Особенности процедуры делегирования полномочий, сущность разделения управленческого труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 05:36, реферат

Описание работы

Процесс реинжиниринга базируется на двух основных понятиях: «будущий образ фирмы» и «модель бизнеса». Будущий образ фирмы – упрощенный образ оригинала, отражающий главные его черты и не учитывающий второстепенные детали. Модель бизнеса – это представление основных хозяйственных процессов фирмы, взятых в их взаимодействии с деловой средой фирмы.

Содержание

1.Характеристика этапов процессов реинжиниринга. стр.№1
-Основные этапы и принципы реинжиниринга стр.№1
-Основные этапы реинжиниринга стр.№1
Таблица № 1Четыре ключевые характеристики реинжиниринга стр. №2
2.Содержание работы менеджера по персоналу. стр.№5
-Основные функции менеджера по персоналу. стр№6
-Основные профессиональные качества менеджера по персоналу. стр№7
-Содержание деятельности менеджера по персоналу. стр№8
3.Особенности процедуры делегирования полномочий, сущность
разделения управленческого труда. стр№9
-Цели делегирования. стр№9
-Процесс делегирования полномочий. стр№10
-Преимущества метода делегирования полномочий стр№11
-Структурное разделение управленческого труда стр№12
Использованная литература. стр№14

Работа содержит 1 файл

Основные этапы и принципы реинжиниринга.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

                          
 
 
 

  3.Особенности процедуры делегирования полномочий,   сущность разделения управленческого труда. 

Для успешной работы предприятия менеджеру необходимо своевременно распределять и соответствующим образом организационно оформлять полномочия своих сотрудников. Под термином «полномочия» обычно понимают наличие у конкретного лица определенных прав по использованию ресурсов предприятия. Только обладая необходимыми полномочиями, можно успешно выполнять производственные задания. В деятельности любой компании рано или поздно наступает период, когда требуется перераспределить властные функции внутри нее.

Ответственностью  должны быть наделены все уровни управления, вплоть до самого низшего. Ответственность — это принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач. Приступая к выполнению работы, сотрудник принимает на себя обязанность отвечать за ее успешное выполнение в обмен, в первую очередь, на оплату своего труда. Работники нуждаются в определенной доле ответственности за порученное им дело. Если проигнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза для развития и даже существования компании. Обычно люди уходят с прежнего места работы туда, где такая ответственность им предоставляется.

Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненным задачи или деятельности из сферы действий руководителя. С точки зрения организации бизнеса это ориентация на то, как максимально эффективно достигать реализации поставленных целей, используя человеческие ресурсы .

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. 

Цели  делегирования

Разгрузить  вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления. Повысить дееспособность нижестоящих звеньев. Активизировать  «человеческий фактор», увеличить  вовлеченность и заинтересованность работников.
 

 Рисунок 1. Цели делегирования.

Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

Процесс делегирования полномочий состоит из следующих этапов:

I этап – поручение  работникам индивидуальных конкретных заданий.

II этап – предоставление  соответствующих полномочий и  ресурсов подчиненным.

III этап –  формулирование обязательств подчиненных  выполнить порученные им задания.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.

Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.

Переход к децентрализованной форме управления осуществляется прежде всего крупными диверсифицированными фирмами, насчитывающими значительное число производственных предприятий, выпускающими широкую номенклатуру товаров, работающими на обширные рынки сбыта и имеющими непосредственные связи с конечными потребителями их продукции.

В теории и практике управления существуют два подхода к реализации управленческих решений: ориентация на то, как лучше добиться конечных результатов, и ориентация на то, как лучше готовить эти решения. Оба подхода трудно «стыкуются», но если доминирует второй, то конечных результатов добиваться оказывается легче .Если же доминирует первый подход, то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений уделяется мало внимания. Методом, который может соединить оба подхода, является делегирование полномочий работникам.

Метод делегирования  полномочий формирует организационный  диапазон исполнения управленческих решений, вывода руководителя из узкого, тесного коридора поручения заданий на широкую дорогу в поисках надежных попутчиков. Можно представить, от чего должен уходить руководитель и к чему он должен стремиться, чтобы расширить организационный диапазон исполнения (см. таблицу 2).Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя работников ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Они договариваются о том, как оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и право на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результата.

Таблица 2. Преимущества метода делегирования полномочий

Узкие организационные рамки руководителя Широкие организационные рамки руководителя
1. Выдача  заданий в пределах обязанностей работников 1. Выдача заданий  в расширенных пределах обязанностей
2. Повседневная  передача поручений 2. Разовая передача  поручений
3. Принятие  мелких управленческих решений на ходу 3. Право работников  на свободу маневра
4. Передача  дополнительных разъяснений 4. Отладка постоянной  «обратной связи» с работниками
5. Дополнение  уже принятых решений новыми 5. Право работников  решать на месте.
6. Торможение  тех решений, которые перестали  исполняться 6. Самоувязка  управленческих решений в новые  звенья
7. Принятие  на себя ролей приказчика, распорядителя,  «погонялы», надсмотрщика 7. Принятие на  себя ролей советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя 
8. Организационная  среда наполнена некачественными  решениями и перегружена управленческими  циклами 8. Организационная  среда наполняется теми решениями,  которые работают на самореализацию управленческих циклов
9. Руководитель  «ворочает камни», которые подрывают  проявление творческих возможностей 9. Руководитель "разбрасывает" зерна-которые  расширяют поле его творческих возможностей
10. Личностный  ресурс руководителя «затаптывается" 10. Личностный  ресурс руководителя возрастает

Отношения собственности  оказывают значительное влияние  на полномочия и власть менеджера, а  также на систему управления предприятия. Каждое предприятие имеет в своей  собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия. Право хозяйственного ведения – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Право оперативного управления – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Характер деятельности субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления предопределяет и различия в содержании и "объеме" правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее предприятию как коммерческой организации, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям. Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения.

Одна из проблем  менеджмента — повышение результативности труда управляющих. Решается эта  проблема прежде всего на основе разделения труда менеджеров, то есть специализации управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничении полномочий, прав и ответственности.

Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами.

Структурное разделение управленческого  труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сфера деятельности, отраслевая, территориальная специфика. В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низового, среднего и высшего.К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень (50—60% численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший  уровень (3—7%) — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

На каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Более глубокое разделение предполагается по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы).

Учитывает виды и сложность выполняемых работ. Выделяют руководителей (принятие решений, организация их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.              Магура М., Поиск и отбор персонала. М.:Интел-Синтез, 2001.

2.              Е.А. Климов “Психология профессионала”, Москва-Воронеж, 1996 г.

                Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: Инфра – М, 2001.

               Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гадарики, 2003.

                Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999.

  1.       Мерзлякова С. «Бизнес: парадоксы и эффекты делегирования»,
  2.        .Разорвин И.В., Митин А.Н., ЭКОНОМИКА ТРУДА, Учебно-методический комплекс, -          Екатеринбург, 2003 год
  3.       .Карл Каутский. "Экономическое учение Карла Маркса" - Москва, 2007 год
  4.       .А.Смит "Исследование о природе и причинах богатства народов", Москва, 1999
  5.       .Яндекс словарь http://slovari.yandex.ru/

Информация о работе Особенности процедуры делегирования полномочий, сущность разделения управленческого труда