Особенности национального бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Система умирала... Годы стагнации привели к тому, что замедлялись темпы развития советской экономики, ощущался дефицит на многие товары народного потребления. Во многих областях СССР уже стали нормой талоны на продукты питания. А товары длительного пользования покупались только после продолжительного стояния в очередях, постоянного отмечания и сверки номеров. ВАЗовская "шестерка" была пределом мечтания советского автомобилиста. Те, кто находился у власти в то время, возможно, понимали, что так больше жить нельзя.

Работа содержит 1 файл

ЭССЕ.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

ЭССЕ

 На тему: Особенности  национального бизнеса  
 
 
 
 
 

 Написал: 

 Студент М-95-1

 Четвериков  С.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ИРКУТСК 1997 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ 

 Давайте немного  вернемся в прошлое и вспомним, как все начиналось.

 Система умирала... Годы стагнации привели к тому, что замедлялись темпы развития советской экономики, ощущался дефицит на многие товары народного потребления. Во многих областях СССР уже стали нормой талоны на продукты питания. А товары длительного пользования покупались только после продолжительного стояния в очередях, постоянного отмечания и сверки номеров. ВАЗовская "шестерка" была пределом мечтания советского автомобилиста. Те, кто находился у власти в то время, возможно, понимали, что так больше жить нельзя. Что еще несколько лет, и система рухнет, в стране будет анархия. И если срочно не принять меры, то впоследствии будет все потеряно: и для страны, и для самих власть предержащих.

 Как раз  в это время после очередных  похорон очередного генсека новым  правителем страны был избран  молодой член Политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачев. Он-то впервые и произнес новое слово, которое потом стали повторять на разных языках в разных странах мира, вновь с интересом посматривая на Россию. Это слово: "Перестройка".

 Сейчас я  хочу в Вас спросить: "А что  такое, по-вашему, Перестройка?". Думаю, что Вы сейчас скажите одно из двух: либо процитируете что-нибудь из "Правды" десятилетней давности, либо затруднитесь дать четкий ответ и назовете в сердцах это началом развала СССР.

 Как бы  то ни было, именно Перестройка была матерью нового российского бизнеса, который в то время "еще лежал в пеленках". Перестройка принесла с собой и много новых слов: гласность, плюрализм мнений, свобода и другие. Но главное, в те далекие восьмидесятые годы были приняты очень важные законы, которые впервые со времен НЭПа позволяли людям заниматься частной предпринимательской деятельностью, создавать кооперативы, "получать доход от непроизводственной деятельности". Первые шаги кооператоров по стране были трудны и трагичны. Несмотря на законность их действий, к ним часто придирались правоохранительные органы, в их действиях искали криминал, а более просвещенные блюстители правопорядка догадались брать мзду с новоявленных "буржуев". Заниматься предпринимательством было опасно и потому, что за долгие годы террора и угнетения со стороны государства, люди перестали по большому счету ему верить. Бывалые люди говорили, что вся эта перестройка затеяна для того, чтобы выявить "скрытые буржуазные элементы" и затем с помощью всемогущего КГБ их уничтожить.

 Но, как говорил  один классик перестройки, "процесс  пошел". Кооперативов становилось  все больше, они старались производить  дефицитную продукцию, и зачастую  продавали ее по очень высоким  ценам. О доходах же кооператоров  простой обыватель мог только догадываться, и поэтому часто считал их незаконными, а самих кооператоров - спекулянтами или ворами. Хотя мне кажется, что эти первопроходцы рынка в нашей стране были просто по-настоящему предприимчивыми людьми, у которых была своя идея, возможность её воплотить и много-много энтузиазма. В те времена ещё нельзя было заниматься самой банальной спекуляцией, так как дефицит был всеобщим, и если в магазинах не было каких-то товаров, то их нельзя было достать и в других местах. Поэтому кооператоры сами производили нужные людям вещи, пусть и не фабричного качества. Так в коопмагах появились детали к машинам, трикотажные изделия, хорошие колбасы и сыры из деревни, меховые шапки, шубы и многое другое.

 Но все  меняется. Настают другие времена,  появляются новые порядки, выходят новые законы. Следующей вехой в развитии российского бизнеса стал выход в 1991 году закона "О внешнеторговой деятельности". Кратко поясню: в годы советской власти торговать с заграницей у нас могло только наше государство. Все сделки, в которых принимали участие организации Советского Союза, велись через МВЭС (Министерство внешнеэкономических связей). Соответственно, государство контролировало все денежные валютные потоки, заставляя предприятия открывать валютные счета во Внешэкономбанке, и контролировало товарооборот самих предприятий. Таким образом, государство монопольным правом на ведение торговых отношений с заграницей. После издания закона государство добровольно отказалось от этого монопольного права, и теперь любое российское предприятие, зарегистрированное с соблюдением законодательства, могло вести внешнеторговые предприятия. Это было большим шагом к рынку от господствующей командно-административной экономики. Как мне кажется, именно в последующие один-два года в нашей стране наблюдался бум в появлении новых юридических лиц: они росли как на дрожжах. Этому ещё способствовали и другие причины: распад Союза, образование торговых и сырьевых бирж, начало торговли иностранными валютами. Либерализация же внешней торговли открыла наш рынок для иностранных товаров. Многие фирмы стали специализироваться на том, что покупали дефицитный товар за границей, привозили его в Россию и продавали его коммерческие магазины, или "комки". Это было очень выгодным занятием в силу нескольких причин.

1. Курс доллара очень быстро менялся, и это позволяло получать сверхприбыль.

2. Покупатель  был необразован, часто не владел  даже английским языком, и поэтому  можно было продавать ему товар  низкого качества по высоким  ценам.

3. Налоговая  система только зарождалась и можно было вообще не платить налогов: всё равно никто ничего не докажет и не накажет.  

 Это был  период, когда все поголовно преклонялись  перед иностранными товарами. Потому  что они были более красочные,  хорошо оформленные, а это очень  контрастировало с серой, одинаковой советской продукцией. Но вскоре люди обожглись на качестве покупаемых ими изделий. Прошел тот период, когда красивая упаковка определяла выбор товара, настал период осознанного выбора: покупатели на основе собственного опыта уже выделяли товар, у которого было самое оптимальное соотношение "качество-цена".

 Отличительной  причиной того времени (1992-1994) была очень большая инфляция  в нашей стране, которая порой  достигала тысяч процентов годовых.  Как известно из экономической  теории, при такой инфляции невыгодно заниматься реальным производством, так как ни одно дело не может обеспечить доходности, которая смогла бы покрыть издержки от инфляции. Поэтому большинство фирм занималось элементарной куплей-продажей всего и вся. Такая деятельность не требовала капитальных вложений, каких-то разработок, исследований рынка. Продавцы знали: всё равно покупатели всё купят, поэтому можно продавать что угодно.

 Эти годы  можно назвать российским периодом  первоначального накопления капитала. Потому что у тех, кто в эти годы заработал очень большие деньги, в будущем уже могли жить за счет этих денег: они создавали собственные банки, компании, покупали недвижимость за рубежом. В последующие годы такой возможности быстрого обогащения уже не будет, и поэтому эти люди будут составлять своеобразную элиту бизнеса и будут стараться не допускать новых людей в свои ряды.

 По данным  журнала "Вопросы экономики", 1997, №7 в 1992-1993 годах в России  было похищено около 85% ВВП.  Вдумайтесь в эту цифру! После  того, как я об этом узнал, я уже перестал удивляться, откуда у некоторых моих соотечественников свои дома за границей и машины, на которые европейцы копят не один год. Конечно, большая часть их этих денег ушла за рубеж. Тот же журнал писал, что средний ежегодный отток российского капитала составляет 25-45 миллиардов долларов. Естественно, эти деньги уже не будут работать на нашу страну, а пойдут на потребление, станут мертвыми активами (т.е. недвижимостью), и их вряд ли удастся вернуть законным путем.

 Следующий  этап развития российского бизнеса - это 1995-1996 годы. Эти годы отличаются тем, к этому времени произошли следующие события:

1. Произошло  снижение инфляции: исчезла гиперинфляция,  и теперь стало можно прогнозировать  ее темпы на непродолжительные  периоды.

2. Курс доллара США тоже стал прогнозируемым. Российский рубль стал конвертируемым (1996 год)

3. Замедлился  спад производства.

4. Россию приняли  в ЕС.

5. Российский  потребитель стал более опытным  и образованным в вопросах  приобретения товаров. Вышел закон  "О защите прав потребителей" (1996 год).

6. Происходит  мощный естественный отбор среди  предприятий России: те, кто не  смог приспособиться к существованию  в безинфляционных условия, начинают  медленно "вымирать". 
 

 Я считаю, что к этому времени в нашей  стране уже закончились коренные преобразования. Большая часть госсобственности была приватизирована и поделена между немногочисленными финансово-промышленными группировками. Финансовые ресурсы сконцентрированы в нескольких крупных московских банках, и регионы вынуждены брать у них кредиты под высокие проценты. В результате еще большая часть финансовых ресурсов стала оседать в Москве. Из-за того, что закончился первичный раздел собственности, помаленьку стали угасать криминальные войны. Я сужу об этом по публикациям в печати, и заметил, что раньше было больше заказных убийств, в то время как за 1996 год их количество снизилось по сравнению с 1995 годом. Поле битвы перешло в финансовую и политическую сферы. 

 Особо я  хочу отметить, что в России  все это время очень динамично развивался рынок ценных бумаг. За пять лет своего существования он никогда не стоял на месте. Наоборот, рынок ЦБ постепенно рос вместе с российским бизнесом. Все начиналось с торговли акциями первых российских эмитентов: Ринако, Нипек, Алиса, МММ и прочим. Был у него и отрицательный опыт, но мы быстро проходили те стадии развития, на которые мировому рынку потребовалось не одно столетие. На втором курсе я писал на эту тему курсовую работу, и вот уже сейчас многое из описанного устарело, изменилось, а иногда и просто уже отжило и уступило место новому. Рынок ЦБ очень много хорошего перенял с западных рынков. Были введены современные информационные технологии, созданы биржи, выработаны нормы и правила работы на рынке. Поэтому нам удалось избежать случаев мошенничества с ценными бумагами, не считая, конечно, МММ и ему подобных. 
 

 ОСОБЕННОСТИ  РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА 

 Для начала  я хочу предложить свою классификацию  особенностей российского бизнеса  по причине их возникновения. 

 Вообще не  существует какого-то одного одинакового для каждой страны типа бизнеса, деловой жизни. В каждой стране существуют какие-то свои отличия, особенности, неписаные законы и нормы ведения бизнеса. Это вызвано многими причинами.

 Во-первых, это  причины культурного порядка.  Например, многие западные, американские, да и российские бизнесмены зачастую не могут понять, как вести дела с японцами. Так как у японцев совершенно другая культура, которая в основном определяет мировоззрение японцев, их отношение друг к другу и, соответственно, деловой этикет. Для японца больше может значить форма, чем содержание договора; подразумевается, что некоторые пункты хоть и не написаны, но имеют силу. Если посмотреть на Европу, то и у них мы увидим отличия, связанные с культурой воспитания. Всем известна пунктуальность немцев, заносчивость и верность своему слову англичан, некоторая беспечность испанцев и итальянцев.

 Во-вторых, географические  факторы. Южные народы обладают  более вспыльчивым характером, они  более эмоциональны, в то время  как северные более уравновешены и спокойны. Все это также отражается на деловой жизни. Географические факторы оказывают влияние на вид связи между партнерами: чем больше расстояния, тем более формальные связи. Одним из самых важных факторов является геополитическое расположение государства. Оно определяет развитие торговли в регионе, ее интенсивность, определяет экспортные отрасли, влияет на импорт. Также геополитическое положение определяет основные внешнеторговые связи государства со странами-соседями. Например, в Европе из-за очень компактного расположения небольших по размеру стран межгосударственные отношения получили большее развитие, чем в азиатских странах или в СНГ.

 В-третьих,  исторические факторы. Они на  многие годы определили пути  развития некоторых стран. В Англии буржуазная революция произошла раньше, чем в других странах, поэтому они более опытны в решении отдельных вопросов, чем весь остальной мир. США на сегодняшний день обладают самым стройным законодательством в сфере бизнеса, так как они раньше других столкнулись с проблемами конкуренции, качества товаров, ценовыми манипуляциями на биржах, мошенничеством с пластиковыми картами и прочим.

 В-четвертых,  правовые факторы. Бизнес в  отдельно взятой стране действует  на определенном правовом поле, которое создано государством. И чем лучше это поле размечено и убрано, тем легче игрокам придерживаться правил игры. В связи с этим законодательство в развитых странах более развито, чем в развивающихся. Также к правовым факторам я отношу и политическую систему в стране, сроки полномочий Президента и Парламента, уровень демократизации общества и т.д. 

Информация о работе Особенности национального бизнеса