Особенности формирования рыночной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):
крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;
длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

Содержание

Введение.
Особенности формирования рыночной экономики в России.
Сущность менеджмента.
Содержание понятия «менеджмент».
Цели и задачи менеджмента.
Характерные черты и стадии менеджмента.
Менеджер и его функции.
Содержание понятий «предпринимательство», «бизнес».
Практическое задание.
Задача.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

менеджмент-реферат.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Top management - высшее звено управления, высшее руководство.

Middle management - среднее звено управления.

Lover management - низовое звено управления.

Менеджмент как организация  работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Предполагается, что управление персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы оно соответствовало потребностям сотрудников и позволяло активизировать их работу, повышать производительность труда и, следовательно, эффективность производства.

Менеджмент как система  управления, в которой фирма или ее подразделение выступают как управляемый объект. При изучении фирм как объектов управления первостепенное значение имеют взаимные связи между более мелкими объектами (подразделениями), из которых они состоят. Совокупность объектов, рассматриваемых как единое целое, называют системой.

Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта, так и извне, т. е. из внешней среды. Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды - рыночных условий и системы их регулирования.

Основной оценкой эффективности  и качества управления служит степень  достижения поставленных целей как  на текущий период, так и на средне- и долгосрочную перспективу.

Менеджмент как управление любой организацией: государственным учреждением, в армии, в церкви, в непредпринимательских корпорациях, т. е. независимо от целей их деятельности. В США хотя непредпринимательские корпорации и отвечают по своим обязательствам своим капиталом, однако цель их деятельности состоит не в получении прибыли, а в выполнении конкретно определенных функций (например, школы, больницы, библиотеки). И хотя ныне считается, что государственные и публичные организации должны использовать принципы и методы менеджмента, многие специалисты руководство такими организациями к менеджменту не относят.

Менеджмент как процесс  принятия управленческих решений

Любая ситуация, возникающая в процессе управления является задачей для  руководителя – менеджера и требует  от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается всех уровней управления. Управляемый объект (фирма или ее хозяйственно самостоятельные подразделения), как уже говорилось выше, имеет внешнюю среду - рыночные отношения, к состоянию которой он должен приспосабливаться на основе обратной связи. Всякое управленческое решение - это результат обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.

Управленческие решения принимаются  на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение конкретизируется для исполнителей и контроля за выполнением. Иначе говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос - как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.

Принятие решения - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Иерархия в системе управления решает проблемы передачи ответственности на более низкие уровни управления, централизации и децентрализации процесса принятия решений и самой организации управления.

Процесс функционирования системы  управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.

Каждый аспект подхода к менеджменту  как к системе упрнавлеия требует  ее изучения в статике и динамике; в рамках глобальной локальной деятельности; на текущий момент и на перспективу. А это отражается на формулировке целей, методов воздействия для их достижения, на организационной структуре управления, на функционировании фирмы как управляемого объекта.

5. Цели и задачи менеджмента

 

Конечная цель менеджмента состоит  в обеспечении прибыльности, или  доходности, в деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует  об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать  условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в  задачи менеджмента входит

• обеспечение автоматизации  производства и переход к использованию  работников, обладающих высокой квалификацией;

• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда  и установления более высокой  заработной платы;

• постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

• постоянный поиск и  освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в  менеджменте, относятся также

• определение конкретных целей развития фирмы;

• выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

• разработка стратегии  развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;

• выработка системы  мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные  периоды;

• определение необходимых  ресурсов и источников их обеспечения;

• установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента  по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов  производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

6. Характерные черты и стадии менеджмента

 

Характерные для менеджмента  черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.

Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения* поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент в зависимости  от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль.

• Стратегическое управление включает:

- выработку цели менеджмента;

- прогнозирование как  предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;

- перспективное планирование  как систему мер, необходимых  для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

• Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на:

- организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов; - руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.

• Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и  стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

 

Менеджмент  имеет свой собственный экономический  механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из трех стадий: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом.

 

Принципиальная  схема внутрифирменного управления

Принципы

Функции

Экономические методы

Централизация

Маркетинг

Коммерческий расчет

Децентрализация

Планирование

Внутрифирменный расчет

Сочетание централизации и децентрализации

Организация

Цены и механизм ценообразования

Ориентация на долгосрочные цели развития

Контроль

 

Демократизация: участие  работников в высшем звене управления

Мотивация

 

 

 

Принципиальная схема  управления производством

Инновационный менеджмент

Регулирование и обеспечение процесса производства

Обеспечение сбыта

Организационные структуры управления развитием производства

Проведение НИОКР

Планирование процесса производства, разработка ассортиментной политики

Разработка сбытовой политики

Функциональная

Научно-техническая политика

Повышение качества и конкурентоспособности продукции

 

Матричная структура

Разработка и внедрение  новой продукции

Технологическое обеспечение

Выбор каналов и методов сбыта

Линейно –функциональная

Организация научно-технической деятельности

Обеспечение производства материально-техническими ресурсами Повышение эффективности производства

Организация сбыта

Проблемно-целевое управление Программно-целевое управление


 

 

Принципиальная  схема управления персоналом

 

Разработка и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами

Социально-психологические аспекты управления

Принципы подбора и расстановки персонала

Условия найма и увольнения

Обучение и повышение квалификации

Оценка персонала и его деятельности

Формы оплаты труда

 

 

Пути повышения производительности труда

Поощрительные системы оплаты труда

Вовлечение работников в управление на низовом уровне

Рабочие бригады и их функции

Взаимоотношения в коллективе

Взаимоотношения с профсоюзами

Мотивация труда работников и творческая инициатива

Организационная культура фирмы

Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию

Информация о работе Особенности формирования рыночной экономики в России