Особенности экологического менеджмента нефтегазодобывающих предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение экологического менеджмента обеспечивает положительный имидж предприятия, служит своего рода пропуском на европейский рынок, позволяет снизить экологические риски и штрафные санкции, позволяет расширить позиции предприятия на международных товарных рынках и привлечь внимания инвесторов.

Содержание

Введение
Раздел 1. Особенности экологического менеджмента нефтегазодобывающих предприятий.
1.1 Понятие экологического менеджмента
1.2 Задачи и функции экологического менеджмента нефтегазодобывающих предприятий
1.3 Экологическая политика предприятия
Раздел 2. Общая характеристика деятельности предприятия
2.1 Организационная структура предприятия
2.2 Основные показатели хозяйственной деятельности
2.3 Система управления охраной окружающей природной среды на предприятии
Раздел 3. Особенности экологического законодательства Украины.
3.1. Структура законодательства
3.2. Характеристика экологического законодательства и его отдельных ветвей.
3.3. Сравнение экологического законодательства Украины с действующим в ЕС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

· Порядок  государственного учета месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых (1995 г.)

· Положение  о порядке осуществления государственного горного надзора (1995 г.)

· Порядок  предоставления специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами (1995 г., изм. и доп. 1999 г.)

· Положение  о государственном геологическом  контроле (1994 г.)

· О платежах за пользование недрами (1996 г.)

· Об утверждении  Классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых государственного фонда недр (1997 г.)

Фауна

Отношения в области охраны, использования  и воспроизводства животного  мира на территории Украины (исключая домашних животных) регулируются Законом Украины «О животном мире» (1993 г., изм. и доп. 1996 г.) и другими актами законодательства. Их цель - сохранение и улучшение среды пребывания диких животных, обеспечения условий постоянного существования всего видового и популяционного разнообразия животных в состоянии естественной свободы, неволи или в полусвободных условиях.

Закон дает определение объектов животного  мира, относящихся к природным  ресурсам общегосударственного значения. Субъектом права общегосударственной собственности на животный мир является государство в лице Верховной Рады Украины. Закон устанавливает право коллективной и частной собственности на отдельные объекты животного мира. В нем сформулированы основные требования и принципы охраны, рационального использования и воспроизводства животного мира, права и обязанности граждан в этой области.

В законе закреплены формы и виды использования  объектов животного мира, обязанности  пользователей.

Специальные разделы закона посвящены вопросам обеспечения охраны животного мира, его мониторингу, государственному учету, кадастру и контролю.

В законе перечислены виды нарушений законодательства, которые влекут за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

С целью обеспечения имплементации фаунистического законодательства принят ряд подзаконных актов.

Кабинет Министров Украины утвердил:

· Положение  о порядке ведения государственного кадастра животного мира (1994 г.)

· Положение  об охотничьем хозяйстве и порядок ведения охоты (1996 г., изм. и доп. 1997г.)

· Временный  порядок ведения рыбного хозяйства  и рыбной ловли (1996 г.)

· Порядок  внесения платы и нормативы платы  за специальное использование диких  животных, рыбных и других водных живых  ресурсов (1996 г.)

· Другие нормативные документы, в том числе относящиеся к экономическому регулированию (таксы, размеры компенсации за причиненный ущерб)

Разработаны соответствующие инструкции для  органов управления и природопользователей.

Атмосферный воздух

Правовые  и организационные основы и экологические требования в области охраны атмосферного воздуха определяет Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» (1992г., изм. 2001 г.).

Закон направлен на сохранение и восстановление природного состояния атмосферного воздуха, создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного влияния атмосферного воздуха на здоровье людей и окружающую природную среду.

Закон регламентирует вопросы стандартизации и нормирования в области охраны атмосферного воздуха, меры по его охране (регулирование выбросов, организационно-экономические меры, требования к проектированию, строительству и реконструкции предприятий и др.). В нем рассмотрены вопросы контроля, учета и мониторинга, а также перечислены виды правонарушений, влекущие за собой ответственность в соответствии с законом.

С целью  имплементации этого закона принят ряд подзаконных актов.

Кабинет Министров Украины утвердил:

· Положение  о порядке установления уровней  вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух (1993 г.)

· Положение  о порядке выдачи разрешений на выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух стационарными источниками (1995 г.)

· Положение  о порядке осуществления государственного учета в области охраны атмосферного воздуха (1993 г.)

· Порядок  организации и проведения мониторинга  в области охраны атмосферного воздуха (1999 г.)

Сразу же были разработаны соответствующие  инструкции для органов управления и природопользователей, в том  числе о лимитах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о нормативах предельно допустимых выбросов, об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии. Однако уже в 2001 г. было признано необходимым внести изменения и дополнения как в Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха», так и в подзаконные акты.

В соответствии с Законом Украины от 21.06.2001 г. о внесении изменений к Закону Украины «Об охране атмосферного воздуха» в настоящее время Минэкоресурсов разрабатывает пакет новых подзаконных нормативных документов, в том числе порядок и методику нормирования выбросов от стационарных источников загрязнения. В основу методики будет положено установление норм выбросов веществ на единицу продукции, аналогично тому, как это делают в США.

Действие  старых нормативно-технических документов в связи с этим приостанавливается.

Территории  и объекты особой охраны

Законодательство  Украины о природных территориях  и объектах особой охраны (природоохранное  законодательство) включает Законы Украины  «О природно-заповедном фонде Украины» (1992 г.) и «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» (1995 г.), Положение о Красной книге Украины (1992 г.), другие акты законодательства.

Эти акты определяют правовые основы природоохранной  деятельности на территориях (акваториях), подлежащих особой охране. В них регламентированы вопросы классификации, форм собственности, видов использования, управления, природоохранных требований, ответственности за нарушение законодательства.

Экологическая безопасность

В этом разделе условно объединены та акты законодательства, которые не вошли  в приведенные выше разделы, и  прежде всего, относящиеся к химической и ядерной безопасности, а также  к отходам. Основными правовыми  актами являются Законы Украины: «О статусе  и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (1991 г.), «О пестицидах и агрохимикатах» (1995 г.), «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (1995 г.), « Об обращении с радиоактивными отходами» (1995 г.), «О гражданской обороне» (1993 г.), «О чрезвычайном состоянии» (1992 г.), «О защите человека от воздействия ионизирующих излучений» (1998г.), «Об отходах» (1998 г.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Сравнение экологического  законодательства  Украины с действующим  в ЕС

Сравнительный анализ массивов правовых документов ЕС и Украины в области регламентации  использование и охраны естественных ресурсов представляет собой сложную  и трудоемкую задачу. Процесс приближения  национального законодательства к  действующему в ЕС предусматривает проведение тщательного сравнительного анализа всех без исключения статей директив (Directives), которые входят в “acquis”, со статьями национального экологического законодательства и внесения к нему соответствующих изменений и дополнений, а также выполнение подготовительных работ для обеспечения имплементации регуляций (Regulations). То есть за основу следует брать перечень конкретных директив и регуляций, что входят в состав “acquis”. При этом необходимо проанализировать уровень их актуальности для Украины на данное время и дать предложения относительно перенесения положений менее важных актов на более отдаленное время. Работа относительно гармонизации экологического законодательства Украины может проводиться в соответствии с программой, проект которой уже разработан. Также нужно указать, что Указом Президента Украины от 30 августа 2000 года с целью обеспечения вхождения Украины в европейское правовое пространство, гармонизации законодательства Украины с нормами и стандартами Европейского Союза, создан Национальный совет по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Именно этот совет будет определять приоритетные направления адаптации законодательства, осуществлять ее мониторинг, анализ и согласование проектов законов и других нормативно-правовых актов.

Учитывая  то, что существует большое разнообразие географических, исторических, политических, социально-экономических, национальных и культурных особенностей разных стран, что наложило свой отпечаток на структуру и содержание документов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды в ЕС, пока еще нет возможности предоставить действующие в ЕС и Украине правовые системы в едином формате, который систематизировал бы все известные правовые нормы. 

- Объем экологического законодательства

Принято более 300 законодательных актов, из которых первоочередному обязательному  перенесению в национальное законодательство подлежат 86 директив, относительно же 33 регуляций должны быть подготовлены условия относительно их дальнейшей имплементации. 

Принято около 80 актов законодательства (законов  Украины, постановлений Верховной  Рады Украины), которые лишь частично охватывают вопросы, входящие в объем  экологического законодательства ЕС. Объем любого из законов Украины в средним существенным образом не отличается от законов ЕС 

Характеризуя  ассортиментное, структурное и содержательное соответствие украинского экологического законодательства принятому в ЕС, следует заметить, что ни по одному из этих компонентов сколько-нибудь близкого соответствия не прослеживается.

Количество  законодательных актов в ЕС почти  в 4 раза превышает их количество в  Украине. И вдобавок к объему многих из таких актов в ЕС входит большое  количество приложений, соблюдение требований которых есть обязательным.

В законодательстве ЕС раздела относительно земель не существует. Экологическое регулирование  земельных отношений в ЕС осуществляется на уровне национальных законодательств  и к сфере межгосударственного  регулирования. 

Структуры экологического законодательства Украины и ЕС существенно не совпадают. Их сравнение указывает на определенные недостатки структуры украинского законодательства. В нем отсутствуют разделы: управление отходами, контроль промышленного загрязнения и управление риском, химические вещества и генетически модифицированные организмы, шум от машин и механизмов, которые существуют в структуре законодательства ЕС.

Следует признать, что структура законодательства ЕС более приемлема для классификации  законодательных актов, чем структура законодательства Украины.

Задачи  формирования нового экологического законодательства Украины

Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления  государственной экологической  политики.

Стоит задача целенаправленного формирования нового экологического законодательства, а не его косметического совершенствования. По двум причинам:

1) принципиально  новые для Украины политические, экономические и правовые условия  (к которым мы еще далеко  не готовы)

2) чрезвычайно  слабое развитие экологического законодательства в предшествующий советский период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Подведем  итоги того, что мы уже имеем, соединив все только что сказанное в  одно понятие. Получим, что экологический  менеджмент - это что-то такое, в котором кто-то, кто по каким-то законам чем-то управляет при этом все со всем как-то связано в какие-то мудрые узлы. А многозначительное слово "менеджмент" употреблено лишь как дань моде на все американское, чтобы подчеркнуть, что описываемая деятельность пришла из-за границы, но уже звучит многообещающе и по первому впечатлению должна быть чрезвычайно перспективна.

Тогда экологический менеджмент , включая  в себя все смысловые значения понятия management, приобретает четкую направленность: мы здесь существуем не просто так, а имеем дело с окружающей средой. Но экологический менеджмент - это не управление окружающей средой. Окружающая среда - это вода, земля, воздух, звери, птицы - мы в ней живем, питаемся, дышим и вообще много чем занимаемся.

Тогда Экологический менеджмент - комплексная  разносторонняя деятельность, направленная на реализацию экологических целей, проектов и программ.

Это не глобальные свершения, а совокупность малых дел, занимаясь каждым из которых, нельзя забывать о том, что ты воздействуешь на окружающую среду. И не просто не забывать, а свести свое воздействие к нулю.

В нашей  стране существует ряд специфических  и очень серьезных проблем, касающихся положения дел в украинском менеджменте. Эти проблемы взаимосвязаны и  отражаются как на экономических показателях, так и на экологических аспектах работы предприятий.

Информация о работе Особенности экологического менеджмента нефтегазодобывающих предприятий