Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 08:31, курсовая работа
Цель работы - выявить особенности российского менеджмента. При этом определяем - что представляют собой система управления в СССР и менеджмент России в настоящее время.
Выделяется несколько этапов развития российского управления. Оно происходило вместе с развитием российского государства, и основные его достижения воплощались в сфере государственного управления.
В начале 20 в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849 – 1915г.г.) и А.С. Столыпин (1862 – 1911г.г.).
После Октябрьской революции 1917 г. в поисках некапиталистических форм управления на микро - и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.
Введение. 3
Глава 1. Менеджмент СССР и современной России. 4
Менеджмент СССР. 4
Современный российский менеджмент. 7
Задачи современного менеджмента. 9
Глава 2. Особенности современного менеджмента. 11
Заключение. 15
Список использованной литературы. 17
Курсовая работа
Тема: «Особенности российского менеджмента».
Москва 2012г.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Менеджмент СССР и современной России. 4
Глава 2. Особенности современного
менеджмента.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение
С переходом России к рыночным отношениям нужно было менять всю структуру управления, т.е. ломать все устои, складывавшиеся на протяжении многих десятков лет.
Актуальность данной темы заключается в том, что Россия до сих пор не может сформировать своей четко выраженной модели управления. Страна нуждается в эффективном менеджменте и грамотных руководителях.
Цель работы - выявить особенности российского менеджмента. При этом определяем - что представляют собой система управления в СССР и менеджмент России в настоящее время.
Выделяется несколько этапов развития российского управления. Оно происходило вместе с развитием российского государства, и основные его достижения воплощались в сфере государственного управления.
В начале
20 в. управленческие
После Октябрьской
революции 1917 г. в поисках
В 30 - 50-х гг. каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и отраслями.
В 80-х гг. начался новый этап развития отечественной управленческой
мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления эконо-
микой в условиях перехода к рыночным отношениям.
Глава 1. Менеджмент СССР и современной России.
1.1. Менеджмент СССР.
Первые десятилетия советской власти характеризуются поисками новых методов управления в условиях социалистической экономики. Страна первой в мире пошла по социалистическому пути развития. Естественно, не было, ни опыта, ни теории, ни специалистов в области управления принципиально новым общественным производством. Поэтому не случайна и вполне объяснима постоянная смена взглядов, создание спорных, противоречивых концепций, переходы из одной крайности в другую.
После национализации заводов и фабрик распоряжаться собственностью стали не владельцы предприятий, а органы управления, не имеющие прав собственности и принимающие управленческие решения не в интересах отдельных лиц, а общества в целом. В условиях социалистических методов хозяйствования коренным образом меняются качественное содержание и масштабы управления. Планирование и управление должно было охватывать целиком все отрасли и стороны общественной жизни страны. Советский строй неминуемо порождал систему жесткой централизации управления всей экономикой общества, срастались задачи управления государством с задачами управления экономикой.
Понимая важность стоящих перед новой государственной формацией управленческих проблем, руководители советской России, и прежде всего В. И. Ленин, постоянно занимались вопросами планомерной организации общественного производства, роли масс в экономическом строительстве, создания новых принципов управления, внедрения трудовой дисциплины, организации труда и его стимулирования.
После национализации крупных предприятий, банков, торгового флота, железнодорожного транспорта и создания аппарата централизованного государственного управления были созданы органы рабочего контроля с последующим переходом к рабочему управлению народным хозяйством. Но управление государственной народно-хозяйственной системой малограмотными необразованными дилетантами, хотя и с боевым революционным прошлым стало невозможным. В январе 1921 г. была созвана конференция по научной организации труда и производства, на которой было признано допустимым заимствовать отдельные достижения буржуазной науки управления и необходимым начать подготовку управленческих кадров.
В 1924 г. появилась новая управленческая идея - «производственная трактовка управленческих процессов». Эта действительно оригинальная идея констатировала наличие общих черт между производственными, техническими и управленческими процессами, позволившее авторам сделать вывод о том, что механизация производства сделает вообще излишним труд по управлению людьми, управление будет осуществляться машинами. Далее следовало, что функции управления «мало-помалу теряют свой приказывающий характер и наконец, исчезают вовсе как «особые функции особого рода людей». А теорию управления изучать не обязательно.
Интенсивный поиск оптимальных социалистических методов управления народным хозяйством, искусства воздействия на коллектив и личность продолжался все годы советской власти вплоть до периода застоя. В итоге, была сформулирована и четко отлажена советская теория и практика управления, отвечающая требованиям административно-командной системы. Наука и искусство управления того времени имели немало достижений, и некоторые из них, особенно в области искусства управления, интересны и сейчас.
В системе распределения
материальных благ все более четко
стал формироваться партийно-
Ломка административно-командной системы управления началась не в перестроечный период, а значительно раньше. Уже в 70-х годах начался отход от жестких вертикальных структур по линии министерство - главк - предприятие. Создание производственных и научно-производственных объединений повысило их хозяйственную самостоятельность, начали внедряться децентрализованные формы организации, структуры и отношения в управлении. Оперативное управление этими объединениями перестало быть функцией органов исполнительной власти.
В качестве
основы теории управления
- принцип партийности управления - требовал обеспечения решения любого
хозяйственного вопроса с партийных позиций, т. е. политика всегда должна
иметь приоритет над экономикой;
- принцип демократического централизма, т.е. сочетание централизованного
управления с широкими правами и творческой инициативой органов
управления на местах;
- принцип научной
- принцип единства интересов общества, коллектива и личности при
обеспечении приоритета интересов общества.
В научной и пропагандистской литературе советского периода настойчиво подчеркивается, что «применение этих принципов обязательно в каждой сфере управления, на каждом уровне, в каждой организационной системе, как в производственной, так и непроизводственной сфере». Социалистические принципы управления были надежной основой для практического использования в организации народного хозяйства страны и для управления первичными трудовыми коллективами. Опыт управления производством капиталистических стран, поиски и открытия новых методов регулирования деятельности преуспевающих иностранных фирм и корпораций рассматривались лишь с позиций снисходительного превосходства, противопоставления и насмешливой критики. Очевидно, что переход страны к рыночным отношениям, к иным формам хозяйствования потребовал пересмотра теоретических основ науки и принципов управления.
1.2. Современный российский менеджмент.
В России слово "менеджмент" как управление в условиях рыночной экономики является новым термином, сущность которого отличается от традиционного управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала в России весь советский период.
С ноября 1991г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления, следует отнести:
- разгосударствление собственности;
- создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм
собственности;
- создание нормативной базы, необходимой для становления и развития
рыночных отношений в стране;
- образование новых рыночных структур управления.
Управление в России, которое существовало в течение 70 лет:
- закрытость хозяйственного комплекса страны и ориентация на народно-
хозяйственную эффективность;
- критерий на социальную ориентацию, на общественную собственность и
справедливое разделение по результатам труда;
- крайняя политизация, вызвавшая монополизацию и концентрацию
производства;
- централизация и бюрократизация управления.
Процессы современного российского менеджмента:
- интеграция хозяйства России в мировую экономику;
- формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов
как открытых систем;
- гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного
регулирования;
- использование рыночных и административных методов управления
предприятиями различных направлений деятельности и форм собственности.
Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно- денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления, который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.
В новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно- технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских условиях становится основным ресурсом.
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.