Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:21, реферат
На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда (как основной компонент мотивационной сферы компании), побуждающую каждого конкретного работника (рабочего, техника, инженера, менеджера) работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятия мотивации……………………..………………………..5
2. Система мотивации персонала………………………………………………...9
3. Особенности и различия типов мотивации персонала в организации…………………………………………..………………………..12
4. Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран……….……………………..18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Содержание понятия мотивации……………………..………………………..
2. Система мотивации персонала………………………………………………...
3. Особенности и различия типов мотивации персонала в организации…………………………………………..…
4. Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран……….……………………..18
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда (как основной компонент мотивационной сферы компании), побуждающую каждого конкретного работника (рабочего, техника, инженера, менеджера) работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели.
Разработка системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой за дачей кадровой службы.
Для каждой категории сотрудников применима своя система мотивации, так как, во-первых, сотрудник в каждой категории выполняет работу разного рода сложности, ответственности и значимости и, во-вторых, уровень общего развития также отличается, что ведет к отличным системам приоритетов для каждой категории, а также отдельного сотрудника. В приоритетах оказываются вопросы первой необходимости, имеющие наибольшую значимость для сотрудника. Так, для продавцов это может быть заработная плата и признание в коллективе, для менеджеров возможность карьерного роста и востребованности, а для управляющего персонала влиятельность и стремление к достижению сложных задач. Таким образом, чем выше мы поднимаемся по служебным ступеням иерархической системы, тем боле сложными становятся ожидания сотрудника от деятельности и требования к работе.
Также существуют значительные различия между мотивацией персонала в России и мотивацией работников в других странах.
Целью данной работы является выявление особенностей и различий типов мотивации персонала в организации, а также рассмотрение отличительных особенностей систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран.
1. Содержание понятия мотивации
Ценность любой организации — прежде всего, люди работающие в ней – это утверждение было давно доказано на практике. И правда, эффективная деятельность специалистов может способствовать процветанию предприятия и реализации, стоящих перед компанией, каких-либо целей. Мотивация персонала на предприятии, мотивация труда персонала – является ключевым направлений кадровой политики любого предприятия.
Мотивация – процесс побуждения сотрудников к достижению личных целей или целей организации.
Мотивация персонала — один из важнейших и трудно изменяемых факторов, который следует учитывать при приеме на работу и при последующем построении системы ситуационного руководства.
В реальной жизни один и тот же фактор (в зависимости от того, как именно его преподнесут) можно использовать для удовлетворения различных потребностей человека.
Мотивы, потребности и ценности индивидуальны. Они не бывают абсолютно идентичными для отдельной социальной группы или для всех сотрудников организации, поэтому важно уметь определять и использовать личностные мотивы, потребности реального или будущего сотрудника.
Многие руководители склонны приписывать своим работникам собственную мотивацию (данную модель поведения называют проекцией). Это приводит к огромному количеству ошибок в управлении. Однако избежать подобной ситуации можно. В первую очередь необходимо правильно оценить будущего сотрудника и его мотивации в ходе интервью.
В течение жизни мотивы могут меняться как под влиянием внешних, объективных факторов, так и в связи с развитием и изменением личности. Это означает, что диагностику мотивации необходимо периодически проводить заново.
Мотиваторы — факторы, которые повышают эффективность работы человека и (или) его удовлетворенность за счет того, что соответствует его внутренним потребностям и мотивам, которые в настоящий момент частично или полностью не удовлетворены и требуют удовлетворения.
Для большинства людей характерна мотивация, основанная на нескольких мотиваторах, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку.
Все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников - значит затронуть их важные интересы, потребности в чем- либо. Нарушения в мотивации могут иметь несколько причин, которые коренятся в межличностных конфликтах между сотрудниками.
Создание и поддержание мотивации является достаточно сложным делом, так как действующие мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени.
Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий, причем структура мотивации характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи). В первом случае мотив именуют “внутренним”, ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, завершению работы, познанию и т.д. В ином случае, мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются извне. Такой мотив можно назвать “внешним”. Здесь в этом качестве выступают процессом мотивирования оплата, распоряжение, правила поведения и другое.
Наиболее элементарная модель процесса мотивации имеет всего три элемента:
1. потребности, которые представляют собой желания, стремления к определенным результатам. Люди испытывают потребность в таких вещах как одежда, дом, личная машина и т.д. Но также в таких “неосязаемых” вещах как чувство уважения, возможность личного профессионального роста и т.д.
2. целенаправленное поведение - стремясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения. Работа в компании – один из способов целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность - еще один тип целенаправленного поведения, устремленного на удовлетворение потребностей в признании.
3. удовлетворение потребностей - понятие “удовлетворение потребностей” отражает позитивное чувство облегчения и комфортного состояния, которое ощущает человек, когда его желание реализуется.
Рис 1. Схема мотивационного процесса
2. Система мотивации персонала.
Качественно выстроенная система мотивации является важным элементом системы управления персоналом, особенно для быстрорастущих и динамично развивающихся компаний.
Система мотивации персонала в современной интерпретации – это совокупность систем нематериального и материального стимулирования сотрудников.
Система мотивации персонала включает в себя:
Систему прямой материальной мотивации (система оплаты труда);
Систему косвенной материальной мотивации (соцпакет);
Систему нематериальной мотивации.
Система прямой материальной мотивации – это материальное вознаграждение работника, состоящее из базового оклада и премиальных.
Базовый оклад – это постоянная часть заработной платы работника.
Премиальные – это переменная часть заработной платы сотрудника, которая может быть пересмотрена.
Таким образом, система прямой материальной мотивации фактически есть ни что иное, как система оплаты труда.
Эффективная система оплаты труда базируется на компромиссе между работодателем и работником:
Со стороны работника: размер заработной платы должен превышать объем денежных средств, необходимых для восстановления затраченных сил на выполнение своей работы (на удовлетворение индивидуальных потребностей). Если заработная плата недостаточна для обеспечения его индивидуальных потребностей и поддержания жизнедеятельности, то негатив и неудовлетворенность в работе у специалиста будут усиливаться, что незамедлительно отразится на результатах его работы.
Со стороны работодателя: размер заработной платы сотрудника должен соотноситься с результатами его труда.
Система косвенной материальной мотивации - это так называемый компенсационный пакет (соцпакет), предоставляемый работнику.
Компенсационный пакет (соцпакет) – это бенефиты, предоставляемые сотруднику компании в зависимости от уровня его должности, профессионализма, авторитета и т.п.
Обязательные бенефиты (регламентируются трудовым законодательством):
Оплата больничных листов;
Оплата ежегодных отпусков;
Обязательное медицинское страхование;
Отчисления на обязательно пенсионное страхование.
Эффективная система бенефитов, наряду с грамотно выстроенной системой материальной мотивации, позволит динамично развивающимся компаниям обеспечивать себя специалистами высокого уровня квалификации и иметь значительное конкурентное преимущество перед другими работодателями.
Система нематериальной мотивации - это совокупность внешних стимулов немонетарного характера, которые используются в компании для поощрения эффективного труда сотрудников.
Примерами нематериальной мотивации могут служить следующие стимулы:
Традиционные методы нематериального стимулирования:
Обеспечение карьерного роста сотрудников (движение по карьерной лестнице «вверх», с повышением занимаемого статуса) ;
Гибкий график рабочего времени (проектная система работы);
Приоритет при планировании отпуска сотрудников компании;
Регулярная «горизонтальная» ротация кадров;
Упоминание имени сотрудника в реализованном им проекте / услуге / продукте;
Предоставление места для парковки автомобиля;
Приоритеты в получении нового оборудования, техники, мебели и т.п.
Устная и / или письменная благодарность за эффективную работу / реализованный проект;
Проведение профессиональных конкурсов среди сотрудников, с награждением дипломами;
Выпуск внутрифирменной газеты с описанием результатов работы и размещением в ней фотографий лучших сотрудников и информационных заметок о них;
Размещение рекомендательных писем клиентов на специальном информационном стенде компании, где все сотрудники имеют возможность их видеть;
Издание буклетов о компании с размещением фотографий лучших сотрудников компании;
Награждение увольняющихся сотрудников дипломами «за вклад в развитие фирмы», поддержание дружественных отношений после перехода сотрудников на другую работу;
Проведение корпоративных праздников.
Нетрадиционные способы нематериального стимулирования (в отечественной практике используются довольно редко):
Предоставление работникам дополнительных дней отдыха (к примеру, более раннее начало отпуска за эффективно реализованный проект и т.п.) ;
Подарки сотрудникам компании на различные праздники, исходя из их интересов и увлечений и т.п.
3. Особенности и различия типов мотивации персонала в организациях.
Как правило, в торговых организациях существует несколько категорий сотрудников:
Основной персонал – сотрудники, непосредственно участвующие в продвижении товара / услуги (продавцы – консультанты, менеджеры продаж).
Обслуживающий персонал - обеспечивает бесперебойное функционирование всех бизнес-процессов.
Управленческий состав.
Информация о работе Особенности и различия типов мотивации персонала в организации