Особенности российского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить особенности российского менеджмента. При этом определяем - что представляют собой система управления в СССР и менеджмент России в настоящее время.
Выделяется несколько этапов развития российского управления. Оно происходило вместе с развитием российского государства, и основные его достижения воплощались в сфере государственного управления.
В начале 20 в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849 – 1915г.г.) и А.С. Столыпин (1862 – 1911г.г.).
После Октябрьской революции 1917 г. в поисках некапиталистических форм управления на микро - и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Менеджмент СССР и современной России. 4
Менеджмент СССР. 4
Современный российский менеджмент. 7
Задачи современного менеджмента. 9
Глава 2. Особенности современного менеджмента. 11
Заключение. 15
Список использованной литературы. 17

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.Курсовая работа.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Российские так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.

Подход с позиций человеческого  фактора для России, имеющей многолетний  опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.

 

    1.3.Задачи современного менеджмента.

     Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России:

- обеспечивать  жизнеспособность своего предприятия  в условиях

 

   возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;

 

- добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка;

 

 - разработать и последовательно реализовывать программу развития

 

   коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать

 

   работу на базе современных эффективных методов;

 

- совершенствовать работу предприятия на основе применения современных

 

  методов управления, улучшать организационную структуру предприятия,

 

  добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего

 

  коллектива как единой взаимодействующей системы;

 

- разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса,

 

  осваивая новые отрасли и сферы;

 

- определять  цели, соответствующие интересам  фирмы, исходя из запросов

 

  рынка и потребителя;

 

- уметь в  разумных пределах идти на  риск и быть способным нейтрализовать

 

  его воздействие;

 

- внедрять теоретические  разработки отечественной и зарубежной  науки

 

  после адаптации к конкретным условиям;

 

- подходить  к управлению с учетом особенностей  истории страны,

 

  российских условий бизнеса и российского менталитета;

 

- уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в

 

  процессе деятельности организации.

 

 

 

 

Глава 2. Особенности современного менеджмента.

 

     Суть трудовой мотивации у большинства работников в СССР сводилась к

 

 желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при

 

 невысокой интенсивности и низком качестве труда.

 

     У  советского работника преобладала привычка все блага (квартира,

 

 премия и  др.) получать от начальника - благодетеля,  а не зарабатывать.

 

 Работник был консервативен, он не желал, как правило, воспринимать

 

 любые инновации,  требующие переучивания, овладения  новыми знаниями,

 

 навыками. В  принципиально иных условиях  рыночной экономики такой

 

 работник  обычно стремится найти спокойную,  рутинную работу с 

 

гарантированным заработком (еще лучше остаться на своем предприятии, на

 

 котором  все привычно и знакомо). Если  же обстоятельства этого не 

 

позволяют (конверсия, банкротство и т.д.), то предпочтение отдается

 

государственным предприятиям. Другой субъект рыночных отношений -

 

 руководитель. Типичный представитель руководства - это администрация

 

 государственных  предприятий, сохраняющаяся, как  правило, при

 

 акционировании  и приватизации этих предприятий.  Современный

 

 российский  руководитель - это обычно человек  с высшим инженерно-

 

техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него

 

ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много

 

 времени.  На предприятиях, возглавляемых  такими руководителями,

 

продолжают  процветать административно-командные  методы управления,

 

 силовой  нажим.

 

     Вопросам формирования общей стратегии предприятия, повышению

 

 конкурентоспособности  предприятия на рынке, созданию  условий для

 

 профессиональной  подготовки работников, привлечению  работников к

 

 управлению  производством уделяется традиционно мало внимания.

 

     На  предприятии, где я сейчас работаю  и где  работал процветает поиск

 

 виновных  и наказание. Для аудитов, которые предназначены для дачи

 

 рекомендаций по совершенствованию процессов производства подается

 

заведомо недостоверная  информация.

 

     В числе особенностей менеджмента России одно из ведущих мест

 

занимает проблема регионов. Менеджер может столкнуться в своей

 

деятельности  с давлением со стороны местных органов власти. В действиях

 

руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление:

 

- к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении;

 

- формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и

 

   вывоза товаров;

 

- самостоятельной внешнеэкономической деятельности;

 

- финансовому самообеспечению;

 

- точному соизмерению собственных доходов и расходов.

 

     Территориальный хозяйственный механизм ориентирует менеджеров на

 

развитие и  укрепление межрайонных связей, комплексное  использование

 

 имеющихся  в регионе ресурсов, максимальный учет всех требований

 

экологии и  природопользования.

 

      Менеджер может учитывать территориальную дифференциацию цен и

 

налогов, участие  предприятий в формировании фондов регионального 

 

развития, экологические  нормативы и др. Для менеджера может

 

иметь особое значение тот факт, что предприятия, выпускающие

 

дефицитную продукцию для нужд какого-либо региона, могут иметь

 

льготное налогообложение  и кредитование, приоритетное выделение 

 

централизованных  ресурсов, дополнительные права по развитию

 

внешнеэкономических связей, льготы в социальном обеспечении,

 

приоритеты  в обеспечении квалифицированными кадрами и др.

 

     Значительные возможности для российского менеджмента имеются и в

 

 сфере территориальной  рационализации производства и сбыта. Различные

 

предприятия, расположенные  в одном регионе, объединяют возможности  для

 

 совместного  решения проблем технического  перевооружения и наращивания

 

 производства, реализации территориальных социальных  программ.

 

     Перспективы развития российского менеджмента определяются развитием

 

 рыночных  отношений в стране. Существуют позитивные моменты,

 

унаследованные  из прошлого, например забота о сотрудниках. Другая

 

 особенность,  которая сформировалась в эпоху  государственной плановой

 

 экономики  - это понимание роли лидера.

 

    Руководители предприятий в России проявляют себя как лидеры во всем

 

от интонации  голоса до стиля проведения совещаний. Они считают себя

 

ответственными  за все, что происходит на предприятии. Руководители,

 

прошедшие старую, советскую, школу жизни зачастую не видят разницы 

 

между управлением  и менеджментом. Называя себя по-новому -

 

менеджерами, они  используют на практике старые методы управления, не

 

имеющие ничего общего с менеджментом. «Менеджмент» определяют

 

только как  управление или планирование, или  ведение бизнеса. Однако, если

 

менеджер не может правильно и полно определить менеджмент, есть

 

опасения, что  и в практической деятельности некоторые  важные направления

 

будут им упущены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Сегодня России нужны системы управления, которые обеспечили бы предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Это означает способность компании решать, взаимоисключающие задачи - одновременно повышать качество и производительность, быть лидером в области удовлетворения нужд и запросов потребителей и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного снижения издержек.

     Менеджмент России пока далек от заданных параметров. Годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками.

     Цель, вполне достигнута, т.к. эта тема требует детальных разработок и длительных дискуссий.

     Основные выводы по проекту можно сделать такие:

- стране трудно перестроится с командно-административной системы на

  рыночную, однако же с ошибками и трудностями Россия строит свою

  систему управления;

- при формировании системы управления в России нужно учитывать много

  факторов: менталитет, национальные особенности;

- идет тенденция к резкому повышению уровня квалификации менеджеров в

  управлении компанией.

     Рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и

 действенных  инструментов ведения хозяйства.  История человечества не 

 

знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая

 

являлась бы высокоэффективной, восприимчивой  к научно-техническим

 

 достижениям  и постоянно ориентированной  на изменения в структуре

 

 общественных  потребностей. Рыночная экономика  - результат длительного

 

исторического процесса.

 

     Россия  находится на первом, переходном, этапе развития рыночных

 

 отношений.  Задачи этого этапа:

 

- достижение  материально-финансовой сбалансированности  народного 

 

  хозяйства;

 

- изменение  стереотипов сознания и поведения;

 

- подготовка  кадров новой формации.

 

     Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и

 

 особенности  той или иной страны. Рыночная  экономика в России, имея 

 

общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь

 

речь идет о  наследии советской системы с  ее жесткой централизацией

 

экономики, всеохватывающим  планом, практически полным отсутствием

 

 какой-либо  самостоятельности у руководителей предприятий.

 

      В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Люди -

 

 это субъекты  рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности 

 

зависит успех  деятельности любого предприятия. С  начала радикальных 

 

рыночных преобразований в России прошло около 10 лет. За такой  короткий

 

 промежуток времени не могло появиться трудоспособное население,

 

разделяющее философию рыночной экономики. Подавляющее большинство

 

 работников  еще имеет  «советское» трудовое  сознание.

 

Список использованной литературы.

 

1. Баринов В. А., Голобокова  Г. М., Юл-Бин М. Менеджмент (Учебно-методическое пособие) - Магадан, 1997 [Электронный документ].(file:///C:/Users/3E3C~1/AppData/Local/Temp/Rar$EX00.513/3571_c.html)

2. Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. -2005. - №5.

3. Захаров Н.Л. Бизнес в России. Специфика управления.- М.: Вершина, 2006.

4. Кнорринг В.И. Теория и практика управления в СССР //

 

Управление проектами. - №7.

 

5. Мазур ИИ. Всеобщая история менеджмента. - М.: ЭЛИМА, 2007.

 

6. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. В.И. Королева. - М.:

 

 Магистр, 2008.

 

7. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник. - М.: КНОРУС, 2006.

 

 

 

Информация о работе Особенности российского менеджмента