Особенности Российского образования в области менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл.

Работа содержит 1 файл

26 тема.Особенности Российского образования в области менеджмента.docx

— 39.98 Кб (Скачать)

Особенности Российского образования в области  менеджмента

 

С развитием рыночной экономики,  в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь  и в наш словарный обиход, заменив  такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности,  в роли субъекта управления выступает менеджер.[5]

Понятие менеджмента

Прежде чем говорить о менеджере  и его функциях, надо ввести понятие  “менеджмента”. Этот термин произошел  от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.[5]

Это понятие более узкое и  применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей  в рыночных условиях, хотя в последнее  время его стали применять  в США и в отношении непредпринимательских  организаций.

Если немного раскрыть определение  “менеджмента”, то мы увидим, что в  него входит:

изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;

производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;

управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также  анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Я считаю, что основная функция  менеджмента – это умение достигать  поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной  стороны,  в связи с многоуровневой системой управления директор не может  довести свои решения сам и  контролировать их выполнение на более  низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.[5]

В России эта специальность была утверждена Министерством Образования  сравнительно недавно. Но в связи  с развитием рыночной экономики  в нашей стране эта профессия  становится всё более востребованная.[5]

2. Требования  к профессиональным и личным  качествам Российских менеджеров, изменение требований со временем

 

Термин “менеджер”  имеет  довольно широкое распространение и употребляется  применительно к:

организатору конкретных видов  работ в рамках отдельных подразделений  или программно-целевых групп;

руководителю предприятия в  целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

руководителю по отношению к  подчиненным;

администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

 

К менеджеру любого уровня предъявляются  высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает  менеджер:

 

Среди навыков и умений менеджера  – способность ведения переговоров  выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена  тратят большую часть своего  времени  на  установление контактов.[2,4]

Требования  к личности менеджера

Социальные значения.

умение обосновывать и принимать  решения в динамичных условиях

информировать по вопросам развития отрасли, в котором работает предприятие, знание состояние и исследования  техники, технологии, поступлении, динамика спроса и т. д.

знакомство с опытом менеджмента  в других организациях и отраслях

способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия

умение использовать совершенную  информацию, технологию, средства коммуникации и связи.

Способность работать с людьми и  управлять собой.

высокое чувство долга и преданность  делу

честность в отношение с людьми и доверие к партнерам

умение четко выражать мысли  и убеждать других

уважительное отношение к людям  в независимости от их положения  в организации.

способность быстро восстанавливать  свои душевные и физические силы, критически оценивать свою деятельность.

Личные качества менеджера. Менеджеру  необходимо иметь:

жажду знаний, профессионализм, новаторство  и творческий подход к работе;

упорство, уверенность в себе и  преданность делу;

нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;

психологические способности влиять на людей;

коммуникабельность и чувство  успеха;

эмоциональную уравновешенность и  стрессоустойчивость;

открытость, гибкость и лёгкую приспосабливаемость  к происходящим изменениям;

ситуационное лидерство и энергию  личности в корпоративных структурах;

внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;

энергичность и жизнестойкость;

склонность к успешной защите и  столь же эффективному нападению;

ответственность за деятельность и  за принятые решения;

потребность работать в коллективе и с коллективом.

особую память

высокую эмоционально-волевую устойчивость

развитые коммуникативные и  организаторские способности

готовность к разумному риску

смелость, решительность

самокритичность, но не самобичевание

терпение

комплектность

чувство юмора

умение концентрироваться на поставленных задачах [5,8]

Все же важнейшим требованием к  менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять  людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и  отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.[3]

Кроме того,  хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и  учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим  слушать других... и все это  только для начала. Он должен знать  в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности  выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,  связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных  с целью удержания единства и  правильности функционирования фирмы.[3]

Лидерские качества менеджера

Менеджер должен быть лидером, достойным  подражания. Главная задача менеджера  – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес  группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.[3]

 

3. Требования к уровню знаний  современного менеджера

 

Разграничивая понятия - знание, умение, деловые и личные качества,  можно  примерно так  определить разницу  между  ними. Знания служат для того,  чтобы знать, что делать; умения и  навыки  дают возможность знать, как сделать; деловые  и  личные качества обеспечивают  знание обстановки, правильную  оценку,уверенность  в принятии решений    и энергичные действия по реализации        принятых решений.

 

Чтобы квалифицированно управлять  производством, менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области  техники, экономики, организации производства и управления.

 

Знания должны быть не только теоретическими, но и   практическими, полученными  в процессе работы на производстве. Общий объем  комплекса  теоретических  и  практических знаний и соответствие знаний в различных областях науки  и техники, экономики, организации  производства и управления, требующихся  для  осуществления квалифицированного руководства, зависит от

 

тех функций управления,   которые    выполняет менеджер. Чем крупнее  подразделение, тем большим общим  комплексом знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру  знаний в различных  областях  науки зависит  от того, каким  участком производства он   управляет. Так, для руководителей технических  служб наиболее важным  является наличие   у них глубоких технических  знаний, для начальников  цехов -  знаний  организации производства  и  управления. Однако и тем и  другим руководителям необходимо иметь  достаточные экономические знания.

 

Практика показывает, что не все  даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими  знаниями, могут успешно руководить производством. Менеджеру  необходимо иметь  организаторские  способности. Ведь управление  производством  заключается прежде  всего в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений. Любой самый талантливый и работоспособный менеджер       не сможет добиться успеха, если он не умеет правильно организовать  и спланировать свою работу, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Менеджеру надо  иметь способности предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом,  изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию производства.

 

Оперативное руководство производством  заключается в умении менеджера  быстро найти и принять конкретное решение различных задач, постоянно  возникающих в процессе производства.Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению нормального ритма и хода производства. Большое значение имеет умение менеджера подбирать СВОИХ ближайших помощников, четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого из  них, предоставлять им возможность самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохранив  за собой оперативный контроль за работой своих звеньев.

 

Важным для менеджеров является  знание и понимание  ими людей, умение правильно            оценивать  способности и индивидуальные  особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям   членов коллектива, поддерживать  их инициативу и использовать ее в практической работе. Организаторские способности  помогают  менеджерам  создавать  и  поддерживать в коллективе  твердую, сознательную дисциплину, без  которой  производство не может нормально  работать. Такая  дисциплина создается  не наказаниями, не частой заменой  подчиненных, не грубостью, а  справедливой требовательностью, умением побуждать  людей к  деятельности, воспитанием, хорошим отношением к людям, личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчиненных и  руководителя.

 

В свою  очередь, организаторские  способности менеджера определяются целым комплексом  его личных и деловых  качеств, его характером, способностью к выполнению управленческой работы и  "внешними данными". Так  как очень трудно  установить все  черты характера, которые  важны для менеджера, можно попробовать  назвать основные. К таким, вероятно, можно  отнести самостоятельность  мышления, инициативу, целеустремленность. Эти черты характера  в определенной степени определяются возрастом  менеджера, что доказывают результаты многочисленных психологических исследований за рубежом.

 

Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях слюдьми,  а также ответственным отношением к работе, предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего проявляются на практической работе. Только  здесь можно проверить, как он может использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.

 

Под "внешними  данными" руководителя  понимаются такие черты, как  тактичность, равновешенность, самообладание и т.д. Эти личные качества менеджера помогут ему завоевать авторитет как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия, а наличие авторитета является первым и наиболее важным условием для успешного руководства   предприятием. Работа менеджера требует очень много различных знаний и умений, но обладать знаниями и уметь их  применять на практике - вот, на мой взгляд, главная задача менеджера.[4,5,8]

 

4. Мой идеал менеджера

 

Рэймонд Крок - основатель сети магазинов fast-food “McDonalds”

 

Возможно, в тот необычный день 1954 г., когда Рэй Крок собирался ехать в Южную Калифорнию, он ощущал себя изрядным неудачником. И это неудивительно. Торговать молочными миксерами в пятьдесят два года - не слишком впечатляющая карьера. Особенно в эпоху невиданного, по мировым меркам, экономического процветания, начавшегося в США после Второй мировой войны. Старина Крок не нажил себе большого богатства, зато нажил диабет и быстро развивающийся артрит. Болезни донимали все больше и больше. Он не слишком много приобрел за свою жизнь, но кое-что важное уже успел потерять. Лишившись желчного пузыря и большей части щитовидной железы, этот изрядно потрепанный житейскими бурями торговец миксерами вряд ли мог кем бы то ни было расцениваться в качестве перспективного бизнесмена, способного в оставленное ему Господом для завершения земных дел время перевернуть целую отрасль мировой экономики. Конечно, он не был бедняком. Он имел свой собственный бизнес, свой дом под Чикаго, перспективы спокойной обеспеченной старости, о которой уже пора было задумываться. И тем не менее... Всю свою жизнь он не столько жил, сколько выживал.

Информация о работе Особенности Российского образования в области менеджмента