Основы стратегического планирования

Автор: g**************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 18:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение принципов и методов стратегического планирования.
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
1. Изучение сущность стратегического планирования.
2. Рассмотрение принципов стратегического планирование.
3. Ознакомление с методами стратегического планирования.

Содержание

Введение
1 Сущность стратегического планирования
2 Принципы стратегического планирования
3 Методы стратегического планирования
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат Основы стратегического планирования.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по Образованию Российской федерации 

Министерство  образования Республики Таджикистан 

Российско-Таджикский (славянский) университет 

Экономический факультет 

Кафедра “Экономики и Менеджмент” 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 

     По  учебной дисциплине: Планирование на предприятии

Тема: «Основы стратегического планирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 3 курса

Отделения “Менеджмент” гр. Б

Очного  отделения

Авезов  Шахром 

Принял: Преподаватель

Нарзибеков  М.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Душанбе - 2011

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1 Сущность стратегического планирования

2 Принципы стратегического планирования

3 Методы стратегического планирования

Заключение

Литература 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Планирование  – важная функция управления, которая  приобретает особую актуальность в  условиях рыночной экономики.

      Планирование  предполагает разработку определенных норм, желаемых результатов деятельности организации, которых необходимо достичь.

      В свою очередь стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, как правило, имеют долгосрочный характер.

      В последнее время широко распространено такое понятие как стратегическое планирование, которое предполагает разработку планов стратегического  долгосрочного развития организации.

      Особенно  данный вопрос актуален в нашей стране, когда ее экономика находится  в стадии формирования. Многие организации  крайне неустойчивы, а значит им стратегическое планирование просто необходимо.

      Целью данной работы является изучение принципов и методов стратегического планирования.

      В соответствии с поставленной целью  решается ряд задач:

      1. Изучение сущность стратегического  планирования.

      2. Рассмотрение принципов стратегического  планирование.

      3. Ознакомление с методами стратегического планирования. 

 

       1 СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ 

      Планирование – процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана.1

      Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

      В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой. В основу разработки стратегического плана ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует.

      Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться  скорее с точки зрения перспективы  всей корпорации, а не конкретного  индивида. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п.

      Стратегическое  планирование заключается в определении  главных целей фирмы и конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей.

      Стратегическое  планирование может включать следующие  мероприятия2:

      1. Разработка новых возможностей  фирмы;

      2. Расширение производственной мощности;

      3. Изменение профиля фирмы – «диверсификация»

      4. Радикальное изменение технологий.

      Таким образом, стратегическое планирование служит для установления целей организации.

      Планирование  как функция управления представляет собой процесс.

      Процесс стратегического планирования состоит  из различных элементов (этапов), которые можно представить в виде модели (рис. 1). 

      Рисунок 1 – Модель стратегического планирования3 

      Существуют  различные виды стратегического  планирования.

      Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку  при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

      Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

      Краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или  месяцев. Оно нацелено на регулирование  текущего использования ресурсов и  реализуется через составление  календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.

      Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и  др.4

      Таким образом, стратегическое планирование является важной составляющей управления предприятием, которое основано на разработке долгосрочных целей и методов их достижения. В то же время на предприятии разрабатываются различные виды стратегических планов, которые должны быть взаимосвязаны между собой. 

      2 ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ 

      Стратегическое  планирование основано на ряде принципов.5

      Первый  принцип стратегического планирования: Стратегическое планирование в компании осуществляется по принципу «сверху вниз», то есть важнейшие направления корпоративной стратегии определяют целевые установки стратегических планов отделений.

      Второй  принцип стратегического планирования: Стратегии компании ставится в соответствие важнейшим ориентирам и целевым показателям ее развития.

      Третий  принцип стратегического планирования: Стратегические планы отделений  разрабатываются таким образом, чтобы они соответствовали корпоративной  стратегии компании, а их реализация была направлена на достижение целевых  показателей его развития.

      Четвертый принцип стратегического планирования: Стратегический план отделения является базой для разработки проекта бюджета отделения, который должен быть направлен на достижение определенных, на очередной год целей.

      Пятый принцип стратегического планирования: Регулярно проводится мониторинг хода выполнения корпоративной стратегии компании и стратегических планов отделений. На основании мониторинга может быть принято решение об уточнении тех ли иных аспектов стратегических документов.

      Таким образом, при разработке стратегии предприятие должно руководствоваться вышеуказанными принципами. 

      3 МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ 

      Методология стратегического планирования опирается  на четыре уровня знаний6:

      - общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория систем; теория организации; политология);

      - общенаучный уровень – который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.);

      - конкретная методология наук – образует совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);

      - методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.

      Методологической  базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и элементов более крупной системы, функционирование и развитие которой определяется экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа систем.

      Для каждой конкретной организации системы  более высокого порядка выступают  в виде определенной среды, состоящих  из хозяйственных и правительственных органов управления; рынка, отечественных и зарубежных конкурентов, средств информации и инфраструктуры.

      Стратегическое  планирование организациями основывается на следующих положениях7:

      1. Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей:

      а) Организации создаются для достижения определенных целей;

      б) Наличие определенных ресурсов и  их преобразование в материальные блага;

      в) Соизмерение затрат на производство и использование товара с результатами деятельности;

      г) Сложность внутренней среды организации;

      д) Многокритериальность задач управления;

      е) Большая динамичность протекающих  в системе процессов;

      ж) Необходимость управления организацией, для чего создается специальный  орган управления, имеющий определенную функцию и организационную структуру. Систему утвержденных норм контроля за их соблюдением.

      2. Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность организации, и ее стратегия, в значительной степени определяются ее адаптивными возможностями.

      3. Стратегии организаций во многом уникальны, следовательно, универсальных решений на все случаи жизни нет, отсутствуют и стандартные наборы правил, и порядок решения стратегических задач.

      Методология планирования базируется на следующих  принципах:

      - обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии развития организации;

Информация о работе Основы стратегического планирования