Особенности российского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего развития. Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе - восстановить и упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….…3
1 КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………….4
1.1 Социально - экономические основы современного менеджмента…………………………..4
1.2 Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента…………………………………...7
1.3 Отношения государственного управления и менеджмента………………………...............13
1.4 Разграничение сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики……………………………………………………………………………………………...14
1.5 Ресурсно-потенциальный подход к определению системы хозяйствования………….......18
1.6 Менеджмент и менеджеры…………………………………………………………………....20
2 РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА……………………...22
2.1 Особенности национальной деловой культуры……………………………………………..22
2.2 Профессионализация менеджмента……………………………………………………….....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………....31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Работа содержит 1 файл

Особенности Российского менеджмента.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    Выход из этой сложной фазы — непростое  дело: необходимы политическая стабильность, национальное согласие, научно обоснованная уверенность в завтрашнем дне, профессиональные руководители в системе государственного управления и опытные менеджеры рыночных структур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента

    Перестройка системы хозяйствования — одно из важнейших направлений реформирования экономики России. Особое значение она имеет на уровне предприятий, организаций, объединений, акционерных обществ, которые здесь объединены термином «корпорация», или «социально-экономическая система», так как основные методологические и практические рекомендации могут быть применены и к коммерческим, и к некоммерческим организациям.

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации термин 
«предприятие» сохранил свое значение только для групп предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на две группы:

    1) коммерческие, основной целью деятельности  которых является извлечение  прибыли; 
         2) некоммерческие, основная цель деятельности которых заключается в эффективной организации и реализации какой-либо функции на основе бюджета, не связанной с извлечением прибыли.

    Одним из условий развития конкуренции  в российской экономике является создание многообразия форм собственности и соответствующих им методов хозяйствования. В результате разгосударствления и приватизации появляются альтернативные государственному сектору структуры хозяйствования.

    Отношения собственности составляют глубинную  основу реформирования всей системы управления производством, затрагивают фундаментальные сферы трудовой мотивации. От сущности и содержания трудовой мотивации во многом зависит характер поведения экономических субъектов, их отношение к имуществу, результатам производства, труду.

    Зависимость систем менеджмента от форм собственности многообразна, сложна и противоречива. Сама по себе ни частная, ни смешанная, ни государственная, ни муниципальная собственность еще не гарантируют высокой эффективности менеджмента, рачительного и конкурентоспособного хозяйствования. Они лишь закладывают фундамент многообразия форм менеджмента и хозяйствования, в корне изменяют экономические условия функционирования социально-экономических систем, требуют принципиально новых подходов к организации корпоративного управления. Основная задача состоит в выборе собственника, способного обеспечить эффективное, конкурентоспособное предпринимательство.

    По  формам собственности, организации  и содержанию экономической деятельности можно выделить несколько видов  предпринимательства: подрядное и арендное (собственность на результаты труда и доход, распоряжение имуществом); партнерское и частное с образованием юридического лица с ограниченной ответственностью (малые предприятия, товарищества, кооперативы, как правило, использующие наемный труд); коллективное 
(собственность трудового коллектива на имущество, продукцию и доходы); акционерное (собственность владельцев акций, включая сторонние предприятия и организации); инновационное (на базе интеллектуальной собственности); по контракту (на базе договора менеджера или администрации в целом с собственником предприятия); финансовое (операции с ценными бумагами, в том числе поручаемые финансовым и страховым компаниям, без обязательного личного участия в труде и управлении) и др.

    Одним из наиболее перспективных направлений предпринимательских структур становятся так называемые инкубаторы. Они, предоставляя всем участникам предпринимательской деятельности равные права на риск и ошибки, позволяют подготавливать специалистов к работе в рыночных условиях и к руководству людьми. Получив свободу действий, организаторы и участники предпринимательских (интрапренерских) подразделений легко осваивают предпринимательский стиль управления, овладевают принципами и методами инновационного менеджмента и учатся работать в условиях повышенного хозяйственного риска. К самостоятельности добавляется не только административная, но и личная ответственность за себя и свой коллектив.

    Однако  этим преимущества инкубаторов не ограничиваются. В интрапренерских организациях, особенно там, где используется венчурный капитал, можно проверять, не особенно беспокоясь за последствия, принципиально новые технологии, новые методы оргпроектирования децентрализованных производственных структур, новые способы стратегического планирования и инновационного менеджмента. При этом нет опасности сорвать основную производственную программу головного предприятия.

    По  степени стратегической значимости разработок и их технологичности  с точки зрения существующей производственной структуры применяется следующая классификация интрапренерских структур в виде инкубаторов:

    1) непосредственная интеграция (нововведение  имеет большую стратегическую  значимость и тесно связано с основным производством);

    2) отдел разработки нового продукта  или развития нового направления хозяйственной деятельности (нововведение имеет большую стратегическую значимость и частично связано с основным производством);

    3) новые специализированные хозяйственные  единицы (нововведение имеет большую  стратегическую значимость, однако слабо связано с основным производством);

    4) микроотделы новых рискованных  инициатив (нововведение имеет  неопределенную стратегическую  значимость, но при этом сильно  связано с основным производством);

    5) независимые хозяйственные единицы  (нововведение имеет неопределенную стратегическую значимость и совершенно не связано с основным производством).

    На  государственном уровне, устанавливаются  образцы, нормы социального действия и поведения, осуществляется контроль за их выполнением, а также координация  и взаимодействие различных секторов экономики.

    Почему  необходимы государственное управление, прогнозирование и регулирование? В системе вертикального взаимодействия функционируют различные формы  собственности. Разнообразие форм собственности  предопределяет различие целей функционирования, единство и различие интересов субъектов и объектов, как государственного управления, так и менеджмента в коммерческих, негосударственных структурах.

    Формирующаяся система организационно-управленческих, социально- экономических и межличностных отношений в различных формах собственности характеризуется существенным различием, как по сути, так и по содержанию. Поэтому при выборе модели мотивационного механизма и государственного управления и менеджмента горизонтальных структур необходимо выявить структуру организационно-управленческих отношений, определяя потребности, стимулы и мотивы субъектов и объектов.

    В результате изменений на западном рынке, появились новые типы технологий, и ускорилась их обновляемость. Уже сейчас более быстрое обновление некоторых видов товаров становится характерным и для российского потребительского рынка.

    Стихийная сила рынка не в состоянии обеспечить эффективное функционирование экономики, а тем более развитие современного конкурентоспособного производства. Сама жизнь требует соответствующего централизованного и прогнозируемого развития экономики.

    Современное производство глубоко дифференцировано и диверсифицировано в различных отраслях, специализирующихся на выпуске определенной продукции. Но по мере дифференциации, возникновения все новых и новых отраслей возрастает роль межотраслевой координации, кооперирования связей, причем не только отраслей, но и экономических районов и территорий. Естественно, что ни отдельный собственник, ни даже крупная корпорация не в состоянии эффективно реализовать объективную тенденцию централизации. Эта тенденция и находит свое выражение в государственном управлении и регулировании.

    В условиях современной научно-технической  революции уже существуют и возникают  вновь такие отрасли производства, техники и науки (атомная энергетика, электроника, космическая техника и др.), организовать и усиленно развивать которые в рамках собственности отдельной корпорации, не говоря уже об отдельном собственнике, невозможно. Здесь нужно объединение, концентрация огромных средств и материалов, усилий больших коллективов ученых, инженеров, рабочих. Система государственного управления является тем органом, который вынужден брать на себя эти сложные, динамически развивающиеся, подчас противоречивые функции.

    Теория  и практика современного менеджмента  в России еще не освоены, а отечественные менеджеры пока не овладели должным образом передовым опытом.

    Капиталовложения  сами по себе не дают оптимального эффекта. Качество продукции и производительность труда рабочих зависят от качества современного менеджмента. Профессиональные менеджеры определяют, изучают и анализируют проблемы. Они с головой уходят в специализацию, стандартизацию, эффективность, производительность и оперирование цифрами. 
Однако они идут на всякие увертки, когда надо принимать сложные решения. 
Иногда они жалко выглядят, когда им поручают добиться прибыльности, обеспечить нормальную работу и продвинуть организацию на новые рубежи. Менеджеры слишком мало занимаются своими рабочими, они их побаиваются.

    Стандартное образование больше не обеспечивает будущих высших руководителей (президентов) глубоким практическим знанием производственно- технологической базы их компаний. Им нужны финансовые, юридические, социально-психологические  и другие знания. Остроту проблемы усугубляют утрата перспективы и отсутствие чувства целостности системы. Менеджерам не хватает гуманитарного образования, широты взглядов, чувства истории.

    По  мере того как менеджеры продвигаются по служебной лестнице, их собственные  интеллектуальные способности совершенствуются, а в характере переплетаются очень разные, порой противоположные черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т.д. Однако все это касается в основном интеллектуально-волевых, а не эмоционально-душевных качеств, т.е. тех черт личности, которые необходимы руководителю для правильного общения с людьми.

    Решающее  значение для выявления сущности менеджмента имеет собственность, которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации. Приватизация означает приобретение юридическими или физическими лицами у государства и местных органов управления в частную собственность: предприятий и их подразделений; материальных и нематериальных активов предприятий; долей, паев, акций государства и местных органов управления в капитале акционерных обществ и товариществ; долей паев, акций приватизируемых предприятий в капитале иных АО и товариществ, предприятий с участием иностранного капитала, коммерческих банков, концернов, союзов и других объединений предприятий.

    Приватизация  осуществляется несколькими способами: продажей акций акционерного общества открытого типа; продажей предприятий  на аукционе; продажей предприятий  по коммерческому конкурсу; инвестиционными торгами; продажей активов ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкупом арендованного имущества.

    Целями  приватизации являются: создание слоя частных собственников; повышение  эффективности работы предприятий; социальная защита работников; содействие финансовой стабилизации; создание конкурентной среды; демонополизация и привлечение иностранных инвестиций.

    Важная  роль в решении этих задач принадлежит  менеджменту и профессионалам-менеджерам. Действия предпринимателя определяются главным образом поведением поставщиков, потребителей и конкурентов, а действия финансового менеджера 
— поведением инвесторов, акционеров, кредиторов (включая коммерческие банки, финансовые органы, в том числе налоговые инспекции, страховые компании).

    Собственник или лица, уполномоченные собственником  управлять его имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами  решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества, распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.

Информация о работе Особенности российского менеджмента