Основы концепции управления знаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является совершенствование основ концепции управления знаниями. Знания сотрудников – важный стратегический запас, которым необходимо управлять. Основной задачей управления знаниями является выявление, сохранение и эффективное использование знаний сотрудников. Управление знаниями является одной из основных концепций управления, влияющих на современные тенденции развития бизнеса, наряду с тотальным управлением качеством, совершенствованием и реинжинирингом бизнес процессов, электронной коммерцией. Именно управление знаниями, по общему мнению, в ближайшее время станет пропуском в лидеры, технологией mainstream, т.е. ключевой технологией, определяющий парадигму менеджмента в целом.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность управления знаниями в организации 4

1.Понятие управления знаниями 4-8
2.Источники знаний 8-9
3.Технологии управления знаниями 9-12
4.Разработка систем управления знаниями 12-16


Глава 2. Значение управления знаниями в повышении эффективности деятельности организации 17

2.1 Знание в условиях организации 17-19

2.2 Функция управления знаниями 19-26

2.3 Процесс управления знаниями на предприятии 26-30

2.4 Управление знаниями - предпосылка стратегического успеха 30-32

2.5 Примеры успешного использования систем управления знаниями 33-35

Заключение 36-37

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Попадич М.З..doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Российский  Государственный  Социальный Университет

Факультет социального управления

Кафедра социального менеджмента  и туризма 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Основы менеджмента»

     на  тему:

     «Основы концепции управления знаниями». 
 
 
 
 
 

                                       Выполнила: студентка 2 курса

                         Группы МОД-2-1

                         Попадич Милена

                  Научный руководитель: кандидат  экономических наук, профессор

                  Мясоедов  Виктор Петрович 
                   
                   

Москва, 2010

Содержание 

Введение                                                                                                              3                                                                                           

Глава 1. Сущность управления знаниями в организации                                         4

    1. Понятие управления знаниями                                                                                    4-8
    2. Источники знаний                                                                                       8-9                                                                                                            
    3. Технологии управления знаниями                                                             9-12                           
    4. Разработка систем управления знаниями                                                 12-16                             

                                                               

Глава 2. Значение  управления знаниями в повышении эффективности деятельности организации                                                                                17

2.1 Знание в условиях организации                                                              17-19                                                                                    

2.2 Функция управления  знаниями                                                                                       19-26                   

2.3 Процесс   управления знаниями на предприятии                                   26-30                                  

2.4 Управление знаниями - предпосылка стратегического успеха                30-32                               

2.5 Примеры успешного  использования систем управления  знаниями    33-35                                                                                                  

Заключение                                                                                                      36-37                                                          

Список литературы                                                                                                                  38                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальностью темы курсовой работы является   управление знаниями. Оно становится наиболее горячей темой, обсуждаемой специалистами всех уровней управления. Способность эффективно использовать и развивать знания, воплощать их в новые изделия и услуги превращается в важнейший фактор выживания в условиях информационного общества. Знания – это богатство фирмы, которое добывается, обрабатывается и распространяется.

Объектом исследования являются основы концепции управления знаниями

Предметом моего исследования является рабочий персонал в фирме, который желает усовершенствовать и развить свои знания. Так же  предметом исследования моей работе является модели, структуры и методы, которые применяются в организации для управления знаниями, решение которых будет способствовать осуществлению намеченных целей.

Целью моей работы является совершенствование основ концепции управления знаниями. Знания сотрудников – важный стратегический запас, которым необходимо управлять. Основной задачей управления знаниями является выявление, сохранение и эффективное использование знаний сотрудников. Управление знаниями является одной из основных концепций управления, влияющих на современные тенденции развития бизнеса, наряду с тотальным управлением качеством, совершенствованием и реинжинирингом бизнес процессов, электронной коммерцией. Именно управление знаниями, по общему мнению, в ближайшее время станет пропуском в лидеры, технологией mainstream, т.е. ключевой технологией, определяющий парадигму менеджмента в целом.

 
Задачами управления знаниями являются:

1) создание новых  знаний;  
2) обеспечение доступа к ценным знаниям за пределами организации; 
3) использование имеющихся знаний при принятии решений; 
4) воплощение знаний в процессах, продуктах и/или услугах; 
5) представление знаний в документах, базах данных, программном обеспечении и т. д.; 
6) стимулирование роста знаний посредством организационной культуры и поощрений; 
7) передача знаний из одного подразделения организации в другое; 
8) измерение ценности интеллектуальных активов (knowledge assets) или/и влияния управления знаниями на результаты бизнеса.
 
 

         Глава 1. Сущность управления знаниями организации 

1.1. Понятие управления  знаниями 

       Сегодня, в обстановке острой конкурентной борьбы, чтобы принимать адекватные решения, важно четко знать, какой суммой знаний располагает организация. Сейчас это необходимое условие выживания. К счастью, почти все компании обладают огромным исходным багажом данных и практического опыта. Пока эта информация рассредоточена в базах данных, хранилищах документов, сообщениях электронной почты, отчетах о продажах и, разумеется, в головах сотрудников. Проблема в том, чтобы организовать доступ к этим данным, придав им удобную для использования форму. Это не всегда просто, а когда требуется к тому же решить обе задачи быстро, так, чтобы принять на основе анализа информации неотложное решение, задача может оказаться практически невыполнимой – если вы не располагаете системой управления этой информацией.

       Концепция управления знаниями относится к  числу тех расплывчатых понятий, которые могут одновременно казаться как всеобъемлющими, так и не означающими  ничего конкретного. За последние годы эту концепцию отождествляли то с управлением документами, то с информационными системами для бизнеса, то со средствами коллективной работы, то с корпоративными порталами и многими другими модными новинками. Но система управления знаниями – это не просто отдельно взятый продукт. Речь скорее идет о всеохватывающей стратегии предприятия, цель которой – выявить и обратить на пользу фирме всю имеющуюся у нее информацию, опыт и квалификацию сотрудников, с тем чтобы повысить качество обслуживания клиентов и сократить время реакции на меняющиеся рыночные условия.

       Понятие «управление знаниями» (Knowledge Management, КМ) родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, став критическими. Выяснилось, что основное узкое место – это обработка знаний, накопленных специалистами компании (именно такие знания обеспечивают ей преимущество перед конкурентами). Знание, которое не используется и не возрастает, и, в конечном счете, устаревает и становится бесполезным, точно так же, как деньги, которые хранятся, не превращаясь в оборотный капитал, в конечном счете, обесцениваются. Знание же, которое распространяется, приобретается и обменивается, наоборот, генерирует новое знание. Существуют десятки определений знания, но в системах KM знания – это фундаментальный ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на данных, используемых на конкретном предприятии.

       Ресурсы знаний различаются в зависимости от отраслей индустрии и приложений, но, как правило, в них входят методики, технологии, процедуры обработки информации, накопившиеся в процессе функционирования предприятия; руководства, письма, новости, сведения о заказчиках и конкурентах, схемы, чертежи и другие данные. Традиционно проектировщики систем управления знаниями ориентируются в основном на менеджеров, хотя есть и тенденция принимать в расчет более широкий круг работников организации.

       Таким образом, управление знаниями – общее название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в корпоративных сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время. Такие методики на 80% используют гуманитарные технологии, и только на 20% –решения в области информационных технологий.

       Применение  методик управления знаниями делает возможным использование коллективного опыта и знаний и превращение их в корпоративный капитал.

       Для интеграции в единый комплекс системы  управления знаниями используют ряд  технологий:

    • традиционные системы автоматизации и информационно-поисковые системы;
    • электронную почту, корпоративные сети и Интернет-сервисы;
    • базы и хранилища данных (data warehouse);
    • системы электронного документооборота;
    • специализированные программы обработки данных (например, статистического анализа);
    • экспертные системы и базы знаний.

       Каждая  компания имеет миссию, в которой  формулируются задачи, которые она  перед собой ставит и отражается ее позиционирование. Разумно предположить, что штат компании составляют сотрудники, совокупность знаний которых позволяет следовать миссии.

       Опыт  и знания конкретного сотрудника, перед которым поставлена задача, могут оказаться недостаточными для ее решения, но в правильно организованной фирме совокупность знаний персонала обеспечивает достижение цели.

       Поэтому методики управления знаниями в компании требуют формирования сообществ.

       Специалисты считают, что в организациях в той или иной форме используются только 20% всех знаний, которые становятся «явными»; это означает, однако, что 80% остаются невостребованными. Они остаются в сердцах и умах сотрудников данных организаций. Доступ к этим «невыраженным» знаниям может быть получен только в процессе взаимодействия людей. Основным механизмом для создания высокоценных знаний и их применения является общение среди сотрудников, которые совместно работают в рамках данной организации, а такое общение полностью находится в сфере влияния сообществ.

       В компаниях, где не применяются методики управления знаниями, решение задач и принятие решений  регулярно осуществляется в условиях недостаточной информированности сотрудников, которые используют только собственный опыт и знания, не всегда соответствующие необходимой для решения новых задач компетенции.

       Носителями  знаний являются люди. Именно ценность накопленных ими знаний и опыта  конвертируется в конечном итоге  в прибыль компании.

Информация о работе Основы концепции управления знаниями