Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:42, доклад
Основными методами, практически реализуемыми здесь до настоящего времени, остаётся анализ биографии и личная беседа. Вместе с тем всё большую популярность получает использование специализированных центров оценки, где удаётся искусственно создавать условия, близкие к реальным.
Первый оценочный центр был создан вблизи Вашингтона в 1943 г. службой стратегической разведки – предшественницы ЦРУ. На первых порах в разведку привлекали гангстеров. Однако вскоре руководство убедилось, что гангстеры для этого вида деятельности не подходят. Именно тогда и был создан специальный центр, куда были привлечены профессиональные психологи.
Отбор менеджеров
Основными методами,
практически реализуемыми здесь
до настоящего времени, остаётся анализ
биографии и личная беседа. Вместе
с тем всё большую популярность
получает использование
Первый оценочный
центр был создан вблизи Вашингтона
в 1943 г. службой стратегической разведки – предшественницы
ЦРУ. На первых порах в разведку привлекали
гангстеров. Однако вскоре руководство
убедилось, что гангстеры для этого вида
деятельности не подходят. Именно тогда
и был создан специальный центр, куда были
привлечены профессиональные психологи.
В середине 50-х гг.,
когда американскому бизнесу
потребовались
Методической работой
большинства американских оценочных
центров руководит
В настоящее время
оценочные центры созданы большинством
крупных фирм. В ФРГ считают, что
подобные центры имеют значительные
преимущества в сравнении с сотрудниками
служб персонала фирм, располагают
более широкими возможностями. Консультанты
глубже знают свой предмет, могут
сравнивать опыт многих компаний, объективно
оценивать проблемы заказчика, не думая
о реакции их руководства. Эти
услуги обходятся достаточно дорого,
однако половина ведущих постов замещается
с помощью таких фирм. Здесь
более широкий диапазон выбора. В
среднем подбор консультационной фирмой
одной кандидатуры руководителя
требует предварительного просмотра
личных дел более 4 тыс. кандидатов.
Сегодня требования
к менеджеру несколько
Многие фирмы
пользуются методикой английского
исследователя Р. Беннета, который
предложил выявлять степень проявления
следующих 20 качеств личности менеджера:
интеллигентность, внимательность, честность,
доступность, авторитетность, стремление
понимать других, вдумчивость, тактичность,
коммуникабельность, заинтересованность
в людях, цельность характера, позитивное
отношение к действительности, мужество,
решительность, порядочность, чувство
юмора, умение слушать, твёрдость, дружелюбие,
энтузиазм.
Сегодня большинство
экспертов признаёт, что именно от
наличия этих качеств менеджера
зависит успех компании, а не от
наличия того или иного оборудования.
Именно человеческий капитал является
краеугольным камнем конкурентоспособности
и эффективности. Взгляды менеджеров
в последние годы радикально изменились,
и затраты на человека стали рассматриваться
не как издержки, а как активы
компании, которые надо грамотно использовать.
Так, компания “Ан Джон” оценивает общие затраты
на каждого, занятого в течение трудовой
деятельности, в 160 его начальных годовых
зарплат. Если начальная ставка составляет
25 тыс. долларов в год, то работник на протяжении
своей карьеры стоит компании 4 млн. долларов.
Таким образом, сегодня
решение, принять на работу сотрудника
или нет, стоит миллионы долларов.
Именно поэтому, несмотря на высокую
плату, многие фирмы предпочитают поручать
эту работу специалистам в оценочных
центрах.
Как правило, в центрах
формируются группы примерно по 12 человек.
По результатам оценок жюри готовится
специальный доклад, который позволяет
организациям-заказчикам принимать
решения: о квалифицированности
отдельных лиц для занятия
определённых должностных постов; о
возможности продвижения
Были проведены
специальные проверки прогнозов
ряда центров в США. Оценочные
рейтинги, не открывавшиеся для доступа
в течение 8 лет, по истечении этого
периода оказались правильными
в среднем в 87% случаев.
Ниже приведено
расписание работы группы менеджеров
из 12 человек, которые находились в
центре 2,5 дня.
1-й день. Деление
на 3 группы по 4 человека и проведение
деловой игры, выполняемой в близких
к реальным рабочим условиям. Жюри оценило
способности к планированию, общению,
взаимодействию, умение решать проблемы.
Далее состоялось психологическое
тестирование. После ланча – беседы
с членами жюри по обсуждению личных целей,
мотивации, плана карьеры. Затем – деление
по группам и обсуждение различных ситуаций,
в ходе которого жюри ставило оценки за
знание дела, способность убеждать, гибкость
при принятии решений.
2-й день. Индивидуальная
работа по принятию решений;
каждый получил определённую
проблемную ситуацию. После этого – упражнения
по работе в психологически сложных условиях:
задания даются устно, под напором преподавателя
требуется быстро принимать решения, запоминая
большой объём информации. После ланча – групповая
работа с исполнением ролей в игре по оценке
результативности и качества работы. После
этой игры – следующая (по решению групповых
проблем). Жюри оценивает способности
к взаимодействию и лидерские качества.
3-й день. Индивидуальное
рассмотрение ситуаций и их
презентация в групповом
Посреднические
фирмы, специализирующиеся на подборе
менеджеров (как правило, среднего звена),
довольно многочисленны на Западе.
Оказываемые ими услуги высоко оплачиваются
заказчиками: обычно это треть годового
оклада каждого поставленного
Значительное число
этих фирм занимается и управленческим
консультированием. Здесь оказываются
услуги по всем направлениям кадрового
менеджмента, менеджеры фирм-клиентов
обучаются навыкам эффективного
общения, мотивации и т.д.
Средняя оплата консультанта
на Западе колеблется от 400 до 1200 долларов
в день, однако стоимость консультативных
услуг, как правило, не превышает 3-5 процентов
приносимого ими экономического эффекта.
Набор и отбор
кадров в Японии существенно отличается
по своей технологии от европейского.
Здесь он чаще всего реализуется следующим
образом: за полгода до окончания учебного
года в университете, с которым сотрудничает
фирма, сообщается о числе лиц, подлежащих
приёму на работу. Одновременно работники
кадровой службы фирмы анализируют состав
студентов, ведут переговоры с наиболее
перспективными из них и выдают индивидуальное
приглашение на работу. В конце учебного
года выпускники приходят в выбранные
ими фирмы и сдают письменный экзамен,
позволяющий оценить профессиональную
подготовку и общеобразовательный уровень
кандидата. Кандидаты, успешно сдавшие
экзамен, проходят собеседование: в небольших
фирмах – с
директором, в крупных – с менеджером по персоналу.
Кандидаты, прошедшие собеседование, принимаются
в фирму, однако не приступают непосредственно
к своим обязанностям, а для них организуют
специальный курс обучения, призванный
быстро адаптировать новичков к стилю
и методам работы фирмы. При этом наиболее
эффективной формой обучения считается
выездной групповой тренинг. Группа новичков
вместе с работником службы персонала
выезжает на несколько дней за город, обычно
в горы, где знакомится с процедурами,
традициями и ритуалами фирмы, в перерывах
организуется совместный досуг со спортивными
мероприятиями.
В подавляющем большинстве
случаев, специальность, полученная в
университете, не имеет значения для
карьеры работника в фирме (значимо
лишь то, какой университет он окончил).
Лицо, поступающее в фирму, должно,
как правило, пройти все ступени
должностной иерархии, начиная с
самой нижней, постоянно переходя
из подразделения в подразделение.
Отбору кадров придаётся
важнейшее значение в деятельности
менеджера по персоналу. Сегодня
признано, что психология фирмы проявляется
через работающих в ней людей.
Многие эксперты убеждены, что, встретившись
лишь с одним работником какой-либо
компании, они могут оценить её
в целом. Поэтому любая организация
должна привлекать и отбирать людей
в соответствии с сегодняшними и
завтрашними её потребностями и
целями, существующими и планируемыми
культурой и климатом. То есть новые
работники должны “вписываться” в организацию.
Отбор менеджеров для
работы на иностранных рынках — основное
кадровое решение международной фирмы.
Для персонала страны пребывания менеджер
является представителем МНК, базовой
страны и соответствующей управленческой
культуры. Впечатление от него самого
и его достижений остается в этой стране
в течение длительного времени, даже после
возвращения менеджера домой.
Какие же критерии выбрать
для оценки пригодности человека
для работы за рубежом? Почти во всех
случаях используются 7 основных критериев
для менеджеров базовой страны при
заграничных назначениях:
1.
Технические и управленческие
навыки. Оценка навыков формируется
на основе прошлых достижений
менеджера. При этом
2.
Мотивы и стремления. Очень важно
понять причины, почему
3.
Социальные навыки. Умение менеджера
взаимодействовать с людьми
А. Дипломатические
навыки. Оценивается способность
менеджера взаимодействовать в
стране пребывания с деловыми ассоциациями,
правительственными чиновниками и
политическими лидерами.
5. Зрелость и стабильность.
Менеджер должен проявить себя
как зрелый человек, способный
реагировать на различные
6.
Семейные факторы. На
7.
Прочие факторы (пол, возраст
и т. д.). Данные специфические
критерии имеют меньшее
Данные критерии могут
применяться не только к менеджерам,
но и к другим категориям работников,
направляемых за рубеж. При этом учитываются
страна, регион, специфика должности
и традиционные, характерные для
фирмы процедуры назначения.
В качестве дополнительных
критериев при отборе персонала
за рубеж используются следующие:
1.
Адаптивность.
2.
Восприятие культуры другой
3.
Компетентность в области
4.
Здоровье.
5.
Способность к языкам.
6.
Устойчивость к перегрузкам;
7. Опыт работы за рубежом.
Вопросы для руководителей
1. Образование
(специальность)
2. Срок нахождения
в роли руководителя
3. Какие усилия
Вы приложили для продвижения
по службе?
4. С какой динамичностью
развивалась Ваша карьера?
5. Проводите ли
Вы прогнозирование своей административной
деятельности?
6. Всегда ли
Вы на работе в хорошем
7. Считаете ли
Вы, что в другом городе добились
бы такого же результата?
8. В силах ли
Вы признать свою ошибку и
сказать: “Да, я был не прав!”?
9. Какова
политика организации в отношении молодых
специалистов?
10. Какое место
занимает коммуникация в вашей
организации?
11. В чём Вы
видите своё совершенствование?