Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью моей работы является совершенствование основ концепции управления знаниями. Знания сотрудников – важный стратегический запас, которым необходимо управлять. Основной задачей управления знаниями является выявление, сохранение и эффективное использование знаний сотрудников. Управление знаниями является одной из основных концепций управления, влияющих на современные тенденции развития бизнеса, наряду с тотальным управлением качеством, совершенствованием и реинжинирингом бизнес процессов, электронной коммерцией. Именно управление знаниями, по общему мнению, в ближайшее время станет пропуском в лидеры, технологией mainstream, т.е. ключевой технологией, определяющий парадигму менеджмента в целом.
Введение 3
Глава 1. Сущность управления знаниями в организации 4
1.Понятие управления знаниями 4-8
2.Источники знаний 8-9
3.Технологии управления знаниями 9-12
4.Разработка систем управления знаниями 12-16
Глава 2. Значение управления знаниями в повышении эффективности деятельности организации 17
2.1 Знание в условиях организации 17-19
2.2 Функция управления знаниями 19-26
2.3 Процесс управления знаниями на предприятии 26-30
2.4 Управление знаниями - предпосылка стратегического успеха 30-32
2.5 Примеры успешного использования систем управления знаниями 33-35
Заключение 36-37
Список литературы
Министерство образования Российской Федерации
Российский Государственный Социальный Университет
Факультет социального управления
Кафедра
социального менеджмента
и туризма
Курсовая работа по дисциплине
«Основы менеджмента»
на тему:
«Основы
концепции управления
знаниями».
Группы МОД-2-1
Попадич Милена
Научный руководитель: кандидат экономических наук, профессор
Мясоедов
Виктор Петрович
Москва, 2010
Содержание
Введение
Глава 1.
Сущность управления знаниями в организации
Глава 2. Значение
управления знаниями в повышении эффективности
деятельности организации
2.1 Знание в условиях
организации
17-19
2.2 Функция управления
знаниями
2.3 Процесс
управления знаниями на
2.4 Управление знаниями - предпосылка стратегического успеха 30-32
2.5 Примеры успешного
использования систем
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальностью темы курсовой работы является управление знаниями. Оно становится наиболее горячей темой, обсуждаемой специалистами всех уровней управления. Способность эффективно использовать и развивать знания, воплощать их в новые изделия и услуги превращается в важнейший фактор выживания в условиях информационного общества. Знания – это богатство фирмы, которое добывается, обрабатывается и распространяется.
Объектом исследования являются основы концепции управления знаниями
Предметом моего исследования является рабочий персонал в фирме, который желает усовершенствовать и развить свои знания. Так же предметом исследования моей работе является модели, структуры и методы, которые применяются в организации для управления знаниями, решение которых будет способствовать осуществлению намеченных целей.
Целью моей работы является совершенствование основ концепции управления знаниями. Знания сотрудников – важный стратегический запас, которым необходимо управлять. Основной задачей управления знаниями является выявление, сохранение и эффективное использование знаний сотрудников. Управление знаниями является одной из основных концепций управления, влияющих на современные тенденции развития бизнеса, наряду с тотальным управлением качеством, совершенствованием и реинжинирингом бизнес процессов, электронной коммерцией. Именно управление знаниями, по общему мнению, в ближайшее время станет пропуском в лидеры, технологией mainstream, т.е. ключевой технологией, определяющий парадигму менеджмента в целом.
Задачами управления знаниями являются:
1) создание новых
знаний;
2) обеспечение доступа к ценным знаниям
за пределами организации;
3) использование имеющихся знаний при
принятии решений;
4) воплощение знаний в процессах, продуктах
и/или услугах;
5) представление знаний в документах,
базах данных, программном обеспечении
и т. д.;
6) стимулирование роста знаний посредством
организационной культуры и поощрений;
7) передача знаний из одного подразделения
организации в другое;
8) измерение ценности интеллектуальных
активов (knowledge assets) или/и влияния управления
знаниями на результаты бизнеса.
Глава 1. Сущность управления
знаниями организации
1.1.
Понятие управления
знаниями
Сегодня,
в обстановке острой конкурентной борьбы,
чтобы принимать адекватные решения,
важно четко знать, какой суммой
знаний располагает организация. Сейчас
это необходимое условие
Концепция управления знаниями относится к числу тех расплывчатых понятий, которые могут одновременно казаться как всеобъемлющими, так и не означающими ничего конкретного. За последние годы эту концепцию отождествляли то с управлением документами, то с информационными системами для бизнеса, то со средствами коллективной работы, то с корпоративными порталами и многими другими модными новинками. Но система управления знаниями – это не просто отдельно взятый продукт. Речь скорее идет о всеохватывающей стратегии предприятия, цель которой – выявить и обратить на пользу фирме всю имеющуюся у нее информацию, опыт и квалификацию сотрудников, с тем чтобы повысить качество обслуживания клиентов и сократить время реакции на меняющиеся рыночные условия.
Понятие «управление знаниями» (Knowledge Management, КМ) родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, став критическими. Выяснилось, что основное узкое место – это обработка знаний, накопленных специалистами компании (именно такие знания обеспечивают ей преимущество перед конкурентами). Знание, которое не используется и не возрастает, и, в конечном счете, устаревает и становится бесполезным, точно так же, как деньги, которые хранятся, не превращаясь в оборотный капитал, в конечном счете, обесцениваются. Знание же, которое распространяется, приобретается и обменивается, наоборот, генерирует новое знание. Существуют десятки определений знания, но в системах KM знания – это фундаментальный ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на данных, используемых на конкретном предприятии.
Ресурсы знаний различаются в зависимости от отраслей индустрии и приложений, но, как правило, в них входят методики, технологии, процедуры обработки информации, накопившиеся в процессе функционирования предприятия; руководства, письма, новости, сведения о заказчиках и конкурентах, схемы, чертежи и другие данные. Традиционно проектировщики систем управления знаниями ориентируются в основном на менеджеров, хотя есть и тенденция принимать в расчет более широкий круг работников организации.
Таким образом, управление знаниями – общее название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в корпоративных сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время. Такие методики на 80% используют гуманитарные технологии, и только на 20% –решения в области информационных технологий.
Применение методик управления знаниями делает возможным использование коллективного опыта и знаний и превращение их в корпоративный капитал.
Для интеграции в единый комплекс системы управления знаниями используют ряд технологий:
Каждая компания имеет миссию, в которой формулируются задачи, которые она перед собой ставит и отражается ее позиционирование. Разумно предположить, что штат компании составляют сотрудники, совокупность знаний которых позволяет следовать миссии.
Опыт и знания конкретного сотрудника, перед которым поставлена задача, могут оказаться недостаточными для ее решения, но в правильно организованной фирме совокупность знаний персонала обеспечивает достижение цели.
Поэтому методики управления знаниями в компании требуют формирования сообществ.
Специалисты считают, что в организациях в той или иной форме используются только 20% всех знаний, которые становятся «явными»; это означает, однако, что 80% остаются невостребованными. Они остаются в сердцах и умах сотрудников данных организаций. Доступ к этим «невыраженным» знаниям может быть получен только в процессе взаимодействия людей. Основным механизмом для создания высокоценных знаний и их применения является общение среди сотрудников, которые совместно работают в рамках данной организации, а такое общение полностью находится в сфере влияния сообществ.
В компаниях, где не применяются методики управления знаниями, решение задач и принятие решений регулярно осуществляется в условиях недостаточной информированности сотрудников, которые используют только собственный опыт и знания, не всегда соответствующие необходимой для решения новых задач компетенции.
Носителями знаний являются люди. Именно ценность накопленных ими знаний и опыта конвертируется в конечном итоге в прибыль компании.