Отличительные особенности восточной и западной концепции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:55, научная работа

Описание работы

В процессе глобализации мировой экономики ведущие концепции менеджмента: восточная и западная выступают в роли эталона, примера для развитых и развивающихся стран, в том числе и для Украины, в процессе создания своей, наиболее эффективной, национальной модели менеджмента. В погоне за мировыми странами лидерами, компании и государства сталкиваются с вопросом выбора наиболее подходящей концепции менеджмента.
Безусловно, что просто выбрать наиболее эффективную концепцию и начать внедрять ее в своем государстве нельзя. Любая концепция менеджмента требует адаптации к национальным реалиям страны или компании, насколько бы не была эффективна восточная или западная система управления, на 100% она будет работать только в своем «родном» исторически сложившемся месте.
Целью данного реферата является детальное изучение Восточной и Западной концепций менеджмента, их анализ и выявление основних отличительных особеностей.
Анализ Восточной и Западной концепций менеджмента показывает их существенные различия. Во многом отличается сам подход к менеджменту, конечные цели и способы их достижения восточной и западной концепций существенно отличаются друг от друга. Большей мерой это обуславливается менталитетом нации, мировоззрением работников и управленцев, трудолюбием граждан, географическим положением государства историческими событиями тд.
За последние пол века наблюдается явное противостояние за лидирующие позиции на мировом рынке Запада и Востока, а вместе с этим проявляется и соперничество восточного и западного менеджмента за признание наиболее эффективного метода управления.

Содержание

Содержание
1.Введение ……………………………………………………………….3
2.Заключение……………………………………………………………..53
3.Использованная литература…………………………………………...57
4.Дополнение……………………………………………………………..58

Работа содержит 1 файл

Аналитический менеджмент конечный дороботаный.docx

— 33.07 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Харьковский национальный университет имени  В.Н.Каразина

Институт  экономики и международных отношений

Экономический факультет

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 

Научно-исследовательская  работа

По курсу: «Аналитический менеджмент»

На тему «Отличительные особенности восточной и западной концепции менеджмента» 
 

Выполнил:

Студент  II курса

Группы  ЕН 21

Урсалов Евгений Иванович

Задание выдал и проверил:

д.э.н., профессор  Л.А. Антоненко 

Харьков 2011

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………….3

2.Заключение……………………………………………………………..53

3.Использованная литература…………………………………………...57

4.Дополнение……………………………………………………………..58 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В процессе глобализации мировой экономики ведущие концепции менеджмента: восточная и западная выступают в роли эталона, примера  для развитых и развивающихся стран, в том числе и для Украины, в процессе создания своей, наиболее эффективной, национальной модели менеджмента. В погоне за мировыми странами лидерами, компании и государства сталкиваются с вопросом выбора наиболее подходящей концепции менеджмента.

     Безусловно, что просто выбрать наиболее эффективную  концепцию и начать внедрять ее в  своем государстве нельзя. Любая концепция менеджмента требует адаптации к национальным реалиям страны или компании, насколько бы не была эффективна восточная или западная система управления, на 100% она будет работать только в своем «родном» исторически сложившемся месте.

     Целью данного реферата является детальное  изучение Восточной и Западной концепций  менеджмента, их анализ и выявление  основних отличительных особеностей.

     Анализ  Восточной и Западной концепций  менеджмента показывает их существенные различия. Во многом отличается сам  подход к менеджменту,  конечные цели и способы их достижения восточной и западной концепций существенно отличаются друг от друга. Большей мерой это обуславливается менталитетом нации, мировоззрением работников и управленцев, трудолюбием граждан, географическим положением государства историческими событиями тд.

     За  последние пол века наблюдается явное противостояние за лидирующие позиции на мировом рынке Запада и Востока, а вместе с этим проявляется и соперничество восточного и западного менеджмента за признание наиболее эффективного метода управления.

      Анализируя 2009-2011г можно сказать что страны востока стремительно развиваются и выходят в мировые лидеры по инновациям, нововведениям и по объему ВВП. Эти факты подтверждают и варианты рассмотрения возможности использования китайской валюты в качестве мировой, перенесение мировых финансовых центров из запада (Нью-Йорк, Лондон) в страны Востока (Гонконг, Сингапур, Пекин)

      Восточная и западная концепции менеджмента уже не раз доказывали свою высокую эффективность, но за счет чего и каким образом достигались поставленные цели, и какие существуют их отличительные особенности мы рассмотрим более детальнее в работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В ходе выполнения данной работы я ознакомился  с основами западной и восточной  концепций менеджмента. На мой взгляд сходства и отличия данных концепций  можно охарактеризовать таким образом:

       1.В восточной концепции имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с западной. Западная фирма стремится к эффективности путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей, в то время как восточная фирма акцентирует внимание  на  способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы.

      2. В западной фирме задачи координации и непосредственного управления производством как на цеховом, так и на межцеховом уровнях четко разделены и специализированы, в то время как в восточной фирме эти две задачи имеют тенденцию интегрироваться в одну. Отсутствие централизованной службы для контроля и распределения потока материалов между цехами является отличительной чертой сборочного завода восточной фирмы.

      3. В западной фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места. Восточная фирма пытается стимулировать работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних; продвижением по службе отдельных работников на основе их индивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием “пожизненный найм”).

      4. В восточной фирме поведение работника формируется с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации. Западная же фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей.

      5. Заключение на рынке труда  Японии контракта о квазипостоянном  найме отличается значительно  более высокой неопределенностью  относительно теории полноценных  трудовых контрактов, используемых  в США. Их продолжительность  может составлять несколько лет,  сама же работа по таким  контрактам стандартизована под  контролем со стороны профсоюза.

      6. Количество уровней управления  в восточной промышленности более чем в два раза меньше, чем в западной, что является одной из причин более высокой производительности. Так в восточной автомобильной промышленности имеется всего лишь пять уровней управления по сравнению с 11-12 уровнями управления в западном автомобилестроении. Таким образом, хорошее управление- причина ведущей роли Японии в области производительности труда.

      7. Лидирующему положению в мировой  экономике Японии способствовали  три важных принципа стратегии  производства: производство по принципу  “точно вовремя”; использование  концепции “делать с первого  раза”; применение принципа комплексного  профилактического обслуживания.

      8. Использование американскими фирмами  системы “поточного производства”  является мощнейшим   рычагом   поддержания  американской  экономики   в лидирующей группе мировых  экономически развитых стран.

      9. На восточных заводах ответственность за решение производственных проблем фактически находится в среднем более чем на одну ступень ниже в управленческой пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью, что коренным образом отличается от ситуации на западных заводах.

      10. Степень "формальной" институционализации  межфункциональных отношений более  высока среди западных компаний, хотя по остальным показателям они проявляют более высокую степень иерархической централизации.

      11. На западе подавляющее большинство коллективных соглашений в обрабатывающей промышленности достигаются на уровне предприятия, в то время как на востоке соглашения на уровне предприятий одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов предприятий.

     Анализ представленных ксерокопий показывает, что для Транс Национальных Компаний которые имеют свои представительства по всем миру управление человеческими ресурсами (УЧР) существенным образом отличаются от управления человеческими ресурсами в своей стране. Международное УЧР отличается более значительными влиянием факторов внешней среды, большей разнородностью функций управления и дифференцированным подходом к подготовке управленческого персонала. Это влечет за собой необходимость применения наиболее эффективных методов как западного так и восточного менеджмента для достижения общей цели компании.

    В  следующей статье мы можем убедиться в том что Япония по праву занимает позиции одного из главных инновационных новаторов.  Доказательством этого служит инновационная модель управления предприятием «Кайдзен», В настоящее время Японская система менеджмента «Кайдзен» нашла своих поклонников во многих странах мира. Данную систему давно применяют такие компании как: Toyota, Nissan, Honda, Canon, Panasonic, Boeing и др. «Кайдзен» переводиться как «улучшение» Применительно к процессу управления и культуры организации, он традиционно означает процесс непрерывного и постепенного совершенствования, который становиться возможным благодаря активному участию всех сотрудников в том, что она делает, и в том, как она это делает. «Кайдзен» предусматривает достижение таких конкретных целей, как устранение потерь, времени, денег, материалов, усилий, повышение качества товаров и услуг, создание «командного духа» и в конечном счете повышение степени удовлетворенности потребителя.

    Предприятия-первооткрыватели на Украине, которые начали внедрение  принципов «Кайдзен» в 2010г. Компании AMF специализирующаяся на производство мебели смогли уменьшить производственную площадь предприятия с 10 тыс.кв.м до 5 тыс.кв.м при тех же объемах производства, и открыть новую линию сборки, без привлечения дополнительных средств для покупки/аренды производственной площади, Фабрика «Класум» оптимизировала процесс сборки, теперь рабочие за одну смену делают то, что производили за три, сократив при этом себестоимость продукции на 34%.

      Я считаю что, на данный момент  есть оптимистические предпосылки говорить о том что количество приверженцев восточной концепции в частности «Кайдзена» в мире и Украине будет расти, и основным фактором в пользу «Кайдзен» будет служить возможность увеличения производительности труда а вместе с ней и общего экономического эффекта без привлечения дополнительных инвестиций.

        Таким образом работа над рефератом помогла мне глубже разобраться в теме Международного менеджмента, узнать отличительные особенности восточного и западного менеджмента, подчеркнуть для себя некоторые правила делового этикета на западе и на востоке, что безусловно  пригодиться мне в дальнейшем становлении в деловом мире как  менеджера.

      На  мой взгляд в ближайшем будущем темпы развития восточных стран будут продолжать расти, и недавние события в Японии этот процесс не остановят, а возможно наоборот это будет новой отправной точкой на пути  восхождения «поднебесной» к мировому господству. 

Использованная  литература:

  1. Оучи У.Г. «Методы организации производства: Японский и Американский подходы»/ Москва, 1993 г.
  2. Л. Якокка «Карьера менеджера»/ Москва, 1994
  3. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори «Основы менеджмента»/ Москва, «Дело», 2002
  4. М.А. Бурчакова «Управление человеческими ресурсами в международном бизнесе»/Бурчакова М.А// Управление Персоналом,-2009г,-№23(225),-с 43-45
  5. Пантелеева Е. «Современный Японский менеджмент»/ Пантелеева Е. //Управление Персоналом,- 2009г,-№14(216),- с 42-45.
  6. Коркина Т. Боковикова И. «Японская система управления персоналом(обзор по итогам командировки)»/ Коркина Т. Боковикова И.// Управление Персоналом,-2008г,-№6(184),-с 26-29.
  7. Пасютина Е. Естафьев В. «Западный и Восточный подходы к созданию брендов»/ Босс, - 2009г -№4,- с 56-61.
  8. Бородоченко К. «Доля экс-папы»/ Бородоченко К.// Бизнес, 2011г,-№11,- с 47-50
  9. Пашкеев С. «Стальные люди»/ Пашкеев С.// Бизнес, 2011г,- №9,- с 43-45.
  10. Курячая Е. «Грядки редки»/ Курячая Е.// Бизнес, 2011г,-№14,- с 52-53.
  11. Швец А. «Новый взгляд на принципы Японского менеджмента»/ Швец А// Управление персоналом// 2009г,- №18(220),- с 19-25.
  12. Бородаченко К.«Поскитаемся» / Бородоченко К.// Бизнес,-2011г,-№6,-с 43-44.
  13. Костина С.Н. Йоп Войку Сукалы «Межкультурный менеджмент с Запада на Восток»/ Костина С.Н. Йоп Войку Сукалы// Актуальні проблемі економіки,-2010р,-№7(109),- с 294-300.
  14. Интернет сайт: «Academy of Management Perspectives» www.academymanagement.com 2010г.
  15. «Стратегия управления японских компаний» под ред. Стрижова С.Г. и Азоева Г.Л., М., 1995

Информация о работе Отличительные особенности восточной и западной концепции менеджмента