Особенности японской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:45, реферат

Описание работы

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не сущест- вует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими не- повторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.

Содержание

Введение.

1. Менеджмент и модели.

2. Особенности японской модели менеджмента.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ист.менедж..docx

— 43.40 Кб (Скачать)

                                                         Содержание.

 Введение.

1. Менеджмент  и модели.

2. Особенности  японской модели менеджмента.

 Заключение.

 Список  литературы. 
 
 
 
 

                                                            
 
 
 
 
 
 

                                                           Введение.

    Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не сущест- вует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими не- повторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.

В последние  годы во всем мире возрастает интерес  к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики  этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой войны,частично– как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.

Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции уп- равления западных стран, их методы и технику,приспосабливая их к своим нацио- нальным особенностям,сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способст- вуя установлению особого стиля мышления и методов,присущих только японским менеджерам.

Японская модель менеджмента основывается на философии  «мы все одна семья», поэтому самая  важная задача японских менеджеров –  установить нормальные отношения с  работниками, сформировать понимание того,что рабочие и менедже- ры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её истори- ческие особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управ- ления в корне отличны от европейских и американских.

1. Менеджмент  и модели.

   Менеджмент – совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их работы.

   Требуемые для эффективного управления организацией навыки и умения необ- ходимы не только профессиональной группе людей, которые называются менед- жерами. Менеджмент как общечеловеческая деятельность распространяется на различные сферы деятельности. Отмечено, что «всеобщий человеческий процесс» включает в себя пять отдельных, но взаимосвязанных элементов:                                                                  - решение о постановке цели и планирование деятельности по ее достижению                           - распределение времени и действий, необходимых для решения задач                                            - мотивация и пробуждение к действиям                                                                                        - координация отдельных, но взаимосвязанных действий                                                   - осуществление контроля над тем, что сделано, чтобы убедиться, что результаты соответствуют намеченным планам

    В фундаментальном смысле «менеджмент» – это всеобщая человеческая деяте- льность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется. По различным причинам и разными способами произошло обособление управления в функцию специалис- тов или особую профессию. Степень и форма данного разделения труда непостоя- ны:в современных организациях распространенной практикой является объедине- ние непосредственно труда и менеджмента.

  По мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элемен- ты, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональ- ной группы, развивается иерархия менеджмента. Обычно выделяют:                                      -функциональные – ответственность за отдельные элементы деятельности органи- зации (управление персоналом, исследованиями, маркетингом, производством)     - генеральные – возглавление подразделений организации, ответственность за об- щую деятельность                                                                                                              - линейные – выполнение функций, напрямую связанных с производством или поставкой продуктов или услуг потребителю                                                                                 - аппаратные – исполнение непроизводственных функций деятельности предприятия, таких как финансы, персонал, закупки или правовые вопросы

   Менеджмент осуществляется в потоке исторических событий, что предполагает признание равного воздействия на него прошлого, настоящего и будущего. Прош- лое оказывает влияние на все специальные функции управления.На повседневном 
уровне менеджмент имеет дело с настоящем,с необходимостью интеграции ресур- сов, с координацией различных видов деятельности, с мониторингом текущей си- туации, с выявлением проблем, с производством. 
    Модель – упрощенное отражение реального бытия. Она помогает нам осознать его сложность и предлагает альтернативные точки зрения на изучаемый вопрос. Ни одна модель не предлагает полного решения, поэтому менеджерам-практикам полезно научится совмещать их, используя все самое ценное. Например, конкури- рующей на мировом рынке компании необходимы высокое качество продукции, гибкость производства и низкие издержки, поэтому ее прежде всего интересуют модели эффективной организации процесса производства с технической точки зре ния. Ее руководители также заинтересованы в моделях поведения человека на ра- боте, которые показывают ограничения упрощения рабочих операций и их нега- тивное воздействие на сотрудников в долгосрочном периоде.

Управленческие  модели прямым или косвенным образом  направляют действия менеджеров; для  того, чтобы получить представление  об их природе, необходимо познакомиться  с максимально широким кругом возможных точек зрения и вкла- дом каждой из них в процесс менеджмента.Моделирование позволяет нам анали- зировать действительность с помощью формального выделения основных пере- менных, предлагая возможные взаимосвязи и предсказывая вероятные результаты изменения. Модели помогают нам понять сложность реальной жизни и не игнори- ровать ее, а взять в «союзники».

   Использование при обсуждении некоего феномена различных моделей дает воз- можность рассмотреть разные теоретические подходы, что позволяет расширить горизонты анализа. Некоторые модели представляют организации как некие меха- низмы, другие – как арену политических баталий, третьи – как карьерную лестни- цу.Образы и метафоры,которые используют исследователи,непосредственно влия ют на оценку проблем, которые они изучают, и на рассматриваемые переменные.

   Исследователи разрабатывают модели и теории в ответ на определенные обстоя- тельства. В конце XIX в. предложение квалифицированного труда был ограничен- но, а неквалифицированный, напротив, был в избытке, управленцы же стремились установить контроль как над тем,так и над другим.Проблема фабричного менедж- мента заключалась в его способности контролировать большое число имеющихся ограниченный производственный опыт наемных рабочих. В ответ на потребности «командиров производства», стремившихся в ответ на растущий спрос увеличить объем предложения,появлялись первые теории ометодах производства,авторы ко- торых были заняты поиском способов упрощения задач,стоявших перед рабочими редукции сложного труда к простому,что позволяло расширить использование ма- локвалифицированной рабочей силы.

     Сегодня основной проблемой менеджмента можно считать вопрос об организа- ции гибкого производства, способного удовлетворить спрос на быстро изменяю- щихся рынках,а значит, руководителей прежде всего интересуют модели, которые предлагают способы максимально эластичной организации деятельности.   Современные теории отражают этот интерес, предлагая организациям различные способы выживания в высоко турбулентном и конкурентном мире, акцентируя внимание руководства компаний на гибкости производства, качестве товаров и услуг и низких издержках. 
 

1.2. Описание  японской модели менеджмента.

  Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи,которая поставила перед руководителями задачу восстановления социа- льной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской окупа- ционной администрации будущие японские менеджеры познакомились с амери- канской идеологией и методами управления бизнесом.Именно в этот период лиде- ры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последст- вия своей деятельности.

    Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи,сначала приме- няя традиционные методы управления к новым условиям,а затем спомощью усво- енных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полез- ные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели.Важнейшими из них явля- ются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.

Японское общество однородно и пронизано духом  коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого.Руководящий прин- цип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо, ко- торый показал, что работа есть групповая деятельность.

Вопрос о том,какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, что- бы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым.Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наибо- лее современными особенности мышления и чувствования личности и обществен- ных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества ис- чезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрас- танием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются.

Другой немаловажной особенностью японского менеджмента  является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное  обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства.Каждый человек путем непрерывно- го обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к самораз- витию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение.С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, япон- цы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожида- ния какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что улучшение мас- терства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение.

Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учиться  на чужих ошибках и извлекать  выгоду из чужого опыта. Они внимательно  наблюдают за происходя- щим в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимст- вуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы.Японские рабочие не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогрес- са. Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.

Описанные выше представления были важны для  подготовки изменений в японс- кой стратегии управления и стиле руководства, а также для структурной перест- ройки отдельных предприятий и экономической системы в целом.Стержнем но- вых концепций стало признание социальной ответственности, лежащей на управ- ляющих.Таким образом, современное японское управление приобрело дух откры- тости, который позволил подчинить технологическое развитие решению выдви- гаемых самой жизнью проблем. Японскую систему управления можно рассматри- вать как синтез импортированных идей и культурных традиций.Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо косну-

ться некоторых черт традиционной культуры этой страны.

Как отмечалось, японская система управления сформировалась к настоящему вре- мени как органический сплав национальных традиций и передового опыта менед- жмента. Что касается национальных традиций, то их очень существенная (в кон- тексте данной работы) черта состоит в том, что японцы предпочитают не придер- живаться писаных правил;их языку в силу иероглифического характера письмен-ности несвойственна четкая однозначность определений,характерная для европей- ских языков, в частности, немецкого. 
Формула«предприятие есть люди»является искренним убеждением работодателей Японские управляющие прививают своим работникам не только технические на- выки, но и моральные и нравственные ценности.

Информация о работе Особенности японской модели менеджмента