Особенности конкурентных отношений в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:37, реферат

Описание работы

1. Объективные законы конкуренции и их действия в эпоху социализма
2. Сообщества компаний в период трансформации
3. Перспективы развития конкурентных компаний

Работа содержит 1 файл

конкурентные отношения.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Так, за 9 месяцев 2006 года антимонопольным органом  проведено 36 анализов товарных рынков, по результатам которых выявлены экономические, организационные и административные ограничения, неразвитость рыночной инфраструктуры, экологические ограничения. 
      По результатам проведенных анализов вносятся соответствующие изменения и дополнения в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке (далее - Реестр), в республиканском разделе которого по состоянию на 1 октября 2006 года состоит 61 субъект рынка, в том числе: 
      топливно-энергетический комплекс - 12; сельское хозяйство и промышленность - 3; транспорт и связь - 26; государственные предприятия - 13; государственное учреждение - 1 и иные отрасли - 6. 
      В местных разделах Реестра находится 821 субъект рынка, в том числе: 
      топливно-энергетический комплекс - 235; сельское хозяйство и промышленность - 140; транспорт и связь - 106; государственные предприятия - 171; иные отрасли - 169.

Антиконкурентные  действия, осуществляемые компаниями и государственными органами, оказывают  негативное влияние на экономическое развитие, приводя к нарушению функционирования рыночных механизмов.

В целях предупреждения и пересечения подобных действий некоторые государства осуществляют правовое регулирование на базе специально принятых законов в рамках антимонопольной политики. 
      Закон Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" (далее - Закон) вводит особый запрет на акты, действия и соглашения государственных органов, приводящие к недопущению или устранению конкуренции. Указанный запрет распространяется на все без исключения государственные органы Республики Казахстан, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы и организации, кроме органов представительной власти.

Действия и решения указанных органов запрещены законом и являются антиконкурентными действиями государственных органов, если они ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов или создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, и одновременно имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. 
    Закон также запрещает участие государственных органов в соглашениях или скоординированных действиях между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В Законе имеется конкретное указание на соглашения, которые могут влиять на цены, приводить к разделу рынков, или ограничению доступа на рынок, или устранению с него конкурентов, но список не является исчерпывающим. 
      Запрещение государственным органам принимать акты и совершать действия, направленные на ограничение конкуренции, включено в антимонопольное законодательство практически всех развитых стран. 
      Имеют место случаи, когда отраслевые государственные органы с целью развития регулируемых отраслей, не прогнозируют возможное ограничение конкуренции издаваемыми ими актами, тем самым, ограничивая конкуренцию в развиваемых отраслях.

Вместе с  тем, традиционным и широко используемым средством защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции со стороны  государственных органов являются импортные тарифы, что приводит к  искажению условий конкуренции на рынке. Наряду с таможенно-тарифными мерами используются нетарифные меры защиты, связанные с выдачей государственными органами всевозможных разрешений заинтересованным компаниям, что создает условия неравной конкуренции.

Одним из способов нетарифной защиты являются импортные квоты - количественное ограничение импорта. При введении квот государство выдает ограниченное число лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. В настоящее время правила Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО) запрещают применение импортных квот, за исключением особо оговоренных случаев. 
      Негативными последствиями применения импортных квот являются: ограничение импорта, возникновение товарного дефицита, и, как следствие, повышение цен на рынке, особенно когда конкурирующая отечественная отрасль не способна самостоятельно удовлетворить имеющийся спрос. 
      В последние годы широкое применение получили такие нетарифные способы защиты рынка, как антидемпинговые и компенсационные меры. Согласно результатам экономического анализа, проведенного зарубежными экспертами, антидемпинговые и компенсационные меры, даже в случае реально существующих демпинга и субсидий, приводят к экономическим потерям не только в экспортирующих странах, но и стране, вводящей эти меры.

 Протекционистская  политика в Республике Казахстан  является частью внешнеторговой  политики и реализуется соответствующими  государственными органами. Антимонопольный  орган не имеет возможности  вмешиваться в проведение этой  политики, и поэтому она часто отражает интересы лишь определенной части общества и нарушает условия нормальной конкуренции на внутреннем и международном рынках. 
      Другой группой действий государственных органов, нарушающих конкуренцию, являются внутренние действия, не связанные напрямую с иностранной конкуренцией. Они могут реализовываться в форме бюджетных субсидий, мер промышленной или научно-технической политики, поддержки отдельных отраслей, регионов, производств, создания льготных, или наоборот, дискриминационных условий деятельности для отдельных предприятий. Внутренние действия, также как и внешние, имеют общий и селективный характер. 
      В отличие от внешних мер, регулируемых правилами ВТО, внутренние ограничительные меры остаются прерогативой государства. 
      В большинстве стран мира правительства прибегают к поддержке определенных отраслей экономики, в первую очередь, сельского хозяйства. Часто пользуются правительственной поддержкой оборонный комплекс, научно-технические разработки. Законодательство многих стран вполне обоснованно допускает государственную поддержку защиты окружающей среды, исследовательских разработок, развития новых отраслей экономики, реструктуризацию кризисных отраслей. 
      Имеют место случаи, когда государственные органы неоправданно ограничивают конкуренцию на внутреннем рынке. Меры общего характера предпринимаются здесь главным образом в рамках промышленной или научно-технической политики, когда сами правительства выбирают отрасли или производства, достойные государственной поддержки, и оказывают им всяческое содействие. 
      Более опасными для конкуренции являются внутренние действия государственных органов, носящие селективный характер. Органы государственной власти могут наносить серьезный ущерб конкуренции, создавая для определенных предприятий различные барьеры доступа на рынок, дискриминационные или, наоборот, льготные условия деятельности компаний, предоставляя необоснованные эксклюзивные права или поддерживая неэффективные предприятия.

В соответствии с действующим антимонопольным законодательством, запрещенными действиями субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке, являются:

антиконкурентные  соглашения (согласованные действия) - любые договорные отношения сторон, направленные на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности;

установление (поддержание) согласованных цен либо других условий  приобретения или реализации товаров;

искажение итогов торгов в результате повышения, снижения или поддержания цен либо иных соглашений между участниками торгов;

раздел товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов  или покупателей либо по другим признакам;

необоснованного ограничения производства либо реализации товаров, включая квотирование;

необоснованного отказа от заключения договоров с  определенными продавцами либо покупателями;

ограничения доступа  на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка  в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

 применения  дискриминирующих условий к равнозначным  договорам с другими субъектами;

заключения  договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других).

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития конкурентных  компаний

 

Глава государства поставил перед Правительством задачу по дальнейшему продвижению реформ и достижению максимальных темпов экономического роста. В связи с этим антимонопольному агентству предстоит обеспечить поддержку проводимых структурных реформ в реальном секторе экономики за счет гибкого тарифного регулирования, повышения прозрачности инфраструктуры, в первую очередь, сферы естественной монополии, развития конкуренции и создания благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей.

С начала текущего года основной акцент в работе антимонопольного агентства  сделан на полномасштабную реализацию Программы совершенствования тарифной политики и принятого в декабре  прошлого года Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам естественных монополий». Для этого разработаны необходимые нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов естественной монополии, которые, как отметил председатель антимонопольного агентства Ерболат Досаев, позволят создать условия для обновления их активов, привлечения масштабных инвестиций, а также достичь повышения прозрачности в деятельности монополистов.

Сегодня из 754 субъектов естественной монополии и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке энерго-, тепло- и газоснабжения, на республиканском уровне регулируются лишь 18. Большинство коммунальных организаций находятся сегодня в собственности местных исполнительных органов. Несмотря на высокую степень износа основных средств, у многих из них отсутствуют перспективные планы развития.

В рамках реализации Закона «О естественных монополиях» установка приборов учета в последние годы приобрела  массовый характер, что в свою очередь  стимулирует рациональное использование и более экономичное потребление коммунальных услуг. Однако, как сказал Е. Досаев, адекватного снижения затрат у субъектов естественной монополии не происходит. В связи с этим глава антимонопольного агентства высказал мнение о необходимости более тесной работы с акимами по разработке и принятию мер в сфере регулирования деятельности предприятий, оказывающих коммунальные услуги.

В области развития конкурентного  сектора, для создания условий по стабилизации цен на товары народного  потребления агентство продолжит мониторинг рынков социально значимых товаров.

Напомним, что сегодня на рассмотрении в Мажилисе находится законопроект о внесении изменений в Закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности», призванный усилить антимонопольный контроль за деятельностью субъектов рынка, занимающих доминирующее положение, а также повысить эффективность анализа товарных рынков.

1 Экономика./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1998. – С.66


Информация о работе Особенности конкурентных отношений в РК