Основы международного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:55, реферат

Описание работы

Деловой мир в новом тысячелетии вступил в новую фазу своего развития. Основными особенностями новой экономики являются: глобализация, высокая динамичность, непрерывная и быстрая изменчивость, ужесточение конкуренции, сокращение жизненных циклов товаров, всевозрастающая скорость информационных потоков, быстрое устаревание идей и технологий, сложность экономических систем, возросшая роль знаний и интеллектуального капитала.
В сегодняшней мировой экономике производится и обменивается огромное количество товаров и услуг. Товарные потоки между странами возрастают, мировой рынок становится всё более глобальным.

Работа содержит 1 файл

ОММ_Тема 1.docx

— 55.55 Кб (Скачать)

Деловой мир в новом  тысячелетии вступил в новую  фазу своего развития. Основными особенностями  новой экономики являются: глобализация, высокая динамичность, непрерывная  и быстрая изменчивость, ужесточение  конкуренции, сокращение жизненных  циклов товаров, всевозрастающая скорость информационных потоков, быстрое устаревание  идей и технологий, сложность экономических  систем, возросшая роль знаний и  интеллектуального капитала.

В сегодняшней мировой  экономике производится и обменивается огромное количество товаров и услуг. Товарные потоки между странами возрастают, мировой рынок становится всё  более глобальным.

Современные люди всего мира интенсивно потребляют много разнообразных  товаров и услуг. Природный потенциал  для их производства не успевает восстанавливаться. Такое потребление ресурсов истощает мировой природный капитал. Это  приводит к обострению борьба за ресурсы  во всём мире.

Спрос человечества на ресурсы  планеты более чем удвоился за последние полвека в результате увеличения численности населения  и роста индивидуального потребления. Еще в середине прошлого столетия почти все страны мира располагали  более чем достаточным потенциалом  для удовлетворения собственных  потребностей. К настоящему времени  положение изменилось – многие страны способны удовлетворять свои потребности, лишь импортируя ресурсы из других государств.

Вместе с тем в современном  бизнесе главным становится уже  не владение ресурсами, а свободный  доступ к ним. Практически ни одна страна мира, и ни одна компания сегодня  не могут эффективно действовать  в экономике без взаимосвязи  с другими странами и их компаниями.

Возникает необходимость  формирования новой модели развития мировой экономики и соответствующего ей международного менеджмента, которая  могла бы противостоять глобальному  кризису.

Требуется переход всего  мирового хозяйства к устойчивому, не истощающему развитию, который  позволит сократить затраты ресурсов, времени, энергии и усилий на производство.

Такое устойчивое развитие невозможно обеспечить в одной отдельно взятой стране, для этого необходимы согласованные  усилия всех стран, системы соглашений, взаимное уважение, тесная кооперация, формирование международной системы  поддержки устойчивого развития.

Компаниям, которые приняли  решение об интернационализации  своего бизнеса, необходимо понимать социальную ответственность своей международной  деятельности и в полной мере осознавать важность своего вклада в решение  задач социального развития общества. Решение этих задач лежит на менеджменте  компании.

Деловой мир в новом  тысячелетии вступил в новую  фазу своего развития. Основными особенностями  новой экономики являются: глобализация, высокая динамичность, непрерывная  и быстрая изменчивость, ужесточение  конкуренции, сокращение жизненных  циклов товаров, всевозрастающая скорость информационных потоков, быстрое устаревание  идей и технологий, сложность экономических  систем, возросшая роль знаний и  интеллектуального капитала.

В сегодняшней мировой  экономике производится и обменивается огромное количество товаров и услуг. Товарные потоки между странами возрастают, мировой рынок становится всё  более глобальным.

Современные люди всего мира интенсивно потребляют много разнообразных  товаров и услуг. Природный потенциал  для их производства не успевает восстанавливаться. Такое потребление ресурсов истощает мировой природный капитал. Это  приводит к обострению борьба за ресурсы  во всём мире.

Спрос человечества на ресурсы  планеты более чем удвоился за последние полвека в результате увеличения численности населения  и роста индивидуального потребления. Еще в середине прошлого столетия почти все страны мира располагали  более чем достаточным потенциалом  для удовлетворения собственных  потребностей. К настоящему времени  положение изменилось – многие страны способны удовлетворять свои потребности, лишь импортируя ресурсы из других государств.

Вместе с тем в современном  бизнесе главным становится уже  не владение ресурсами, а свободный  доступ к ним. Практически ни одна страна мира, и ни одна компания сегодня  не могут эффективно действовать  в экономике без взаимосвязи  с другими странами и их компаниями.

Возникает необходимость  формирования новой модели развития мировой экономики и соответствующего ей международного менеджмента, которая  могла бы противостоять глобальному  кризису.

Требуется переход всего  мирового хозяйства к устойчивому, не истощающему развитию, который  позволит сократить затраты ресурсов, времени, энергии и усилий на производство.

Такое устойчивое развитие невозможно обеспечить в одной отдельно взятой стране, для этого необходимы согласованные  усилия всех стран, системы соглашений, взаимное уважение, тесная кооперация, формирование международной системы  поддержки устойчивого развития.

Компаниям, которые приняли  решение об интернационализации  своего бизнеса, необходимо понимать социальную ответственность своей международной  деятельности и в полной мере осознавать важность своего вклада в решение  задач социального развития общества. Решение этих задач лежит на менеджменте  компании.

  1.  
    Основы международного менеджмента

    1. Мировой рынок

Изучив данную главу, вы будете:

  1. Знать:
    • историю развитиям и основные концепции международной торговли;
    • понятия мирового хозяйства и мирового рынка.
  1. Уметь:
    • охарактеризовать основные этапы формирования мировой рыночной системы;
    • объяснить преимущества международного разделения труда;
    • выделить основные особенности современного мирового рынка.
  1. Владеть:
    • навыками структурного анализа мирового рынка.
      1. Основные  концепции международной торговли

Классическая политэкономия  исходит из того, что свобода торговли является необходимым условием для  развития всех других экономических  свобод. Свобода торговли обеспечивает свободный перелив капитала и рабочей силы между отраслями, благодаря чему происходит оптимизация экономической структуры общества. В условиях свободы торговли каждый ресурс стремится занять своё оптимальное положение в рыночной системе, при котором его использование будет давать максимум результатов при минимуме затрат. Свобода торговли является основополагающим принципом теории и практики рыночной экономики.

Международная торговля товарами осуществлялась с древних времен: и в эпоху рабовладения, и при  феодализме. Тогда в международный  обмен поступала лишь небольшая  часть производимых продуктов, главным  образом, предметы роскоши (драгоценности, дорогие ткани), пряности и т.п. В  тот период становление достаточно устойчивых торговых связей способствовало преодолению внутренней феодальной раздробленности.

Рост капиталистических  отношений, переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям дали мощный толчок развитию международной  торговли. Вместе с созданием национальных государств, формированием национальных рынков и национальных хозяйств происходит развитие производительных сил и расширение производственных связей между национальными хозяйствами.

Прогресс в развитии производительных сил, выразившийся как в увеличении масштабов производства, так и  в улучшении условий транспортировки  товаров, создал возможность для  расширения международной торговли.

Развитие крупного машинного  производства явилось основой для  появления качественно новых  средств транспорта, связи, коммуникаций.

Индустриализация, появление  и развитие крупномасштабного производства, появление новых отраслей и видов  производств усиливают необходимость  внешнеторгового обмена, т.к., с одной  стороны, резко возрастает спрос  на различные виды топлива, сырья  и материалов, а с другой, промышленное производство расширяется сверх  емкости внутренних национальных рынков.

Национальное производство принимает все более специализированный характер, все больше возрастает роль внешних рынков и внешней торговли. Внешняя торговля приносит выгоду, т.к. позволяет стране экспортировать те товары, в производстве которых используются ресурсы, имеющиеся в данной стране в сравнительном изобилии. В то же время страна выигрывает, импортируя такие товары, для производства которых нужно было бы затратить много сравнительно ограниченных для нее ресурсов. Внешняя торговля также дает возможность стране специализироваться на более узком наборе товаров, принося эффект экономии на большом масштабе производства.

В большой зависимости  от внешних производственных связей находятся страны, имеющие небольшие  территорию и численность населения. Они не имеют возможности организовать массовое производство всей современной  продукции. По мере повышения уровня экономического развития степень зависимости  этих стран от внешних связей будет  повышаться, т.к. в экономике все больший удельный вес занимают новые и новейшие наукоемкие и высокотехнологичные производства, развитие которых в этих странах возможно лишь на базе участия в международной специализации и кооперировании.

Теоретические объяснения и  обоснования причин существования, развития и повышения роли торговли между странами начали формироваться в период становления капиталистического производства.

Исторически мировое хозяйство  сложилось к началу XX века в результате включения в мирохозяйственные связи большей части стран мира. К этому времени был закончен территориальный раздел мира, в мировом хозяйстве сформировались два полюса. На одном из них находились индустриально развитые страны Запада, а на другом полюсе их колонии – аграрно-сырьевые придатки. Включение этих стран в мировые хозяйственные отношения фактически произошло не столько в связи с потребностями собственного развития, сколько явилось продуктом экспансии капиталистического способа производства. Сформировавшееся таким образом мировое хозяйство приобрело структуру, в которой имеется центр и периферия. И это положило начало многим нынешним глобальным проблемам и противоречиям.

С самого начала сложились  два принципиальных подхода к  международной торговле: свобода  торговли и протекционизм.

Первый подход предполагает свободу торговли, осуществление  ее без ограничений; второй – обосновывает государственное вмешательство  в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяйства.

Теория международной  торговли выделяет следующие концепции:

  1. Меркантилистский подход.
  2. Абсолютные и сравнительные преимущества А.Смита и Д.Рикардо.
  3. Теория факторов производства и их взаимосвязи.
  4. Концепция жизненного цикла товара.
  5. Теория конкуренции Майкла Портера.

Все эти концепции, за исключением  первой, отстаивают принцип свободной  торговли.

Раннее направление теории международной торговли на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических  отношений (XV- XVI вв.) связывают с экономическим учением меркантилистов, в котором они сделали попытку определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цель.

Концепция меркантилистов исходит из тезиса об определяющей роли сферы обращения, лежащего в основе их взглядов. Представители меркантилизма (Т.Мэн, А.Монкретьен) считали, что важнейшей задачей государства является умножение его золотых запасов, а внешняя торговля должна, прежде всего, обеспечивать получение золота. Это достигается превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом.

Адам Смит последовательно выступал против меркантилизма. В понимании А.Смита источник богатства – труд, а один из способов повысить эффективность труда – стимулирование разделения труда, которое можно обеспечить свободным переливом производственных ресурсов между отраслями, как на национальном, так и на интернациональном уровне. По Смиту международное разделение труда ведет к его экономии.

Учение А.Смита о свободе  торговли было развито Д.Рикардо в теорию сравнительных издержек, которая доказывает выгодность международной специализации труда. Достаточно иметь сравнительное преимущество по затратам на единицу товара относительно заграницы. А.Смит и Д.Рикардо обосновали и сформулировали положение об абсолютных и относительных преимуществах стран, связанных с различием издержек производства, затрат труда.

Дальнейшее развитие теории основано на применении учения о факторах производства (основоположник его Ж.Б.Сэй), главные из которых – земля, капитал и труд определяют для страны возможные преимущества в международном обмене. Современные концепции (Б.Олин, Э.Хекшер) уточняют такой подход, подчеркивая неоднородность основных факторов, роль цен, спроса и предложения. В итоге каждая страна должна использовать свои выгоды, вывозя те товары, по производству которых она имеет преимущества, и ввозя те, где их нет.

Информация о работе Основы международного менеджмента