист и собственник, одержим волей к власти.
Так, уже упоминавшийся французский социальный психолог Гюстав Лебон лидерство рассматривал как чисто психологический феномен. Власть лидера, по его мнению, основывается на сознательном или чаще всего бессознательном использовании законов психологии. Все властители мира, считает Лебон, всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимавшими душу толпы. Толпа -- этим термином Лебон обозначал как случайную массу людей, так и социальные секты, касты, классы -- по своей природе не обладает интеллектом и чувством личной ответственности. Поэтому он разрабатывал рецепты, призванные помочь лидерам овладеть толпой. В частности, он советовал при взаимодействии с массами прибегать к сильным выражениям, преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пытаться доказывать им что-либо рассуждениями. Видимо, неправильным было бы абсолютизировать данные рецепты, но нельзя и не видеть, что многие лидеры не без успеха ими пользуются и по сей день.
Пожалуй, наибольшее влияние на современные западные психологические концепции лидерства оказали идеи основоположника психоанализа, австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856--1939). Как известно, Фрейд сформулировал тезис о вечном и неразрешимом противоречии между половым влечением, с одной стороны, и цивилизацией -- с другой. Центральным понятием при анализе данного противоречия выступает у него термин сублимация, которым он обозначил психический процесс преобразования, переключения энергии аффективных влечений, прежде всего сексуальных, на цели социальной деятельности и культурного творчества. Разновидностями сублимации, например, могут быть художественное и философское творчество, научная, политическая и спортивная деятельность. Но и при этом оказывается, что заряд психологической энергии не снимается полностью и что он находит обходные пути для своей реализации, оборачиваясь, чаще всего, неврозами. Поэтому, считал Фрейд, зачастую невротиками являются великие люди. Среди влечений таких людей преобладает, по его мнению, стремление в той или иной форме господствовать над людьми.
Последователи
Фрейда делят общество на психически нормальных
людей, не способных к творчеству, и на
лидеров, являющихся, по их мнению, невротиками.
Они объясняют, что ориентированными на
лидерство людьми движет чувство вины
и они ищут облегчения посредством таких
механизмов, как обличение других. В детстве
многие лидеры пережили крушение определенных
надежд и компенсируют комплекс неполноценности
тем, что ведут ожесточенную борьбу за
власть, за самоутверждение. Сторонники
данных концепций лидерства свои положения
подкрепляют тем, что ряд политических
деятелей, по свидетельствам историков
и биографов, были невротиками (Наполеон,
Линкольн, Робеспьер, Рузвельт, Пуанкаре,
Гитлер, Сталин).