Основы российской системы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент в России пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Они благополучны, занимаются меценатством. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах и стажировку в преуспевающих компаниях. Этот класс имеет свои объединения, союзы, ассоциации и даже политические организации и через них инициирует решение важных местных, региональных и национальных задач. Государство обязано считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление российской жизни. Их деловая философия, высокая профессиональная образованность и ярко выраженная интеллектуальная и волюнтаристическая одаренность, помноженная на патриотические помыслы и высокую ответственность за судьбу отечества, - залог высокой конкурентоспособности российского бизнеса и быстрой адаптации к условиям глобализации.

Содержание

Введение 2

1. Исторические аспекты управления 5

2. Корни российского менеджмента 7

3. Характерные черты российского менеджмента 9

4. Возможные сценарии теоретического развития российского менеджмента 32

Заключение 35

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

КР.rtf

— 349.46 Кб (Скачать)

     Однако прогресс все-таки есть. В 2007 г. и в Москве, и в региональных городах российские менеджеры стали больше заказывать маркетинговые исследования и проектные разработки. Причем здесь необходимо выделить две интересные особенности.

     Во-первых, все больше работ заказывается в комплексном формате. Менеджеры начинают понимать, что успех в продажах приходит, когда многие элементы бизнеса и маркетинга согласуются друг с другом. Во-вторых, многие российские менеджеры приходят к пониманию ключевого вопроса принятия управленческих решений: «А как просчитать влияние данного решения на развитие продаж?". Прагматичный взгляд в будущее сразу приводит к прекрасным результатам в настоящем. Компании, внедряющие современные управленческие решения, почти сразу показывают фантастические результаты -- рост продаж в десятки процентов. И это действительно радует и внушает оптимизм.

     В заключение второй главы нужно сказать, что специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента - движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению.

     Российский менеджмент должен учитывать христианские традиции. Бердяев отмечал, что «душа русского народа была сформирована православной церковью, она … выработала некоторые устойчивые свойства, догматизм, аскетизм, способность нести страдание и жертвование во имя веры, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности и иному миру, то к будущему, то к этому миру». Стремление к богатству все больше пронизывает различные слои общества и является определяющим стимулом деятельности. Однако, православие не придает, как правило, большого значения деньгам. Отсюда еще одна черта русского менталитета: люди могут работать не столько ради денег, а для осуществления какой-либо общественной, политической или религиозной идеи. Энтузиазмом русского народа пользовались многие поколения советских руководителей. В то же время энтузиазм, возникший на основе какой-либо объединяющей национальной идеи, мог бы стать важнейшей составляющей выхода России из кризисной ситуации, дав толчок ее социально-экономическому развитию и в наши дни.

     Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, - важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер, приобретает чрезвычайно важное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.

4. Возможные сценарии теоретического развития российского менеджмента

 

      Учитывать или не учитывать особенности России, ее географического положения, исторических аспектов развития экономики, менталитета при организации отечественного менеджмента, и как производить этот учет, единого подхода нет. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента предлагается несколько подходов.

      Выбор подхода для формирования эффективного менеджмента зависит от уровня технического и технологического развития общества. Особенность России - ее ВВП в большей степени формируется за счет ресурсной составляющей и ее «хребта» - нефтяной и газовой промышленности. Одновременно стратегический менеджмент должен учитывать переход в будущем к современному конвейерному производству, переходу к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.

      Рассмотрим три генеральные концепции развития российского менеджмента:

      1. Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”/8/. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

      2. Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”/8/.

      3. Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины” 3. На наш взгляд это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета /8/.

      Поскольку менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет также и специфические черты, и отражает национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру, именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и признание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента. Это говорит о наиболее вероятной третьей концепции, как наиболее приемлемой. 
 

 

Заключение

 

     Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

     Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.

     Российские так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности.

     Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.

     Подход с позиций человеческого фактора для России, имеющей многолетний опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.

     В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие «болезни», как:

  • спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;
  • уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;
  • отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;
  • нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;
  • не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.

     Особенности российского менеджмента определяются:

  • чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
  • комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
  • культурной средой, особенностями общественного сознания и т. П.

     Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

     Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

 

Список использованной литературы

 
  1. Абалкин Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века/ 2004. - 605 с.
  2. Агафонов Ю.Г., Писке Р. Интеграция организационных культур на совместных российско-германских предприятиях // Менеджмент в России и за рубежом. -- 2003. -- № 5
  3. Алексеевский В.С. Введение в российский менеджмент /Манускрипт.- 2001. - 192 с.
  4. Алиев В.Г. Организационное поведение/ Менеджмент организации.- 2004. - 309 с
  5. Барков С.К. К итогам исторической эволюции методологических основ теории менеджмента: «постмодернистский кульбит»// Российский экономический журнал.- 2008.- №7/8. - с. 66-71
  6. Винслав Ю.Б. Управление: многоуровневая комплексная аналитика// Российский экономический журнал.- 2007.- №9/10. - с. 103-112
  7. Данилкина С. Десятилетие HR-менеджеров. Пока не у нас?// Управление персоналом.- 2005.- №23. - с. 46-49
  8. Зезюлинский Н. «Компании-как люди. Каждый выбирает собственный путь»//Управление персоналом.- 2006.- №9. - с. 19
  9. Качалов И. Почему российский менеджмент проигрывает зарубежным компаниям// Рекламные технологии.- 2008.- №2. - с. 4-6
  10. Ключко В.Н. Участие работников в управлении предприятиями. Российский опыт и перспективы// Менеджмент в России и за рубежом.- 2007.- №1. - с. 119-131
  11. Кондрашин С.В. Системы страхования и управления рисками: российский и международный опыт// Страховое дело.- 2207.- №1. - с. 55-64
  12. Корицкий Э.Б. Научный менеджмент. Российская история: учебное пособие/ 1999. - 384 с.
  13. Латова Н., Латов Ю. «Общий аршин» для измерения «русской души» // Что нового в науке и технике. -- 2003. -- № 1(3).
  14. Лейни Т.А. Бренд-менеджмент/ 2008.- 225 с.
  15. Леонтьева Е. Японская экономика вчера, сегодня, завтра. Общие условия развития // Знакомьтесь -- Япония. -- 2000. -- № 26.
  16. Лукичева Л.И. Основы менеджмента/ 2003.- 350 с.
  17. Маслов В.И. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России // Менеджмент в России и за рубежом. -- 2004. -- № 1.
  18. Менеджмент в образовании: опыт, перспективы, проблемы/ материалы 2 всероссийской конференции.- 2006. - 84 с.
  19. Мокринский Ю.Л., Новикова Е.А. Опыт работы лучших японских фирм. -- Воронеж: Тавров ЛТД, 1994.
  20. Монахов Д.С. Управленческие стратегии германских компаний и совместных германо-российских предприятий на российском рынке // Менеджмент в России и за рубежом. -- 2004. -- № 4.
  21. Национальный рейтинг корпоративного упарвления «РИД-эксперт РА»//Журнал для акционеров.- 2006.- №5. - с. 8-12
  22. Пурлик В.М. Ценность как корпоративная цель и индикаторы её измерения// Вестник московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество).- 2006.- №2. - с. 63-80
  23. Разумов И.В. Качество менеджмента и инвестиционная привлекательность промышленных предприятий// Финансы и кредит.- 2007.- №20. - с. 13-19
  24. Рожкова Н.Н. «Российский менталитет» в системах оперативного менеджмента// Кожевенно-обувная промышленность.- 2208.- №1. - с. 8-10
  25. Саханова А.Н. Новая парадигма государственного управления «Good Governance»: пример Японии как перспектива для стран СНГ // Менеджмент в России и за рубежом. -- 2004. -- № 1.
  26. Струкова О.С., Пушных В.А. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду// Менеджмент в России и за рубежом. -- 2004. -- № 2.
  27. Тимофеев А.В. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности крупных промышленных компаний // Менеджмент в России и за рубежом. -- 2004. -- № 5.
  28. Тимофеев А.В. Принципы политики оплаты труда персонала крупного промышленного холдинга // Менеджмент в России и за рубежом. -- 2004. -- № 4.
  29. Томсон Н «20 ключей» успеха в бизнесе// Стандарты и качество.- 2006.- №2.- с. 50-53
  30. Федоров Ф.В. Состоялась первая аналитическая конференция «Конкуренция: стратегия, модели, тактика, обучение»//Менеджмент в России и за рубежом.- 2006.- №3.- с. 137-143
  31. Фомин Б.М. Союз предпринимателей - гарант партнерства бизнеса и государства// Текстильная промышленность.- 2004.- №7/8. - с. 12-15
  32. Хлынов В.Н. Японские «секреты» управления персоналом. -- М.: Восточная литература, 1995.
  33. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компании/ 2007.- 343 с.

Информация о работе Основы российской системы менеджмента