Отчет по учебной практике в Пенсионном фонде России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:31, отчет по практике

Описание работы

Цель учебно-ознакомительной практики состоит в изучении мною практики административного управления в подразделениях организаций различных форм собственности, овладение методами подготовки управленческих решений и работы с документами, подготовка к самостоятельной работе по выбранной специальности посредством практического закрепления теоретических знаний.

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Введение

Цель учебно-ознакомительной практики состоит в изучении мною практики административного управления в подразделениях организаций различных форм собственности, овладение методами подготовки управленческих решений и работы с документами, подготовка к самостоятельной работе по выбранной специальности посредством  практического закрепления теоретических знаний.

      Реализация  данной цели предопределяет решение  следующих задач:

  • выполнение программы ознакомительной практики;
  • выполнение поручений руководителя практики от организации;
  • подготовка и защита отчета.

      Практические  навыки  играют  определяющую  роль  в профессиональной деятельности любого специалиста. Чем  больший  опыт  накоплен  человеком  по практическому  использованию   своих теоретических   знаний,   тем   более эффективна работа такого сотрудника.

      Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. 
       Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов. 
         В 1997 году вступил в силу федеральный закон  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.   
         В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.  
        Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.  
       Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.  
       С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот. 
       С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного)капитала.  
       В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась. В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%.  
Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона. Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок. Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.
 

1. Нормативно - правовая база ПФР 

      Пенсионный  фонд России сформирован для обеспечения  пенсионных выплат гражданам России. Деятельность его регламентируется Временной инструкцией о порядке уплаты страховых взносов предприятий, организаций и граждан в ПФ Российской Федерации, принятой Правлением Пенсионного фонда от 31 мая 1991 г. за №102. 
Эта Временная инструкция определяла законодательно обязанности работодателей и граждан перечислять начисленные суммы в ПФР, сроки, нормативную базу, размеры перечислений и ответственность сторон за выполнение обязательств. Бухгалтерский учет в России гибкая постоянно меняющаяся система учета. Возникла необходимость пересмотреть бывшие нормы и требования при взаимоотношении предприятия с Пенсионным фондом. В 1994 году Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации утвердило и ввело в действие новую Инструкцию о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами, согласованную с Министерством финансов РФ, Министерством труда РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Государственной налоговой службой РФ от11.11.1994 г. № 258. В инструкции отражены следующие положения: 
-Общие положения; Регистрация плательщиков взносов в ПФР; 
Порядок и сроки оплаты взносов в ПФР; 
Порядок и сроки уплаты взносов работающими гражданами; 
Порядок и сроки уплаты взносов а ПФР иными плательщиками; 
Учет и отчетность; Контроль за уплатой взносов в ПФР; 
Меры ответственности плательщиков взносов; Порядок начисления и взыскания сумм недоимки, пеней. Штрафов и иных штрафных санкций; Порядок рассмотрения споров по вопросу уплаты взносов в ПФР. 
Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в ПФР.  
В 1999 г. от25.10. за № 189-ФЗ бал принят Федеральный закон " О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный Фонд занятости населения и в Фонд обязательного медицинского страхования. Постановлением Правительства России в дополнение с изменениями был принят измененный перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР. 
Дополнения вносят государственная налоговая служба, Центральный банк России, Министерство финансов. Дополнения и изменения происходят постоянно с учетом времени. Общие положения определяют понятие- плательщик ( работодатель - предприятия и организации, предприниматели, иные плательщики), понятие взносов. Регистрация плательщиков взносов в ПФР определяет порядок регистрации плательщиков в региональные представительства ПФР, разъясняя при этом, что юридический лица подлежат регистрации по месту нахождения юридического адреса предприятия или организации. Что регистрации подлежат все собственники не зависимо от форм собственности. Предприниматели подлежат регистрации по месту жительства, указанному в паспорте. Для регистрации и получения свидетельства о постановке на учет работодатели представляют в региональный отдел ПФР заявление, свидетельство о государственной регистрации, письма органа статистики о присвоении кодов ОКПО и классификационных признаков, учредительные документы, заверенные нотариусом. 
Плательщики получают Извещение страхователя. Фонд выдает Справку в банк для открытия счетов, которые регистрируются в журнале банка. 
В случае изменения юридического адреса, плательщик подлежит перерегистрации по установленному порядку. Если предприятие прекращает свою деятельность, то оно обязано сообщить об этом в письменном виде в свое представительство. После чего работник Фонда, осуществляет проверку предприятия на предмет задолженности, после чего происходит полный расчет с фондом, получает справку в орган государственной регистрации для дальнейших действий по закрытию предприятия. 
Ответственность за полный расчет с ПФР несут ликвидационные комиссии, либо правоприемник. Инструкция определяет порядок уплаты и сроки внесения на счет фонда начисленных сумм. Вносы начисляются на все совокупного дохода, кроме указанных в перечне. Сроком уплаты считается день выдачи заработной платы или иного вознаграждения. не зависимо от места получения денежных средств, т.е. из собственной выручки или из банка по заявке. Работающие граждане являются плательщиками в фонд, но базой является начисленная заработная плата, а взнос удерживается в размере одного процента от заработной платы. 
Предприниматели самостоятельно рассчитываются с ПФР, вносят по одной трети от суммы дохода 15 июля. 15 августа, 15 ноября. Взносы оплачиваются наличными в кассу или безналичным перечислением через банк. 
В целях упорядочения расчетов с государственными фондами предприятие обязано вести учет движения указанных средств, отчитываться перед региональным представительством по утвержденным формам отчетности в соответствующие сроки. 
Предприятия или организации должны отчитаться в срок не позднее 30 числа, следующего за отчетным месяцем. ПФР совместно с Государственной налоговой службой осуществляет контроль за своевременной и полной уплатой взносов. Проверке подлежат документы с момента последней проверки, а если обнаруживаются злоупотребления, то проверке подлежат документу за более ранний период. Проверка заканчивается составлением акта, который подписывается в двух экземплярах ответственными лицами, руководителем и главным бухгалтером организации. 
В случае негативных моментов при проверке у плательщика наступает мера ответственности, в виде штрафных санкций. 
Штрафные санкции выплачиваются в виде недоимок, пеней, штрафов. Размеры штрафных санкций определяются законодательно. Предприятия обязаны оплатить все указанные штрафы. 
В случае возникновения споров между плательщиками взносов и Пенсионным фондом их разногласия решаются в судебном порядке, но подача жалобы не приостанавливает производства взыскания финансовых санкций. 
Плательщики взносов должны знать перечень выплат, которые не входят в совокупный облагаемый доход.

2. Организационная структура УПФР в Советском районе г. Астрахани.

      В ходе практики я ознакомилась с организационной  структурой всего Пенсионного Фонда  Российской Федерации(Приложение 1), а так же конкретнее изучила структуру Управления Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Астрахани(Приложение 1.1). ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

      1) федеральный уровень — ПФР  (правление, исполнительная дирекция);

      2) федеральные округа Российской  Федерации — управления ПФР  в федеральных округах (структурные  подразделения ПФР);

      3) уровень субъектов Российской  Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

      4) местный — городской (районный) уровень — управления (отделения)  ПФР в городах (районах).

      Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам. На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

      В целом для ПФР как страховщика  характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и кончая контролем за расходами на содержание аппарата пенсионного фонда.

         Руководство представлено Начальником Управления, у которого в подчинении находятся два заместителя, специалисты при руководстве: юрисконсульт, специалист по кадрам и делопроизводству и специалист, а так же группа автоматизации, финансово – экономическая группа и обслуживающий персонал.

      Под руководством первого заместителя Начальника Управления ПФР находится  три отдела: 1. Отдел назначения перерасчета пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц; 2. Отдел клиентской службы; 3. Группа социальных выплат.

      Под руководством второго заместителя  Начальника Управления ПФР находится два отдела: 1. Отдел персонифицированного учета; 2. Отдел администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности.

      Данную структуру организации  можно охарактеризовать как линейно  – штабная структура. Она создана на основе высокого профессионализма и авторитета руководителя, а также организованности подчиненных. В какой-то степени носит консультативный характер, т.е. отдельные подразделения разрабатывают проекты решений в рамках своей компетенции, а вся ответственность ложится на Начальника УПФР.

3. Планирование и прогнозирование работы УПФР в Советском районе г. Астрахани и контроль за исполнением решений.

 

       Для планирования работы Управления Пенсионного Фонда России в Советском районе г. Астрахани применяется Комплексный план(Приложение 2).

        Ежегодно в Управлении утверждается комплексный план работы на текущий год, который составляется на основе комплексного плана Пенсионного Фонда России по Астраханской Области.

Комплексный план работы Управления Пенсионного Фонда России в Советском районе г. Астрахани включает в себя:

  1. Наименование мероприятий;
  2. Форму реализации;
  3. Ответственных исполнителей;
  4. Курирующих руководителей;
  5. Срок исполнения;
  6. Результат выполнения;
  7. Примечания.

Мероприятия данного плана разрабатывает каждое структурное подразделение. Ответственным исполнителем, как правило, назначается работник структурного подразделения. Курирующим руководителем назначается заместитель данного структурного подразделения, который контролирует исполнение данного мероприятия.

Ежемесячно  отчет о проделанной работе с  ссылкой на документ, отправляют в  Отделение Пенсионного Фонда  России по Астраханской Области.

       Контроль за исполнением решений в Управления Пенсионного Фонда России в Советском районе г. Астрахани осуществляется Начальником УПФР в советском районе г. Астрахани. Все отделы, включая обслуживающий персонал, подчиняются непосредственно Начальнику Управления. За исключением отделов, которые находятся в подчинении Заместителей Начальника Управления. Начальник Управления Пенсионного Фонда России в Советском районе г. Астрахани подотчетен Отделению Пенсионного Фонда России по Астраханской Области.

4. Система мотивации персонала.

 

Как и  в любой организации здесь  существует 3 метода воздействий на персонал. Это административные, экономические и социально-психологические. Только некоторые выражены в большей степени, а некоторые в меньшей.

Самый распространенный из методов – это  административный. В него входят организационные  воздействия: штатное расписание; положение о подразделениях; должностные инструкции; организация рабочего места; коллективный договор; правила трудового распорядка; организационная структура управления; устав организации. В УПФР в Советском районе г. Астрахани трудовая и исполнительная дисциплина находятся на высоком уровне, доведены до стандартов организации и регламентов управления, поэтому значительно снижается надобность в применении материальных взысканий. Распорядительные воздействия: приказы, распоряжения (Начальник УПФР в Советском районе г. Астрахани не наделен полномочиями издавать распоряжения), указания, инструктирование, наставления, целевое планирование, нормирование труда, координация работ, контроль исполнения.

Очень распространен социально – психологический метод – метод убеждения, работники лучше и усерднее работают, если их похвалить или поощрить.

5. Программные продукты, применяемые Управлением Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани.

 

В данной структуре Управления ПФР для  работы с документацией используются такие программы, как Word, Excel. Электронной почтой, т.е. каналом для общения сотрудников, как внутри структуры, так и за ее пределами, а именно с другими Управлениями и Отделениями служит программа «Lotus Notes 7». Она легка в обращении, ей может пользоваться каждый сотрудник. Так же используется система «Консультант плюс», в ней собраны все законодательные основы, а так же документы консультативного характера. В некоторых отделах пользуются программой «Автоматизированное рабочее место специалиста отдела организации персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами» Версия 9.46. Как и раньше в организации для подержания связи с другими структурами используются телефон и факс. Каждое подразделение имеет свой короткий код, по которому легко дозвонится в любое Отделение ПФР.

6. Кадровая политика Пенсионного фонда Российской федерации.

 

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников ПФР – одно из главных  направлений кадровой политики пенсионного фонда, обеспечивающее одно из трудовых прав работников. В течение 15 лет сложилась единая система обучения, позволившая обеспечить необходимый для успешной работы уровень квалификации специалистов и накопить значительный опыт организации ориентированной подготовки профессиональных кадров. Всеми формами и на всех уровнях обучения за этот период было охвачено свыше 94 тыс. человек. В настоящее время партнерами ПФР являются ведущие вузы России, такие как Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Финансовая академия при Правительстве РФ, Российская экономическая им. Г.В. Плеханова, Академия народного хозяйства, Государственный университет – Высшая школа экономики. Численность работников системы ПФР достигает 100 тыс. человек. Все специалисты ежегодно проходят квалификационную аттестацию. В рамках заключенных международных соглашений ПФР планирует организовать обучение коллег из стран СНГ на базе своего учебно-методического центра по повышению квалификации кадров.

Информация о работе Отчет по учебной практике в Пенсионном фонде России