Особенности менеджмента в малом бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:58, реферат

Описание работы

Наиболее привлекательной частью бизнеса является менеджмент. Термин “менеджмент” в переводе с английского означает “управление”, “организация”. В сфере предпринимательства под менеджментом понимают систему организации и управления бизнесом, применяемую с целью повышения его эффективности и получения прибыли.

Содержание

Введение 3
I. Основы менеджмента 4
1.1 Планирование – экономический аспект менеджмента 4
1.2 Организационная структура управления 7
II. Роль менеджмента в развитии малого бизнеса 12
2.1 Малый бизнес в рыночной экономике 12
2.2 Организация управления 13
2.3 Менеджер – организатор управления, его функции 15
III. Финансовый менеджмент в малом бизнесе 21
Заключение 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

работа по основам менеджмента.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Все менеджеры имеют один и тот же круг функций. Они занимаются планированием, организацией, координацией, мотивацией и контролем.

Планирование является основной функцией управления, от которой зависят все другие функции. Менеджер намечает цели организации и определяет наилучшие способы их достижения, разрабатывает стратегию. Стратегия – это способ борьбы за свою долю продаж в выбранном секторе рынка, исходя из сильных сторон деятельности фирмы и благоприятных возможностей.

Мотивация – это функция руководства, цель которой – создать у работников стимулы к труду и побудить их работать с полной отдачей. Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям. Мотивирование составляет основу управления поведением человека.

Контроль – управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов предприятия. Главные инструменты – наблюдение, проверка деятельности, учет и анализ. Для малого бизнеса важно, чтобы контроль был своевременным и простым. По результатам контроля менеджеры  принимают соответствующие меры. Контроль непосредственно связан с планированием.

Координация – центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Это процесс распределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достичь поставленной цели. Осуществление координации в рамках малой фирмы сравнительно несложно, поскольку все работники на виду, а управление осуществляется на уровне непосредственного общения.


III. Финансовый менеджмент в малом бизнесе

Финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли. Финансы в бизнесе, правильное управление ими играют решающую роль. Выдающийся менеджер, президент корпорации “АТТ” Гарольд Дженин утверждал, что “есть только одна непоправимая ошибка в бизнесе – остаться без денег. Почти все другие ошибки в той или иной мере можно исправить. Но если вы остаетесь без денег – вы выбываете из игры”.

Начиная дело, необходимо прежде всего решить вопрос об источниках финансирования.

Успех малого бизнеса, его развитие во многом зависит от возможностей его финансирования, т.е. привлечения необходимого капитала. Капитал нужен на стадии организации и открытия дела (основной капитал), в дальнейшем для финансирования и осуществления текущей деятельности предприятия (оборотный капитал). Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность финансовых ресурсов, поэтому изыскание необходимых денежных ресурсов для большинства малых фирм является проблемой номер один.

Финансовый менеджмент в малом бизнесе в силу специфических особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем:

1. В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель – хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

2. Финансовый менеджмент направлен на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли. Малые фирмы, созданные в форме АО, имеют право выпускать акции, но в силу определенных трудностей этой процедуры, как правило, не делают этого. Следовательно, финансовый менеджмент на малых предприятиях, в первую очередь, направлен на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение безубыточности производства.

3. На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стратегия деятельности предприятия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика.

В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создается по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

4.                  Одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. На крупных предприятиях все чаще привлекают специалистов для определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей.

5.                  Малые предприятия не могут привлечь дорогостоящего специалиста по вопросам налогообложения и поэтому используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение двойной бухгалтерии, выписка фиктивных счетов и т.д.

5. Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. Чтобы ее получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку. Следовательно, для эффективного функционирования предприятию не обойтись без маркетинга, который представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность в области производства и рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителя.

На малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия:

1) понимания важности разработки маркетинговой политики 

2) “лишних” денежных средств, необходимых для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов. Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий.

В то же время следует отметить, что малые предприятия в этом смысле находятся в гораздо более выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих клиентов, имеют больше возможностей личного общения персонала с клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.

6. Самый хороший менеджер мало чего может добиться, если у предприятия будет серьезный недостаток денежных средств. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала – одна из ключевых в финансовом менеджменте. Финансировать свою деятельность малое предприятие может за счет собственных (прибыль, амортизационные отчисления, личные накопления) и внешних источников (государственные субсидии, дотации, кредиты банков и т.д.)

В современных условиях хозяйствования малые предприятия в основном вынуждены ориентироваться на собственные средства, поскольку часто не могут получить доступ к кредитам без соответствующего залога, гарантий др. юридических лиц или иного обеспечения. В свете этого разработка грамотного инвестиционного плана может оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения инвестиций со стороны, способных дать толчок для финансово-хозяйственного развития предприятия.

Одним из инструментов инвестора при осуществлении им капиталовложений служит бизнес-план проекта, который призван дать возможность инвестору сделать комплексную оценку инвестиционного предложения и, в первую очередь, показать, что предлагаемый товар (продукция или услуга) является конкурентоспособным, что для него имеется долгосрочный платежеспособный спрос, что возможна реализация проекта в приемлемые сроки, а также что инвестирование проекта выгодно для инвестора. Грамотная же разработка самого проекта может для малого предприятия оказаться серьезной проблемой в силу отсутствия необходимых знаний и средств на оплату подобной работы.

Инвестиции в крупных компаниях подразумевают вложение средств в значительные пакеты акций предприятий, строительство новых объектов и т.п. В малом бизнесе любое вложение средств в основные фонды, будь то покупка одного компьютера или станка, уже является инвестициями, т.к. это вложение производится с целью получения прибыли. Но даже такое небольшое вложение средств является значительным событием для малого предприятия, поэтому должен быть точно рассчитан предполагаемый доход и предполагаемые расходы, связанные с этими инвестициями. Важнейшей составляющей финансового менеджмента является оценка финансового положения предприятия, которая представляет собой совокупность методов, позволяющих оценить состояние дел предприятия в ходе изучения результатов его деятельности. Изучение финансового положения должно дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, заинтересованным в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.

Оценка финансового положения малой фирмы, учитывая небольшой объем бухгалтерской отчетности, установленный для малых предприятий, будет включать ограниченный набор показателей и основываться на данных формы №1 – “Бухгалтерский баланс” и формы №2 – “Отчет о прибылях и убытках”.

Таким образом, правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

 

 

 

 

 

 


Заключение

Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.

              Управление - это организация, анализ, контроль. Управление - один из главных моментов предпринимательской деятельности, важнейший фактор ее успеха. Управление — это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука. И именно поэтому в качественном управлении так нуждается малый бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. М. Бухалков «Организация и нормирование труда», 2008

2. Кокурин Д. И. «Основы логистики в промышленности»: Текст лекции. - Самара: Самарск. гос. экон. акад., 2001.

3. Макхем К. «Управленческий консалтинг»: Пер. с англ. М.: «Дело и сервис», 2003.

4. И.В. Мишуровой «Управление малым предприятием: менеджмент и маркетинг» 2008

5. И.В. Мишуровой «Управление малым предприятием: экономические и правовые основы деятельност», 2008

6. Абчук В.А. «Курс предпринимательства»: учеб./ под ред. - СПб., 2001.

7. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. «Экономика организаций (предприятий)»: учеб./под ред. И.В. Сергеева, 2005

 

1

 



Информация о работе Особенности менеджмента в малом бизнесе