Особенности развития японского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы представляется рассмотрение национальных особенностей и менталитета жителей Японии с последующим определением тенденций формирования корпоративной культуры и менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1.Особенности японского менеджмента…………………………………...5
1.1 Влияние исторического наследия на формирование культуры управления…………………………………………………………………...5
1.2 Философия взаимоотношений в организации…………………..9
1.3 Роль менеджеров в японской системе управления……………14
2. Предприятие АО «АвтоВАЗагрегат» ……………………………….…17
2.1 Анализ деятельности АО «АвтоВАЗагрегат» ……………...…17
2.2 Рекомендации по улучшению показателей производства и оптимизации использования ресурсов АО «АвтоВАЗагрегат» ………..20
Заключение………………………………..………………………….…….23
Список используемой литературы…………………………………...…...27

Работа содержит 1 файл

Особенности японского менеджмента.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

 

2.2 Рекомендации по улучшению показателей производства и оптимизации использования ресурсов АО «АвтоВАЗагрегат»

 

Рассматривая проблемы данного предприятия и воспользовавшись опытом японских менеджеров в решении экономических, и производственных вопросов, можно предложить несколько путей способных вывести производство на более высокий уровень.

Японцы на практике показали выход из таких ситуаций. Воспитание собственных специалистов заинтересованных в возрождении и процветании своего предприятия может стать, той ступенькой поднявшись на которую станет проще в решении производственных вопросов. Обратившись к истории можно увидеть, что этот метод не нов. В СССР, как правило, большинство руководителей взращивалось в стенах предприятия, где они проходили от самых низов до кресла директора, и каждый руководитель досконально знал своё предприятие. Непрерывно шло воспитание, как молодых кадров, так и постоянное воздействие на поддержание духа коллективизма творчества и взаимовыручки. Периодически издавались печатные издания предприятий, где освещались последние достижения проблемы предприятия и коллектива, со страниц звучали призывы к улучшению показателей труда.

Не маловажную роль сыграло шефство предприятий над  школами, где перед подростками открывались новые горизонты при выборе будущей  профессии. Заинтересовавшись, они могли ознакомиться и попробовать на практике полюбившуюся профессию, находясь еще на школьной скамье.

Но такая политика актуальна когда предприятие не находится в кризисной фазе, она уместна как длительная стратегия развития.

Для вывода АО «АвтоВАЗагрегат» из полной зависимости от АО «АВТОВАЗА» требуется расширение рынка сбыта. Для выбора направления развития немаловажно изучение потребительского спроса на рынке автокомпонентов. После анализа полученных данных, оценив собственные активы, возможность привлечения инвесторов, выбрать направление развития и выработать стратегию развития.

При реализации данных проектов немаловажно привлечение квалифицированных кадров для работы на предприятии. Как показал японский опыт, затраты на мотивацию квалифицированных сотрудников окупаются с огромной отдачей. Работник, имеющий среднюю заработную плату (не самую высокую!), место для ребенка в бесплатном детском саду, возможность получения льготного жилья, льготного медицинского обслуживания, путевок на отдых за счет предприятия, будет стремиться выполнить свою работу качественно, в срок, а так же при возможности  вносить свои рационализаторские предложения для увеличения эффективности выполняемой работы.

Для улучшения оперативности принятия решений, руководителям подразделений и служб требуется оптимизировать работу, применить процессный подход, внедрить систему бюджетирования и мотивации.

Для эффективного использования ресурсов предприятия требуется проведение диверсификации производства. Выпуск новых товаров и освоение ранее не затрагивавшихся сегментов рынка сбыта повысят рентабельность  АО «АвтоВАЗагрегат».

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Беспринципное следование западному образу мышления, без учета реальностей, без постановки вопроса о том, какие именно элементы модернизации оказываются эффективными в обществе, развившимся в иных исторических условиях, лишает возможности объективно смотреть на вещи.[11]

Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.

Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют  уважение к мнению каждого.

По всеобще известному мнению А. Атоса и Р. Паскаля считается что: «Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делают и американские руководители, когда специально задумываются над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредотачиваясь на других институтах (таких, как правительство, семья или религия)».[12] При этом семья для японцев - форма существования. При достаточно жесткой вертикальной иерархии, нет «обожествления» руководителя - он «досягаем». Японцы проявляют уважение не к месту, которое занимает тот или иной человек, а к тому, что конкретное он сделал в жизни, к его опыту.  

Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения общего блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта управления  в традиционную японскую культуру.

«Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью», - сказал Сусума Такамия, декан факультета экономики Токийского Университета. - «Он успешно взялся за четыре основные проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших».

Повиновение в Японии принимает форму полного подчинения. Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.

В японских организациях лидер занимает самый ответственный пост. Он сплачивает команду. Он подавляет внутренние конфликты. Его власть принимается всеми безоговорочно. Отсутствие его может привести к печальным результатам: группа теряет единство и тонет во внутренних раздорах.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.

Японский менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности. Учебная программа - это стимулирование сотрудничества в работе. Она мобилизует знания и опыт всей группы. Она еще больше сплачивает ее и развивает дух сотрудничества. Желание избежать работы с оправданием, что «это не моя работа», пропадает, вместо этого возникает готовность нести дополнительную ответственность.

В течение 30-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовать личностный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, предотвращения извращения социально-экономических отношений под влиянием криминальных элементов.

Понимание японского менеджмента помогает российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, даёт возможность к совершенствованию производства. Тем более что предприятия, работающие «по-японски» уже созданы в США, Великобритании, Малайзии, Таиланде и во многих других странах. Один из примеров – германский концерн «Порше», оказавшийся к 1992 году на грани банкротства. Помощь японской консалтинговой фирмы, состоящей из бывших служащих «Тойоты», дала блестящий результат: выпуск автомашин увеличился, численность персонала уменьшилась на 19%, занимаемая территория – на 30%, появилась прибыль, увеличился ассортимент продукции.

              Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только хотя бы существовать, но и преуспеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.      Библиотека Русского Гуманитарного Интернет –Университета. http://www.i-u.ru/biblio/archive/kravchenko_istorija/13.aspx

2.      Вахрушев В. Принципы Японского управления //Эти невероятные японцы.-М.:Прогресс, 1992.

3.      Волкогонова О.В., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент  – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА–М, 2007.

4.      Вудкок, М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. / М. Вудкок. – М.: Дело, 2004.

5.      Журнал "Хоиккай", 1940, №11

6.      Каору, Иомито Японские методы управления./Пер. с японского И.А. Алферов – М: Экономика, 2004.

7.      Котлер, Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2005.

8.      Краткий курс МВА «Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления». 3-е изд. / Барри Пирсон, Нил Томас; Пер с англ. – М: Альпина Бизнес Букс, 2006.

9.      Марущак Т. Творцами не рождаются /Отдел кадров-2004, №15.

10. Матрусова Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах.             – М: Издательство Центр, 2005

11. Масааки Имаи. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний.  2-е изд.  / Пер. с англ.— М: Альпина Бизнес Букс, 2005.

12. Морита А. Сделано в японии./Пер. с англ. Радыновой О.Г. и Щеглова С.В. – М: Прогресс,1993.

13. Мэскон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 2005.

14. Особенности японского менеджмента / http://managment-study.ru/osobennosti-yaponskogo-menedzhmenta.html

15. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А., Сравнительный менеджмент.2-е изд. – СП.: Питер,2008

16. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 2005.

17. Сейдзи Цукуми. Мемуары. Страна Восходящего Солнца. Стиль и этнос./ пер. с японского А.И. Верский – М.: Альпина Бизнес Букс. – 2006.

18. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.: ИНЭ. 1992.

19. Теруя Нагао, Управленческое поведение (на примере Японии) / http://www.xserver.ru/user/urnpj/

20. Японская модель управления на рубеже XXI века / http://know.su/link_10296_15.html#_ftn72

 

 



[1] Марущак Т. Творцами не рождаются /Отдел кадров-2004, №15, с.8-10.

[2] Мэскон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, – М.: Дело, 2005., с. 265

[3] Матрусова, Т.Н.,  Япония: материальное стимулирование в фирмах./ Т.Н. Матрусова. – М: Издательство Центр, 2005., с. 118

[4], 5 Библиотека Русского Гуманитарного Интернет-Университета;  http://www.i-u.ru/biblio/archive/kravchenko_istorija/13.aspx

[5] 

[6] Вахрушев В. Принципы Японского управления //Эти невероятные японцы.-М.:Прогресс, 1992. с.9.

[7]  Каору, Иомито Японские методы управления./ пер. с японского И.А. Алферов - М: Экономика, 2004.,с.187

[8]  Японская модель управления на рубеже XXI века / http://know.su/link_10296_15.html#_ftn72

[9]  Библиотека Русского Гуманитарного Интернет-Университета/  http://www.i-u.ru/biblio/ archive/ kravchenko_istorija/13.aspx

[10] журнал "Хоиккай", 1940г., №11

 

[11] Сейдзи Цукуми. Мемуары. Страна Восходящего Солнца. Стиль и этнос./ пер. с японского А.И. Верский – М.: Альпина Бизнес Букс. – 2006, с. 75

 

[12] Теруя Нагао, Управленческое поведение (на примере Японии) / http://www.xserver.ru/user/ urnpj/        

 


Информация о работе Особенности развития японского менеджмента