Особенности менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности современного российского менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть основные модели менеджмента в зарубежных странах, сравнить их и выявить особенности этих моделей; рассмотреть модель российского менеджмента и выявить ее особенности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия в менеджменте 6
1.1 Основные функции менеджмента 6
1.2 Эволюция управленческой мысли 8
1.3 Возникновение, формирование и содержание различных западно-европейских школ менеджмента 9
Глава 2. Особенности менеджмента в России 16
2.1 Анализ системы российского менеджмента 16
2.2 Проблемы российского менеджмента в условиях рынка 18
2.3 Национальная экономика и современный менеджер 25
2.4 Подходы к проект-менеджменту в России 25
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Многообразие национальных моделей и систем менеджмента запад.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Россия  должна ответить на вызовы, которые  стоят сегодня перед ней. В  среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе - восстановить и упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития. Чтобы воспользоваться "окном возможностей", важно определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию.

     Российский  менеджмент — это комплексная инновационная наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц. [10, с.] 

     2.2 Проблемы российского менеджмента в условиях рынка

     Российское  управление бизнесом.

     Система управления бизнесом на протяжении ХХ века неоднократно менялась. Россия оказалась вне этого процесса. Переход к рыночным отношениям объективно требует освоения тех приемов и методов управления, которые давно стали нормой на Западе.

     Общепризнанно, что промышленные предприятия являются основой любой экономики. За годы перестройки отношение к ним неоднократно менялось. Первоначально их успех связывался с изменениями в макросреде. Предполагалось, что изменение отношений собственности, ликвидация распределительной системы и вертикали Госплан — министерство — предприятие заставят последних измениться и начать работать по рыночному. Однако этого не произошло.

     Тогда акцент сместился в сторону малого бизнеса.

     Для осуществления любых преобразований необходимо понимать, что желательно получить и в чем состоят недостатки того, что имеется. Только в этом случае можно разработать рациональную программу действий. Отечественный руководитель таким знанием не обладает. Более того, его видение управляемого объекта осуществляется не с рыночных позиций.

     Главным критерием успешности управления предприятием в социалистической экономике была исполнительность (четкое выполнение указаний сверху), причем главным образом  по количественным параметрам и календарным  срокам. Ресурсы не принадлежали предприятию, они выделялись «сверху», и там же принимались решения относительно действий с ними (устанавливались нормы и сроки списания, санкционировалось обновление, контролировалось текущее использование). Поэтому реально осуществлялось управление производством, а не бизнесом (предприятием как потребителем ресурсов общества). По сути дела нарушался основной экономический закон — максимум результата с минимально возможными затратами.

     Ни  одно «рыночное» предприятие такого себе позволить не может. Более того, именно необходимость оптимизации затрат и укрепления своих позиций в меняющейся внешней среде являлось и является тем двигателем, который толкает к изменениям, к поиску все новых методов управления бизнесом. 

     Эволюция  управления бизнесом в рыночных условиях.

     В начале века рынки не были насыщены, и система управления фирмой должна была научиться обеспечивать производство большого количества продуктов с  минимальными издержками (эпоха массового  производства). Главным ограничителем  успеха выступает производственная подсистема, на ней менеджмент и акцентирует своё внимание. Анализу подвергается каждое рабочее место и их взаимосвязь, активно используются достоинства стандартизации для техники и узкой специализации для работников. Сосредотачиваясь на поиске организационных резервов и ориентируясь внутрь предприятия, система управления обеспечивает резкий рост производства при минимальных затратах.

     Постиндустриальный  этап знаменуется новым усложнением  внешней среды. Развертывание НТР, насыщение рынков и рост благосостояния общества усиливают давление на фирмы со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые потребителями, появляются требования со стороны общества. Материальный капитал перестает быть основной ценностью, все большее значение придается человеческому фактору и его творческому потенциалу, растет самостоятельность исполнителей. Акцент смещается в сторону социальной составляющей. Система управления фирмой вновь усложняется. Используя новые методы работы с человеческим ресурсом, она наращивает свою адаптивность, свою способность к изменениям.

     Четвертый этап развития, начавшийся в 80-е годы, пока не имеет устоявшегося названия, но суть происходящих изменений вырисовывается достаточно ясно. Они связаны, во-первых, с широким использованием информационных технологий, а, во-вторых, с глобализацией экономики. Назовем его условно эпохой глобализации.

     Рамки внешней среды становятся значительно  шире, а предсказуемость изменений  — меньше. Успешная работа бизнеса  в этих условиях требует от менеджмента приобретения новых навыков. Решение этой проблемы связано во многом с тем, что пройденный путь развития дал необходимые навыки и научил не только считать прирост прибыли, но и жертвовать ей в определенном интервале времени для укрепления критерия выживания фирмы.

     Таким образом, начало третьего тысячелетия  ставит перед менеджментом развитых стран совершенно разные задачи. Для  первых — это научиться выживать в условиях, когда будущее предсказать  невозможно. Для вторых — овладеть накопленным опытом развитых стран и осуществить «догоняющее развитие». Понимая эту разницу, и следует действовать. 
 

     2.3 Национальная экономика и современный менеджер 

     Практика  показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят обычные семинарские  занятия, на которых преподаватель  может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение  практических задач, позволяющих закрепить  базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.

     По  некоторым оценкам, "критическая  масса" руководителей, специалистов по экономике и управлению, способных  преобразовать облик наших предприятий  и организаций сообразно новым требованиям, должна составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве РФ. А это не менее 3.0 млн. человек. Сформировать такой корпус управленцев нового типа – задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике.

     Один  из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным аспектом этого опыта в XX веке является сфера деятельности и область знаний, охватываемая емким понятием "менеджмент", которое стало уже интернациональным. При этом, когда говорят "менеджмент" подразумевают и людей-менеджеров, профессионально осуществляющих функцию управления.

     Состояние развития российского общества, сложившиеся  производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить 4 основных особенности российского  менеджмента:

     1. приоритеты в проблематике, акценты  внимания и усилий.

     Наиболее  актуальными проблемами управления в России становятся конверсионные  процессы. Антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

     2. инфраструктура менеджмента, социально-экономические  и политические условия его  существования.

     Здесь важно понять и сформулировать понятие  собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент.

     Здесь можно выделить 3 основных группы факторов:

     а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура),

     б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров),

     в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

     3. комплекс факторов затрудняющих  или благоприятствующих укреплению менеджмента в России: факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развитие социально-экономических знаний;

     4. культурная среда, особенности  общественного сознания, которые  невозможно изменить в одночасье  и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменят. [8, с.31] 

     2.4 Подходы к проект-менеджменту в России 

     Проект-менеджмент в России на сегодняшний день уже  является частью обязательной учебной  программы для студентов экономических  вузов. В печати хватает публикаций на эту тему, а на рынке появились фирмы, специализирующиеся на оказании услуг в области проект-менеджмента.

     Существует  несколько определений проект-менеджмента.

     Проект-менеджмент — область знаний, применяемая  при управлении отдельно взятым проектом. Проект может быть любым — от разработки нового продукта до строительства небоскреба.

     Объединяет  эти проекты одно определение  — это однократное, ограниченное во времени целенаправленное мероприятие, требующее действий специалистов различных  квалификаций и ресурсов.

     Проект-менеджмент — это применение знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий для  того, чтобы выполнить требования конкретного проекта. Так же, как  уникальный единовременный проект отличается по своей сути от ежедневных стандартизированных операций организации, так и управление им имеет свою специфику. Проекты, как правило, имеют четко поставленную цель, определенные ресурсы, бюджет и сроки исполнения. В большинстве случаев специфика их заключается в том, что работа над проектом должна вестись, не мешая остальным видам деятельности организации.

     Проект-менеджмент — это активный процесс использования  соответствующих ресурсов организации  в структурированной и контролируемой манере, направленный на совершение четко поставленных стратегическими целями изменений.

     Таким образом, если суммировать все приведенные  выше определения, можно упрощенно  сказать, что проект-менеджмент —  это процесс, направленный на достижение четко поставленных целей проекта  в определенные сроки и использующий знания и ресурсы фирмы.

     Возникновение проект-менеджмента связывается  с необходимостью управления крупными уникальными проектами, осуществлявшимися  в 1950 е годы в аэрокосмической  и оборонной отраслях США. Тогда  впервые стал разрабатываться инструментарий для управления отдельными проектами в существующих организационных рамках. Дальнейшее развитие проект-менеджмент получил через контрагентов и подрядчиков американских правительственных структур. Впоследствии разработанные методики стали публиковаться и использоваться остальными коммерческими и некоммерческими организациями по мере необходимости.

     В России отдельные организации как  крупные промышленные или финансовые холдинги, так и небольшие фирмы, вынужденные выживать в «эпоху перемен», уже успешно перенимают и используют эти технологии. Тем не менее, пока рано говорить о повсеместном опыте успешного использования проект-менеджмента.

     Проект-менеджмент является неконкретным алгоритмом действий. Он рассчитан на необычность поставленных задач для каждой отдельно взятой организации. И если для одной (например, торговой) фирмы уникальным проектом будет организация гастролей поп-звезды, то для другой (продюсерской) фирмы это — повседневная работа, а уникальным проектом может стать открытие новой студии.

     рыночная  эк 
 
 
 
 
 
 
 

     ономика

Заключение 

     Управление  предприятием заключается в умении рационально управлять ресурсами. Вместе с системой прогнозирования  и планирования и методами принятия решений в области менеджмента  понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.

     Изменения в экономике России, связанные  с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций  новых способов и подходов к технологиям управления. Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий России пока ориентируется на выживание путем продажи ликвидных основных фондов, поиска краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов.

Информация о работе Особенности менеджмента в России