Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:58, реферат
Наиболее привлекательной частью бизнеса является менеджмент. Термин “менеджмент” в переводе с английского означает “управление”, “организация”. В сфере предпринимательства под менеджментом понимают систему организации и управления бизнесом, применяемую с целью повышения его эффективности и получения прибыли.
Введение 3
I. Основы менеджмента 4
1.1 Планирование – экономический аспект менеджмента 4
1.2 Организационная структура управления 7
II. Роль менеджмента в развитии малого бизнеса 12
2.1 Малый бизнес в рыночной экономике 12
2.2 Организация управления 13
2.3 Менеджер – организатор управления, его функции 15
III. Финансовый менеджмент в малом бизнесе 21
Заключение 27
Список литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Курсовая работа по
дисциплине
«ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
«Особенности менеджмента в малом бизнесе»
Выполнил:
студент 3-го курса
по специальности
«Менеджмент организации»
Преподаватель:
________________________
Санкт-Петербург, 2010г.
Оглавление
Введение 3
I. Основы менеджмента 4
1.1 Планирование – экономический аспект менеджмента 4
1.2 Организационная структура управления 7
II. Роль менеджмента в развитии малого бизнеса 12
2.1 Малый бизнес в рыночной экономике 12
2.2 Организация управления 13
2.3 Менеджер – организатор управления, его функции 15
III. Финансовый менеджмент в малом бизнесе 21
Заключение 27
Список литературы 28
Введение
Наиболее привлекательной частью бизнеса является менеджмент. Термин “менеджмент” в переводе с английского означает “управление”, “организация”. В сфере предпринимательства под менеджментом понимают систему организации и управления бизнесом, применяемую с целью повышения его эффективности и получения прибыли.
В рыночной экономике важен малый бизнес. Малый бизнес очень разнообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др. Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.
По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. Умело управлять им — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.
I. Основы менеджмента
1.1 Планирование – экономический аспект менеджмента
Существует достаточно распространенное представление о малом предприятии как о бизнесе, который существует сам по себе. Им никто не руководит, он целиком зависит от внешних обстоятельств.
Для любого предпринимателя малое предприятие всегда привлекательно. Достаточно отметить лишь такие особенности как безопасность, приспосабливаемость, прибыльность. И действительно, в тех малых предприятиях, которые успешно функционируют и в которых грамотно работает менеджмент, все эти черты можно обнаружить. Так же верно и то, что именно этих качеств недостает тем малым предприятиям, которые нуждаются в планах и их эффективной реализации для размещения дефицитных ресурсов именно на тех участках, где они всего нужнее.
Руководители этих предприятий не видят большого смысла в планировании, как элементе менеджмента. Считая менеджмент чем – то очень сложным, ресурсоемким, руководители часто не понимают, что нормальное ежедневное функционирование компании может в процессе ее деятельности меняться. Первые один – два года – становление: поиск и сохранение клиентов, развитие товаров и услуг. Следующий период – консолидация: поиск и сохранение компетентного персонала, делегирование полномочий, контроль бизнеса. Последующая стадия – развитие: привлечение инвесторов, конкуренция с более серьезными фирмами на рынке.
Однако ресурсы малого предприятия находятся под серьезным прессингом по ряду причин:
число служащих и менеджеров невелико, навыки ограничены, опыта мало;
деньги – постоянная проблема, у менеджеров слишком мало опыта, чтобы грамотно использовать даже то, что имеется;
менеджерская команда очень небольшая (обычно это партнеры в бизнесе с весьма специфическими умениями), которая познает главные проблемы бизнеса по мере их возникновения и поэтому всегда страдает от нехватки времени;
достаточно узкий географический и промышленный сектор;
помещения не всегда удобны для организации бизнеса;
менеджеры не всегда используют верную информацию для принятия решений; они зачастую полагаются на информацию, которая базируется на устаревших, по крайней мере на один год, внешних годовых отчетах.
Успешный бизнес – это эффективное размещение дефицитных ресурсов. Крупные, хорошо зарекомендовавшие себя компании с достаточным финансированием могут быть и часто бывают убыточными, но это не бросается в глаза, так как они разоряются реже, чем малые предприятия. Имея гораздо меньше ресурсов, малое предприятие, чтобы выжить, вынуждено быть более эффективным, чем крупная компания. Здесь необходимо планирование – один из важных экономических аспектов менеджмента.
Планирование определяет те участки бизнеса, которые контролируются лишь частично, но требуют принятия срочных мер еще до того, как компания выйдет с реальным предложением к внешним инвесторам.
Планирование – важный источник информации о возможных перспективах компании в плане финансирования со стороны банков или местной администрации.
Планирование – важный источник информации о возможных перспективах компании в плане финансирования со стороны банков или местной администрации.
Планирование обеспечивает основу для информирования служащих и других заинтересованных лиц о перспективах компании.
Планирование является гарантом того, что решения, принимаемые менеджером, базируются на объективном анализе сильных и слабых сторон компании, а также способствует более эффективному продвижению информации на уровне менеджмента.
Планирование определяет те ключевые области, где необходимо фирме набраться опыта, а также определить, будет новый продукт или процесс успешным.
Оно также позволяет держать менеджеров в курсе относительно конкурентов на рынке.
Типичное малое предприятие можно рассматривать как состоявшееся, если оно существует на протяжении 5 лет. Исследования показывают, что около 85% фирм прекращает свое существование в течении первых 5 лет, что особенно типично для сфер строительства, легкого машиностроения и индустрии моды.
Однако исследования американских ученых, касающиеся малого бизнеса, подтверждают, что стабильный рост предприятия в течении 5-10 лет связан именно с тем, что компания планирует свой бизнес. И оно крайне важно для долгосрочного выживания, нацеленного на прибыль. Работы голландских исследователей, свидетельствуют о том, что каждый день, потраченный малым предприятием на планирование увеличивает на 3% его шансы на выживание еще на 2 недели.
Поэтому важно проводить планирование, т.к. это улучшает перспективы Малого предприятия. И наконец, разрешение на получение различных грантов и займов также зависит от хорошо подготовленного бизнес – плана.
1.2 Организационная структура управления
Организационная структура фирмы направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешние рынки); масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа).
Создание эффективной структуры управления предприятием — одна из важнейших задач, которую должен решить начинающий предприниматель.
Он должен определить, сколько людей, каких национальностей (специалистов), какой квалификации с какими личностными качествами ему нужно объединить в своей, организации, чтобы она могла эффективно работать. Потребность в рациональной структуре еще больше возрастает: по мере увеличения предприятия, расширения сферы его деятельности. На стадии зрелости даже процветания предприятия организационная структуру становится главнейшим фактором, определяющим его жизнеспособность. От способности предприятия адаптироваться к меняющимся условиям зависит его возможность выдерживать конкурентную борьбу, поддерживать свои мощности.
Организационная структура управления предприятием – это целостная система элементов, связей и отношений между ними, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
В структуре предприятия выделяют следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени), руководства и связи (горизонтальные и вертикальные).
Принцип единства означает единство управляющей системы (аппарата, органа управления) и управляемой системы (производства). Между управляющей и управляемой системами любой малой фирмы должна осуществляться прямая и обратная связь. Управляющая система получает от управляемой системы информацию. На основе полученной информации аппарат управления принимает решения. Таким образом, управление осуществляется на основе прямой и обратной связи.
Единство подчинения означает:
1. группа сотрудников подчиняется одному поставленному над ней руководителю;
2. подчиненные не должны получать от различных руководителей противоречивых, не увязанных между собой указаний.
Принцип соответствия означает, что все функциональные отделы должны соответствовать друг другу: в количестве и степени выполняемых основных функций управления, в информационном взаимодействии друг с другом, в нормативном обеспечении.
Местные органы управления — это по существу функции управления, выполняемые исполнительными органами власти.
Органы власти местного самоуправления осуществляют управление исходя из закона "О местном самоуправлении".
Система связи означает, что все органы управления выполняют свои функции на основе тесной взаимосвязи между собой. Потеря связи означает потерю управления. Связи могут иметь различную форму: линейные (вертикальные), функциональные (горизонтальные), системные, региональные и др.