Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:43, реферат
В рамках данной контрольной работы рассмотрим одну из ключевых тем курса – «Основные задачи управления персоналом».
Управление персоналом – это вид функциональной подсистемы по управлению трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива в целях обеспечения управляемости и эффективности производственной системы.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Персонал как объект управления в организации………………………….3
2. Задачи и цели управления персоналом……………………………...…….7
3. Эволюция подходов к управлению персоналом…………………………14
4. Особенности современного этапа эволюции управления персоналом…18
Заключение…………………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………………...24
Всю совокупность целей управления персоналом организации можно разделить на четыре вида, или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. Каждый из названных блоков имеет свою цель первого уровня, основное содержание которой можно кратко выразить следующим образом.
Экономическая
цель – получение расчетной модели
прибыли от реализации продукции
или услуг; научно-техническая цель
– обеспечение заданного
Исходя из целей, стоящих перед организацией
на этапе роста, цель управления персоналом
заключается в создании гибких механизмов
управления, позволяющих быстро адаптировать
персонал к условиям деятельности в растущей
организации, сохранить и пополнить команду
единомышленников новыми сотрудниками,
обеспечивая при этом как достижение целей
организации, так и удовлетворение интересов
работников. Для достижения этих целей,
следует решить ряд взаимосвязанных задач:
разработать единые принципы стратегического управления организацией и персоналом;
стимулировать
адаптацию персонала к
создать действенную систему мотивации и стимулирования труда, направленную на развитие персонала, подкрепление достигнутых успехов отдельными работниками и поощрение групповой работы;
создать систему оценки персонала;
стимулировать повышение квалификации и обучение работников для развития компетенции в решении задач, стоящих перед организацией;
обеспечить
организацию оптимальным
К первоочередным мерам по реализации целей и задач управления персоналом на этапе роста организации можно отнести:
формальное выделение и организационное закрепление функций управления персоналом;
корректировка политики и разработка планов управления персоналом на перспективу;
анализ сложившейся организации труда, выделение и закрепление новых производственных функций за работниками, совершенствование трудовых процессов;
усиление мотивации и стимулирования групповой работы и индивидуальных достижений работников;
создание системы оценки персонала;
ускорение развития персонала для соответствия уровня знаний работников происходящим в организации переменам;
улучшение
качественного и
Политику управления персоналом в организациях на этапе роста следует направить на создание гибкого механизма управления и вовлечение новых работников в командную систему работы. Следует учесть, что при определении политики управления персоналом для конкретной организации важное значение имеет учет собственных ресурсов, а также уровня компетенции персонала, его идей и амбиций, требующих своей реализации в рамках деятельности организации.
Работу
по планированию политики управления
персоналом следует завершить разработкой
рабочей программы, содержащей сведения
о конкретных исполнителях, сроках и выделяемых
ресурсах.
Вторым важным направлением работы в области
управления персоналом является выполнение
функций подсистемы организации труда,
поскольку расширение деятельности, закрепление
рыночных позиций и получение прибыли
остаются главными целями организации.
Реализация функций подсистемы организации
труда остается одной из самых сложных
проблем на этапе роста фирмы.
Организациям,
внедряющим управление персоналом со
второго этапа, следует проанализировать
часть самопроизвольно
Следующим важным направлением в реализации
первоочередных мероприятий по управлению
персоналом на этапе роста организации
выступают вопросы формирования оптимального
состава персонала. Реализацию функций
данной подсистемы следует направить
на набор работников, обладающих глубокими
и разносторонними профессиональными
знаниями, способных принимать квалифицированные
решения в сложных ситуациях роста организации.
В
рамках подсистемы формирования персонала
следует уделить серьезное
-
контроль уровня
-
сохранение благоприятного
Создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда на этапе роста организации следует направить на выполнение следующих задач:
привлечь
в организацию персонал, обладающий
высоким уровнем
стимулировать развитие персонала и его приверженность конкретной организации;
стимулировать производительный труд и ответственность за его результаты;
контролировать издержки на рабочую силу;
создать простую и понятную работникам систему мотивации и стимулирования труда.
Индивидуальные достижения работников можно учитывать в рамках системы оплаты труда, а для стимулирования групповых достижений в реализации целей организации можно предложить создание системы премирования.
Серьезной проблемой на этапе роста организации становится проблема сплочения коллектива. В процессе вхождения в коллектив новых сотрудников часто возникают межличностные конфликты между “старыми” и “новыми” работниками.
Можно использовать метод решения проблемы, который предусматривает признание различий во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти компромисс, приемлемый для всех сторон. Решению конфликтов может помочь диагностика удовлетворенности трудом в организации. Для этого менеджеру по персоналу следует отслеживать отношение работников к труду и не допускать факторов неудовлетворенности.
К этим факторам относятся: размер заработной платы, условия организации рабочего места, межличностные отношения и контроль поведения. Осуществить такой процесс возможно, используя опросники по изучению мотивации труда.
С
целью улучшения социально-
3.
Эволюция подходов к
управлению персоналом
Суть управления персоналом легче понять, проследив эволюцию взглядов на персонал, на принципы, функции и методы работы с ним.
Любое социальное управление неразрывно связано с управлением людьми, поэтому управление персоналом неразрывно связано с историей управления. Однако до начала XX века управление персоналом происходило не на основе науки, а на основе опыта, традиций, здравого смысла. С начала XX века управление персоналом стало выделяться в специфическую функцию социального управления, однако вплоть до середины XX века деятельность кадровых служб предприятий и организаций имела вспомогательный характер. Работа с персоналом означала организацию найма и достижение договоренности с работником о заработной плате. Это объяснялось индустриальным характером труда, требующим его жесткого разделения, узкой специализации работников, функциональной поляризации исполнителей и управляющих, довольно ограниченным уровнем образования и культурного развития работника.
Только с 60-х годов XX века стали появляться идеи о развитии систем по работе с персоналом. Теория и практика управления персоналом формировалась по мере развития производительных сил и социально-общественных отношений в передовых странах мира (прежде всего, в США, Великобритании, Германии и Франции).
В теории и практике управления человеческой стороной организаций можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению.
Экономический подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению, к которому возможно использование
человеческих ресурсов.
Органический подход к управлению породил две основные метафоры. Первая - организация как личность, где каждый человек - самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению, к какому активному субъекту - партнеру организации в достижении ее целей возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека. Вторая метафора - мозг - сложный организм, включающий в себя различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями - коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.
В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека - как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода - управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.
Среди факторов повышения роли персонала в современном производстве выделяют:
Во-первых, принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новой техники, технологии и методов производственной деятельности. На изменение содержания труда существенно повлиял процесс автоматизации (с середины XX в.) и компьютеризации (с 80-х годов XX в.) производства, освободивший работников от однообразных, монотонных, неинтеллектуальных операций, оставив им неалгоритмизируемые, творческие, высокоинтеллектуальные виды деятельности.
Во-вторых, изменение возможностей
контроля за сотрудниками и
повышение значимости
В-третьих, изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции. Это требует высокого общего и профессионального образования персонала, развития у него способности к творчеству и постоянному обновлению. Именно качество персонала становится решающим фактором победы в конкурентной борьбе.
В-четвертых, изменение форм организации труда на предприятии. К числу таких изменений относится широкое использование коллективных форм организации труда.
В-пятых, повышение образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности. Современный работник не довольствуется послушанием, обезличенным механическим усердием, а стремится найти в трудовой деятельности смысл жизни, стать активным соучастником и даже сохозяином производства.
В-шестых, развитие демократии на производстве и в обществе, которое ведет через формирующуюся под ее воздействием культуру, элементами которой являются чувство собственного достоинства, уважение прав личности, готовность к партисипации и т.п., и через принятие законов, защищающих права работника и регулирующих отношения на производстве.