Особенности конкурентных отношений в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:37, реферат

Описание работы

1. Объективные законы конкуренции и их действия в эпоху социализма
2. Сообщества компаний в период трансформации
3. Перспективы развития конкурентных компаний

Работа содержит 1 файл

конкурентные отношения.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

 

Тема: «Особенности конкурентных отношений в РК»

 

Содержание

 

1. Объективные  законы конкуренции и их действия  в эпоху социализма

2. Сообщества  компаний в период трансформации 

3. Перспективы  развития конкурентных компаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объективные законы конкуренции и их действия в эпоху социализма

 

Совершенния конкуренция. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,

Здесь цена определяется свободной игрой  спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные продавцы, и придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне он не может, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В тоже самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь  сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:

• большое  количество мелких продавцов и покупателей,

• продаваемый  продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

• невозможность  контроля над ценой и объемом  купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

• полная свобода «входа» на рынок и  «ухода».

 

Обозначения. P — цена, Q — количества товара, E — точка равновесия.

Рис.1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции1

Рис. 1 иллюстрирует, что при совершенной конкуренции  предложение поддерживается на равновесном  уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию, безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.

В реальной экономической действительности рынок  совершенной конкуренции не существует. Но все - таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.

  «Совершенным конкурентом» является  тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.

 

Несовершенная конкуренция. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Многие  рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

Фирма является «несовершенной» до тех  пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.

На «совершенно конкурентном» рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы увеличить свою прибыль, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

Однако  на «несовершенно конкурентных»  рынках индивидуальные продавцы могут  влиять на цену. Прикидывая, как им увеличить прибыль, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на «совершенно конкурентных» рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы  оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Насколько несовершенной  может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является единственным производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей сколько - нибудь близкий заменитель его продукции.

 

Виды несовершенной конкуренции.

М о н о п о  л и я. Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Например до начала 80-х годов компания «Объединенные прииски Де Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире, В качестве других примеров можно привести монополию «Полароид» на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в уединенном маленьком городе и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения.

В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком. Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких соперников.

Поскольку монополист является единственным поставщиком  некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

Продавец  обладает монопольной властью (или  властью над рынком), если он может  повышать цену на свою продукцию путем  ограничения своего собственного объема  выпуска.

В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождению, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия  может иметь значительный приток прибыли.

М о н о п о л и с  т и ч е с к а я  к  о н к у р е н ц и  я. Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны черты  и монополии,  и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели считают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.

Рынок характеризуется дифференциацией  продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих  продавцов как близкие, но не полностью  взаимозаменяемые.

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистической конкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.

О л и г о п о л и  я. Олигополия подразумевает наличие нескольких продавцов. Олигополистический рынок - это такой рынок, на которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность и отрасль по производству крупяных изделий для завтрака являются  олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков.

Если  дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекламе продукции.

Олигополия  занимает промежуточное положение  между монополией и конкуренцией и в другом аспекте. В условиях когда конкуренция является совершенной, барьеры вхождения в рынок отсутствуют, а монополия не оставляет возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существует некоторые барьеры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры, тем белее вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сообщества компаний в период трансформации

 

В настоящее время эффективная  конкуренция на рынках развивается  в большинстве отраслей не сама по себе, а благодаря целенаправленной государственной политике. Эффективное  проведение конкурентной политики предполагает разработку специального законодательства в этой области, совершенствование институциональных структур и правоприменительной практики.

Политика содействия конкуренции  и антимонопольное регулирование  экономических процессов вошли  в число приоритетных направлений  экономического развития Казахстана. Защита и пропаганда конкуренции невозможны, если общество недостаточно осведомлено о ее преимуществах и тех выгодах, которые в ней заключаются.

В последние годы факты  концентрации экономической власти и формирование крупных вертикально интегрированных структур, а также согласованных действий компаний на рынке, недобросовестной конкуренции и извлечение монопольных выгод стали носить устойчивый характер. Это обусловлено, как нарастанием конкурентной борьбы, так и отсутствием у субъектов рыночных отношений знаний в этой сфере. 
      Пропаганда конкуренции и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил - важнейшие элементы антимонопольной политики, основная цель которых обеспечить равные правовые возможности на конкурентном поле всем субъектам рынка. 
      Если государство ставит перед собой цель стать полноценным партнером в мировой экономике, необходимо, в первую очередь, развивать конкурентоспособность национальной продукции. Без современной антимонопольной системы данную задачу решить практически невозможно. 
      Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в последних выступлениях поставлена задача по вхождению Казахстана в число пятидесяти конкурентоспособных стран мира. Одним из приоритетов в данной деятельности отмечено развитие конкуренции, как основного двигателя рыночной экономики; поставлены задачи по совершенствованию антимонопольного законодательства, которое должно отвечать требованиям международного конкурентного права. 
      Для развития внутренней конкуренции республики, необходимы не только усиление антимонопольного законодательства и инструментов его применения, но и сильный антимонопольный орган.

В настоящее время в  республике таким органом является Комитет по защите конкуренции в  структуре Министерства индустрии  и торговли Республики Казахстан, задачей  которого является развитие конкуренции  на товарных рынках республики посредством:

пресечения недобросовестной конкуренции;

контроля за антиконкурентными действиями;

контроля за недопущением злоупотребления доминирующим (монопольным) положением на товарном рынке;

контроля за недопущением установления монополистом монопольно высоких или низких цен;

контроля за экономической концентрацией.

Антимонопольный орган создан по поручению Главы  государства в конце 2004 года в  результате разделения функции по тарифному  регулированию естественной монополии  от функции по защите конкуренции. Вновь, как и при первоначальном создании антимонопольных органов республики, функция по защите конкуренции институционально стала независимой от тарифного регулирования естественной монополии, что соответствует международным стандартам. Данное разделение и независимость антимонопольного органа от тарифного регулирования характерно для большинства развитых стран мира. Более того, одной из основных функций антимонопольных органов зарубежных стран является контроль за деятельностью тарифного и отраслевого регуляторов с целью недопущения последними своими действиями ограничения конкуренции и утверждения монополистам необоснованного тарифа.

Информация о работе Особенности конкурентных отношений в РК