Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:03, курсовая работа
Система умирала... Годы стагнации привели к тому, что замедлялись темпы развития советской экономики, ощущался дефицит на многие товары народного потребления. Во многих областях СССР уже стали нормой талоны на продукты питания. А товары длительного пользования покупались только после продолжительного стояния в очередях, постоянного отмечания и сверки номеров. ВАЗовская "шестерка" была пределом мечтания советского автомобилиста. Те, кто находился у власти в то время, возможно, понимали, что так больше жить нельзя.
Существуют
еще и другие факторы, которые
определяют особенности
Но из всего только что сказанного мной я не делаю вывода, что особенностей российского бизнеса не существует. Казалось бы, раз бизнес в каждой стране имеет какие-то свои отличия, то не стоит отдельно говорить об особенностях национального бизнеса. Но все дело в том, что у нас "особенная стать".
Особенности
национального бизнеса имеют
несколько истоков. Я выделяю
следующие:
1. Врожденные, то
есть доставшиеся от
2. Приобретенные при зарождении самого бизнеса.
3. Выработанные
как реакция на изменение
Теперь я опишу
каждую из этих групп отдельно.
ВРОЖДЕННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО
К врожденным особенностям я отношу те, которые были определены нашим общим прошлым. Думаю, наша страна здесь опять что называется "впереди планеты всей". Только в нашей стране в течение очень долгого периода строилось "светлое будущее всего человечества". Подразумевалось, что при коммунизме совсем не будет денег, что золото станет "презренным металлом" и каждый человек "будет получать по своим потребностям". Конечно, все призывы и лозунги звучали очень даже правильно, и большинство людей в это верило. Но жизнь показывала обратное. У нас не было всеобщего равенства. Скорее всего, у нас было всё для немногих и немного для всех. Партийная элита и впрямь жила при коммунизме, когда как в стране существовала поталонная система обеспечения продовольствием. Такие деликатесы, как красная и черная икра, голландский сыр, французское шампанское, даже, что называется, и не снились. Вся страна ездила на "Жигулях" и "Москвичах", которые в народе назывались не автомобили, а "тачки". Телепрограммы мы смотрели по советским "Рубинам" и "Рекордам", которые, наверное, делались на бывшем заводе по производству мин, так как были очень взрывоопасны. Я не случайно перечисляю негативные стороны советской жизни, просто это относится к моему объяснению врожденных особенностей национального бизнеса.
Теперь представьте себе человека, жившего в окружении всех только что перечисленных вещей, который вдруг попал в шикарный западный супермаркет, где не счесть сортов сыра, шампанского. Где все продавцы улыбаются и буквально рады тебе помочь сделать покупку. Где нет очередей и талонов, где действует принцип самообслуживания, а не прилавочной торговли, как у нас в стране. Представили? Как вы думаете, что бы он стал делать? Мне кажется, что у него сперва бы увеличились в диаметре глаза, а потом бы он стал лихорадочно бегать от одного прилавка к другому, хватая нужные и ненужные ему вещи. Главное - это иметь, а не пользоваться. Причем его интересовали бы прежде всего материальные ценности, а не созданные получения для эстетического удовольствия. Примерно так я представляю себе появление первых российских "предпринимателей" на Западе. Причем данное поведение было свойственно почти всем советским гражданам, которые впервые попадали за границу. Это очень удивляло иностранцев, и они начинали судить о России, как о стране варваров. Естественно, падал завоеванный с таким трудом престиж России, как великой державы.
Всё только что сказанное объясняет одну особенность российского бизнеса: у наших бизнесменов нет чувства меры. Если у него появляются деньги, которые он может потратить на приобретение какой-либо вещи, то он покупает самую "крутую", со всеми "наворотами", чтобы ни у кого другого такой не было. Причем он даже иногда не знаем, зачем ему нужна такая сложная вещь для исполнения довольно простых операций. Это ярко выражается на примере покупки машин сегодняшними бизнесменами: одно время у нас было просто повальное увлечение "Мерседесами", "BMW, "джипами" и прочими очень дорогими машинами. Хотя большинство наших дорог не приспособлены для движения на больших скоростях, на которых проявляются лучшие качества этих машин. Это также проявляется в покупке дорогой аудиотехники и видео техники. Те, у кого есть деньги, покупают такую аудиотехнику, чтобы она была самой дорогой, сложной и с "очень хорошим качеством звука", хотя они будут слушать на ней кассеты, которые не отвечаю требованиям данной аппаратуры. К продуктам питания у нас тоже своеобразное отношение: всего, сразу и помногу. Правильно говорил М. Задорнов в одном из своих фельетонов, когда описывал приход в ресторан одного из наших "новых русских". Если есть икру, то из большой банки и ложкой. Если пить хорошее шампанское, то сразу бутылками. И так далее.
Другой врожденной
особенностью нашего
ПРИОБРЕТЕННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО
Из самого
названия можно понять, что эти
особенности ведут свою
* Возможность получения очень быстрого и легкого дохода от "купли-продажи".
* Отсутствие ограничивающих и регулирующих норм со стороны государства.
* Отсутствие
ощущения реальной ценности
* Крайне низкая
экономическая культура населения.
Эти особенности
среды серьёзно повлияли на
формировавшийся российский
В первые годы становления российского бизнеса наше правительство, руководимое Е. Гайдаром, как известно, придерживавшимся монетаристских концепций, проводило политику lazzes faire. Как это часто бывает в нашей стране, мы кинулись из крайности в крайность: от полного контроля над экономикой в полную бесконтрольность. Наш опыт показывал, что подобные скачки никогда не приводили к ожидаемому результату. Так вышло и в этот раз. Новообразовавшиеся предприятия с самого начала своего существования не платили налоги. Возможно, сначала это объяснялось отсутствием необходимых знаний в вопросах налогообложения. Но потом они заметили, что за неуплату налогов им ничего не бывает, и стали вполне сознательно продолжать это делать. Особенность национального бизнеса заключается в том, что любые налоги он рассматривает как поборы или незаконную дань. Тогда как за границей в каждом гражданине на уровне подсознания заложено, что налоги - это плата государству за выполняемые им функции по охране правопорядка, за образование, международную безопасность. Я не хочу сейчас сказать, что налоговая система в России совершенна, как раз наоборот. Просто я считаю неправильным такое отношение к налогам со стороны налогоплательщиков.
Отсутствие
ограничивающих норм со
Отсутствие
ощущения реальной ценности
Я читал
в журналах, что русских не
любят в Европе потому, что
они не умеют ценить деньги. Рассказывают
такую историю: "Однажды довольно поздно
в одном из немецких кафе русский турист
заказал чашку кофе с булочкой. Когда ему
принесли счет, то он отдал официанту очень
крупную купюру: 100 или 1000 марок. Купюра
оказалась настолько крупной, что в кафе
не нашлось сдачи. Обеспокоенный официант
стал предлагать клиенту подождать, пока
он сходит в другое кафе, чтобы разменять
купюру и принести сдачу. Наш же турист
беспечно сказал: "Не надо беспокоиться,
оставьте сдачу себе". У официанта пропал
дар речи". Объясните мне: за что же нас
любить? Немецкому официанту, чтобы заработать
тысячу марок, нужно работать не менее
недели, а тут какой-то русский разбрасывает
деньги направо и налево. Это просто небольшой
пример небольшой (!) траты денег. А сколько
их произошло в течение последних лет?
Поэтому данная особенность российского
бизнеса оказала негативное влияние на
положение в стране и на накопление капитала
у предпринимателей для его последующего
реинвестирования.
Крайне низкая экономическая культура населения позволяла некоторым компаниям типа МММ, РДС, Властелина привлекать деньги у населения под сомнительные проекты. В первые годы существования бизнеса решающее значение при принятии решения о том, куда вкладывать быстро обесценивающиеся деньги, имела реклама заемщика. Людей мало интересовала его история, платежеспособность, реальность осуществления заявленных проектов. Люди просто видели рекламу и думали: "Раз у них столько денег, что они могут так часто себя рекламировать, то они смогут и рассчитаться по своим долгам". Но они жестоко ошибались. Только те из бывших советских граждан, кто разбирался в экономической теории (а не в политэкономии), мог знать, что в период гиперинфляции невозможно получить доходы от реальных инвестиций в производство, так как это очень долгосрочные вложения.
Но со временем
люди обучались основам
ОСОБЕННОСТИ, ВЫРАБОТАННЫЕ, КАК РЕАКЦИЯ НА
ИЗМЕНЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
В последнее
время в нашей стране
Давайте проанализируем, какие условия внешней среды бизнеса меняются, и кто влияет на их изменение. Прежде всего, меняются правовые основы предпринимательской деятельности. Их меняет государство. Причем меняет оно их в одностороннем порядке, зачастую не узнав предпочтений или пожеланий самого бизнеса. У последнего в свою очередь появляется негативная реакция противодействия: отклонения от уплаты новых налогов, стремление продолжать заниматься бизнесом без лицензий, поиск "лазеек" в законодательстве, которые позволяли бы избежать уплаты налогов и таможенных пошлин. Таким образом, в стране идет тайная война между государством с одной стороны и бизнесом с другой стороны. Государство использует в этой войне хитрый механизм льгот, привилегий, налоговых освобождений, законов и тому подобного. Бизнес в свою очередь может использовать только то, что у него есть: деньги. За деньги можно пролоббировать практические любой закон, за деньги можно купить место в Государственной Думе или Правительстве. Конечно, я не специалист в этой области, но у меня есть убеждение, что в последнее время эта война набирает обороты, так как на кону стоит очень большие суммы. Примером тому могут служить: назначение зам. секретаря Совета обороны одного из самых влиятельных представителей бизнеса Березовского, выдача таможенных льгот Федеральному комитету спорта, создание и теперь уже попыток упразднить системы уполномоченных банков, поддержка государством монополистов, которые не платят налоги. Последним апофеозом этой войны стала так называемая "банковская война", снятие Березовского, попытка вынесения вотума недоверия правительству, дело о гонорарах А.Коха, А.Чубайса, Б.Немцова. Хорошо еще, что эта война не касается простых людей и происходи где-то в высших сферах. Но от того, кто в ней победит, будет зависеть и наше будущее.