Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:45, курсовая работа
Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства. Интерес к Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.
Введение.……………………………………………………..…..3
1. Послевоенное положение Японии…………………….…….5
1. Экономические условия в Японии после окончания Второй Мировой войны………………..…5
2. Предпосылки экономического подъёма Японии….…7
2. Система управления персоналом…………………………...11
1. Новая модель управления трудом в Японии………..11
1. Переход от «пожизненного найма» к гибким формам занятости…………………………….……11
2. От «зарплаты по старшинству» к оплате по результатам труда…………………………………..15
3. От «пофирменных профсоюзов» к производственно-отраслевым объединениям……17
2. Особенности оплаты труда……………………………18
3. Стимулирование трудовых усилий……………………21
4. Профессиональная переподготовка кадров……….….26
3. Использование японских методов управления персоналом в других странах………………………………………………...30
Заключение…………………………………………………….….35
Список использованных источников
Однако, использование японских методов в других странах сталкивается с различными трудностями. Проведенные на предприятиях в США опросы менеджеров показали, что неясна с точки зрения местного персонала постановка цели; принятие важных решений руководством Японии; ограниченность продвижения по служебной лестнице для работников-неяпонцев; проведение бесчисленных совещаний, в которых принимают участие не имеющие непосредственного отношения к делу работники, в результате чего тратится время.
Весьма показательно
всестороннее обследование 505 чисто японских
компаний в США, проведенные Японской
ассоциацией по развитию торговли
(ДЖЕТРО). Результаты обследования показали,
что 71% компаний испытывают трудности
в области управления трудом и персоналом;
48% - ощущают большие различия в привычках,
обычаях и образе мышления; 46% - жалуются
на языковой барьер; 31% - недовольны обучением
персонала.
Далее рассмотрим совместные предприятия Японии и принимающей страны. В этом случае отдельные элементы японской методологии вкрапливаются в привычную для местных кадров систему.
Например, совместное
японо-американское предприятие по
производству легковых автомобилей "New
United Motor Manufacturing Inc." (NUMMI), созданное
компаниями "Toyota" и "General Motors",
преуспело. Вскоре после создания, производительность
труда на этом предприятии в два раза превысила
ее средний показатель для всех других
заводов компании "General Motors". И это
при фактически неизмененном оборудовании
и с той же рабочей силой!
Данный результат произошел в связи с
широким применением таких элементов
японского стиля управления персоналом,
как группы совершенствования производства,
гибкое комплектование бригад и выборность
бригадиров, постоянный контроль над производственным
процессом со стороны самих работников,
выполнение ими нестандартных смежных
операций и т. д.
Любопытно, что и менеджеры этого предприятия
(как японцы, так и американцы) значительную
часть своего рабочего времени уделяют
активному обмену информацией с рядовым
персоналом. /9/
Успешное внедрение японской системы на совместных предприятиях наблюдается не только в США, но и в Европе и Азии. Однако, картина не всегда идиллична: рядом с успехами случаются и более или менее серьезные провалы. Такая судьба, например, постигла совместную британско-японскую компанию "Рэнк-Тошиба" по производству цветных телевизоров. Японская сторона деликатно объяснила это высоким курсом фунтов стерлингов, что затрудняло экспорт готовой продукции в другие страны Европейского сообщества. Однако существует и другое мнение, высказанное профессором университета Тюо М.Икэдом, изучавшим этот вопрос. По его мнению, "Тошиба", обладая всего 30% акций этого совместного предприятия, не смогла преодолеть сопротивление со стороны английского партнера и насадить там хотя бы некоторые приемы японского управления.
Сила сопротивления
местных совладельцев зависит от
конкретных условий и особенностей
функционирования того или иного
предприятия. По мнению президента международной
консультативной организации "Тек-Транс"
в
Калифорнии, профессора Фарида Елашмави,
который изучал проблему неприятия японских
методов на совместных предприятиях, некоторые
элементы японского стиля управления
персоналом вызывают протест местного
персонала потому, что они непривычны
и часто оборачиваются его дискриминацией.
Но, тем не менее, существуют
благоприятные возможности для
того, чтобы справляться с этими
трудностями. Ведь на совместных предприятиях
бок о бок трудятся японские менеджеры,
которые разбираются в
И, наконец, третья группа зарубежных предприятий, обращающихся к японскому опыту – это местные предприятия. В данной группе (как и в предыдущей) интерес проявляется к отдельным методам японского стиля управления персоналом, и практике переноса также известны позитивные и негативные результаты.
Таковы общие проблемы, связанные с изучением и использованием японской модели управления персоналом за пределами Японии. В связи с этим встает вопрос о российском участии в той и другой области. К сожалению, на сегодняшний день использование данных методов у нас почти отсутствует, оно, так скажем, находится в "эмбрионном" состоянии. Только в начале 90-х годов управленцы наших предприятий проявили интерес к японским методам управления трудом и получили возможность их применения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Намечавшийся в Японии в конце 70-х – начале 80-х годов переход от традиционных моделей организации труда к новым, уже приобрел значительные масштабы.
Японская система, основанная на так называемых «трех божественных дарах» идет к своему логическому завершению. «Пожизненный найм» рабочих постепенно заменяется на гибкие формы занятости; вместо системы «зарплаты по старшинству» все более практикуется оплата по результатам труда; на смену «пофирменным профсоюзам» приходят производственно-отраслевые профобъединения.
Главной целью традиционной японской системы является увеличение рыночной доли предприятия. При этом прибыль временно может игнорироваться, в связи с чем достижение цели обеспечивается совпадением интересов предприятия с интересами работников.
Процедура принятия решений на предприятии сильно децентрализована, причем процесс их подготовки развивается, как правило, снизу вверх.
В Японии широко практикуется стимулирование групповых работ и кооперации.
Взаимоотношения между администрацией и рядовыми работниками в традиционной японской системе отличаются неформальным характером. Здесь имеют место взаимные обязанности и взаимная лояльность.
Обучение и подготовка персонала в Японии осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства. Работники, как правило, разбираются в целом в используемых фирмой технологиях, могут решать многие производственно-технические и управленческие задачи.
Те страны мира, которые столкнулись с серьезными управленческими проблемами, связанными с отчуждением работника, ослаблением мотивации, недостаточной подготовкой кадров, уделяют значительное внимание японским методам. Об этом говорят примеры фирм США, Англии, Франции.
В России в начале
90-х годов интерес к японским
методам организации и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Каору И. «Японские
методы управления качеством». –
М. Дека,
1996. – 222с.
2. Оучи У. Г. «Методы организации производства: японский и американский подход». – М. ДеКа, 1997. – 380с.
3. Пронников В.А., Ладанов
И. Д. «Управление персоналом в
Японии» - М.: Дело, 1995 с. 10-17, 84
4. Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучать и разумно заимствовать. – «Человек и труд» 1997, №6, с.50
5. Фишер Г. Еще
раз о причинах «японского
экономического чуда».-
«Российский экономический журнал», 1995,
№8, с. 69-73
6. Михайлов А. Главный
секрет японского «
«Япония», 1996, №5, с.5
7. Пшенников В. Уроки
менеджмента: Управление, рождающее
творчество. -
«Япония», 1996, №9, с.18
8. Хлынов В. А. «Формы и методы экономического стимулирования труда на предприятиях Японии», журнал «Проблемы теории и практики управления» 2\98. с. 54-56
9. Глиньский Б. М.
«О японском опыте управления»,
Информация о работе Особенности японской системы управления персоналом