Особенности экологического менеджмента нефтегазодобывающих предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение экологического менеджмента обеспечивает положительный имидж предприятия, служит своего рода пропуском на европейский рынок, позволяет снизить экологические риски и штрафные санкции, позволяет расширить позиции предприятия на международных товарных рынках и привлечь внимания инвесторов.

Содержание

Введение
Раздел 1. Особенности экологического менеджмента нефтегазодобывающих предприятий.
1.1 Понятие экологического менеджмента
1.2 Задачи и функции экологического менеджмента нефтегазодобывающих предприятий
1.3 Экологическая политика предприятия
Раздел 2. Общая характеристика деятельности предприятия
2.1 Организационная структура предприятия
2.2 Основные показатели хозяйственной деятельности
2.3 Система управления охраной окружающей природной среды на предприятии
Раздел 3. Особенности экологического законодательства Украины.
3.1. Структура законодательства
3.2. Характеристика экологического законодательства и его отдельных ветвей.
3.3. Сравнение экологического законодательства Украины с действующим в ЕС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

ОАО "НОВАТЭК" стремится осуществлять свою деятельность в полном соответствии с национальным законодательством и международными стандартами в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, путем снижения негативного воздействия на окружающую среду и эффективного энергопотребления.

В рамках реализации экологической политики, утвержденной в Компании, ОАО "НОВАТЭК" не осуществляет деятельность на территориях и акваториях, относящихся к государственным природным заповедникам, национальным природным паркам, заказникам, памятникам природы, биосферным резерватам ЮНЕСКО и Рамсарским водно-болотным угодьям.

Развитие энергетической отрасли, общемировой рост энергопотребления и повышенное внимание общественности к проблеме изменения климата создают быстро растущие рынки для низкоуглеводородных источников энергии, участие в которых ОАО "НОВАТЭК" рассматривает как важную часть своей бизнес-стратегии. Так, в 2009 году "НОВАТЭК" одним из первых участвовал в Проекте по раскрытию информации о выбросах углекислого газа (Carbon Disclosure Project). Данный проект является международным инвестиционным партнерством, тесно сотрудничающим с Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative), целью которого является упрощение диалога между акционерами и корпорациями посредством предоставления качественной информации по производственной деятельности и энергоэффективности производства.

ОАО "НОВАТЭК" активно внедряет в свое производство источники альтернативной энергии: ветрогенераторы и солнечные  панели для конденсатопровода от Юрхаровского месторождения до Пуровского ЗПК. Реализация данного проекта  позволила отказаться от строительства линии электропередачи для обслуживания системы телемеханики длиной 300 км, что существенно снизило негативное воздействие на хрупкие экосистемы Севера.

В 2009 году добывающие и перерабатывающие предприятия "НОВАТЭКа" успешно прошли надзорные и ресертификационные аудиты систем менеджмента в области охраны окружающей среды в соответствии со стандартом ISO14001: 2004. По результатам аудитов системы экологического менеджмента рекомендованы к продлению сертификации.

В целях  повышения квалификации и освоения новых методов решения профессиональных задач в сфере экологической  безопасности в 2009 году 105 специалистов и руководителей Компании прошли подготовку и аттестацию в области  обеспечения экологической безопасности.

Достижения  ОАО "НОВАТЭКа"в области охраны окружающей среды, промышленной экологии и энергоэффективности получили высокую оценку общественности. В  конце 2009 года сотрудники экологической  службы Компании были удостоены звания "Эколог года Европы", ежегодно присуждаемого Европейским научным обществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 3. Особенности экологического законодательства Украины

3.1. Структура законодательства

Структура экологического законодательства Украины  имеет следующий вид:

· Общие  положения и принципы.

· Земельное  законодательство.

· Водное законодательство.

· Лесное законодательство.

· Горное законодательство.

· Фаунистическое законодательство.

· Законодательство об охране и использовании атмосферного воздуха.

· Законодательство о природных территориях и объектах особой охраны.

· Законодательство об экологической безопасности.

Основные  нормы экологического законодательства закреплены в принятой в 1996 г. Конституции  Украины.

Из 159 статей Конституции Украины 15 статей имеют  прямое или опосредованное отношение к охране природы, экологической безопасности и природопользованию. Это статьи 3, 13, 14, 16, 49, 50, 66, 85, 92, 106, 116, 119, 132, 138, 142. В них закреплены основные экологические права и обязанности граждан, сформулированы полномочия законодательной и исполнительной ветвей государственного управления. Таким образом, в Украине впервые создан надежный фундамент для возведения на нем всей системы экологического законодательства. И хотя нормы Конституции сформулированы в весьма общих терминах: обеспечение экологической безопасности, поддержание экологического равновесия, не причинение вреда природе, вместе с тем ясно, что достижение этих целей возможно прежде всего путем предотвращения или минимизации любых негативных воздействий человека на окружающую природную среду, создающих экологический риск.

Иерархию  нормативно-правовых актов можно  представить в таком виде:

1. Международные  конвенции и соглашения, принятые  Верховной Радой Украины (всего  48 конвенций, см. приложение).

2. Законы  Украины.

3. Подзаконные акты Верховной Рады Украины.

4. Указы  Президента Украины.

5. Нормативно-правовые  акты Кабинета Министров Украины.

6. Общеобязательные  акты Министерства экологии и  природных ресурсов, других министерств  и ведомств.

7. Ведомственные  акты органов государственного управления.

Регулирование экологических правоотношений обеспечивается также эколого-правовыми нормами  других отраслей законодательства: гражданского, административного, уголовного и др. Они, в частности, определяют основания  и особенности привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной, имущественной и уголовной ответственности за экологические правонарушения в зависимости от вины, экологического риска, степени общественной и экологической опасности действий физических и юридических лиц. 
 
 

3.2. Характеристика экологического  законодательства  и его отдельных  ветвей

Земля

Основным  правовым документом, регулирующим земельные  отношения, является Земельный кодекс Украины (1990 г., изм. 1992 г.). Его цель - создание условий для рационального использования и охраны земель, равноправного развития всех форм собственности на землю и хозяйствования, сохранения и воспроизводства плодородия земель, улучшения природной среды, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на землю.

С экологическим  законодательством связаны отдельные  разделы законов «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» (1992 г.), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1993 г.), «О транспорте» (1994 г.).

Имплементация земельного законодательства обеспечивается большим массивом подзаконных актов (около 40). Среди них в 1993 г. Кабинетом Министров Украины утверждены положения о земельном кадастре и мониторинге земель.

Вода

Водные  отношения в Украине регулируются Водным кодексом (1995 г.) и другими  актами законодательства. Их цель - обеспечить сохранение, научно обоснованное, рациональное использование вод, воспроизводство водных ресурсов, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение вредных действий вод и ликвидацию их последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охрану прав водопользователей.

Кодекс  устанавливает, что воды (водные объекты) являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются  только в пользование.

В Водном кодексе определена компетенция  законодательных и исполнительных органов власти в области регулирования водных отношений и участие в этом граждан и их объединений. В нем регулируются вопросы стандартизации и нормирования, а также все вопросы водопользования и охраны вод. Здесь такие определены основные положения контроля, мониторинга и учета вод, а также экономического регулирования водопользования. Детализация этих положений осуществлена в подзаконных актах о внедрении биотестирования в систему контроля качества вод (1992 г.), о порядке осуществления государственного мониторинга вод (1996 г.), о порядке исчисления сбора за специальное использование водных ресурсов (т.е. за забор воды из водных объектов и сброс в них возвратной воды) и за использование вод для нужд гидроэнергетики и водного транспорта (1999 г.). Кабинет Министров также утвердил порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимого сброса в водные объекты загрязняющих веществ и перечень нормируемых веществ (1996 г.), а также Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения (1996 г.) и Правила охраны поверхностных вод от загрязнения возвратными водами (1999г.).

Леса

Лесные  отношения в Украине регулируются Лесным Кодексом (1994 г.) и другими  актами законодательства. Их цель - обеспечить повышение продуктивности, охраны и воспроизводства лесов, усиление их полезных свойств, удовлетворение нужд общества в лесных ресурсах на основе их научно обоснованного рационального использования.

Кодекс  устанавливает, что все леса являются собственностью государства. Земельные участки лесного фонда могут предоставляться в пользование. Он определяет компетенцию законодательных и исполнительных органов власти в области регулирования лесных отношений и участие в этом граждан и их объединений, а также права и обязанности лесопользователей.

Кодекс  регламентирует вопросы организации  лесного хозяйства, использования  лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда, воспроизводства  лесов и повышения их продуктивности, охраны лесов и их защиты от вредителей и болезней. В нем предусмотрено взимание сбора за использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, а также определены меры экономического стимулирования охраны, рационального использования и воспроизводства лесов. Специальный раздел кодекса посвящен лесоупорядочению, государственному лесному кадастру. В кодексе регламентированы порядок рассмотрения споров и вопросы ответственности за нарушение лесного законодательства.

К числу  основных подзаконных актов, обеспечивающих имплементацию Лесного кодекса, можно отнести: санитарные правила в лесах Украины, правила рубок в лесах, их восстановления и лесоразведения, порядок ведения государственного учета лесов и лесного кадастра, порядок регулирования использования лесов (таксы на древесину, таксы для исчисления размера ущерба, порядок выдачи разрешений на специальное использование лесных ресурсов).

Недра

Горные  отношения в Украине регулируются Кодексом Украины в недрах (1994 г.), Горным законом Украины (1999 г.) и другими актами законодательства. Их цель -- обеспечение рационального, комплексного использования недр для удовлетворения нужд в минеральном сырье и других нужд общественного производства, охраны недр, гарантирования безопасности людей, имущества и окружающей природной среды при пользовании недрами, а также охраны прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Кодекс  устанавливает, что недра являются исключительно собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Он определяет компетенцию законодательных и исполнительных органов власти в области регулирования горных отношений и предусматривает участие граждан и их объединений в осуществлении мер по рациональному использованию и охране недр. Кодекс регулирует вопросы предоставления недр в использование (в т. ч. лицензирование), определяет права и обязанности пользователей недрами, устанавливает порядок платы за пользование недрами. В нем имеются разделы, посвященные геологическому изучению недр, их государственному учету, проектированию, строительству и эксплуатации горнодобывающих и других объектов, а также вопросам охраны недр, государственного контроля и надзора за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной. В кодексе регламентирован порядок рассмотрения споров и определены виды нарушений законодательства о недрах.

К числу  основных подзаконных актов, обеспечивающих имплементацию горного законодательства, можно отнести такие документы, утвержденные Кабинетом Министров  Украины:

· Перечень полезных ископаемых (1994 г.)

· О  платежах за пользование недрами (1996 г.)

· Об утверждении  базовых нормативов платы и порядка  ее внесения (1997 г.)

· Положение  о порядке предоставления горных отводов (1995 г.)

Информация о работе Особенности экологического менеджмента нефтегазодобывающих предприятий