Основные роли и задачи современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

В современном понимании менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 38.04 Кб (Скачать)
  1. Основные задачи и роли современного менеджера.

 

В современном  понимании менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей  в рыночных условиях.

Менеджер — это специалист, профессионально  занимающийся управленческой деятельностью  в конкретной области функционирования предприятия. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия. Термин «менеджер» может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:

  • руководителям групп;
  • начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
  • руководителям производственных подразделений;
  • администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
  • руководителям предприятий, фирм в целом.

Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом  работы, с которым они могут  справиться.

Менеджер  как субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать  объект управления.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности  и ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску оптимальных  организационных и научно-технических  решений относительно нововведений.

Объект  управления получает данные импульсы  (команды) и действует в соответствии с ним.

          Организация  не может существовать без  менеджеров.

Выполняя  функции, связанные с принятием  решений, менеджер:

  • Определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами.
  • Разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения.
  • Контролирует разработку определенных проектов.
  • Отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями.
  • Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации.
  • Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Наиболее  существенная задача менеджера при  любых изменениях, происходящих на рынке – обеспечить достижение поставленных целей, прежде всего прибыли. Для этого он должен быстро и уверенно реагировать на появление новых моментов внутри и вне компании, точно оценивать результат, который нужно достичь, планировать необходимые меры по практической реализации намеченного, оценивать полученные хозяйственные результаты.

В роли организатора руководитель проявляет  способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем  координировать деятельность подчиненных.

Роль  профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

Особое  место в работе менеджера занимает планирование, поскольку оно предопределяет получение оптимальных коммерческих результатов, главным из которых  является высокая прибыль.

Задачи  менеджера на каждом из этапов планирования связаны с получением ответов  на следующие вопросы. 

  1. Где мы находимся в настоящее время?  Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, человеческие ресурсы, маркетинг, производство, научные исследования и т.д. 
  2. Куда мы хотим двигаться? Формулировка целей с учетом возможностей и угроз. 
  3. Как мы собираемся сделать это? Разработка программы перехода от текущего состояния к планируемому, как в общих чертах, так и конкретно.

Большое внимание менеджер уделяет тому, чтобы  принимаемые технические, технологические  и другие производственные решения  имели под собой точный экономический  расчет. Все хозяйственные акции  оцениваются  прежде  всего с точки зрения  рентабельности предприятия, разница между доходами и расходами    должна    соответствовать    требованиям    денежного рынка.   Недостаточно  просто  обеспечить   прибыльность предприятия. Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство. Менеджер постоянно держит в центре внимания и состояние платежеспособности фирмы, ведь нужно быть в состоянии покрыть все свои текущие расходы, при необходимости   возвратить   долю   капитала   владельцам   и, кроме того, иметь средства для распределения. Экономическое положение фирмы оценивается  отношением объема   продукции   к  сумме издержек производства. При условии реализации всей изготовленной продукции улучшение этого соотношения свидетельствует (при нормальных   ценах)  о  росте  рентабельности предприятия. Любая,  даже очень  хорошо разработанная хозяйственная плановая программа не срабатывает без ежедневных огромных усилий  по ее претворению в жизнь. Долгосрочные цели только тогда станут достижимыми, когда они будут материализованы в совокупности конкретных текущих задач.

Перспективный план должен содержать характеристику той основополагающей хозяйственной  линии, которая определяет деятельность всего предприятия, разработку  и  выбор  основных   целей   и  ведущей   стратегии.

Важные  составные компоненты любой коммерческой идеи — требования рынка и маркетинга, характер и особенности производимой продукции, специфика технологии производства. Задача менеджера — определить главные  цели и последовательность их достижения

B условиях рынка особую значимость приобретает проблема риска в хозяйственных делах. Менеджеру присущи независимость, смелость мысли и поступков. Нетривиальные решения, экспериментирование,  мотивация риска — все это присуще менеджеру. Однако риск обязательно должен быть точно рассчитан до предельно допустимых границ. Вдохновение в менеджменте опирается на строгую базу творческого предвидения результатов.

При разработке стратегии и тактических вариантов  менеджер всегда имеет «в запасе»  дополнительные регуляторы и возможности, предельно смягчить последствия  крутых рыночных поворотов. Найти и  задействовать «амортизаторы», которые  позволили бы ослабить возможный  удар, найти контраргументы в любой, самой неожиданной ситуации. Дело следует вести так, чтобы в  самом худшем варианте речь могла  идти только об уменьшении намеченной прогнозом прибыли, а не о существовании  фирм.

Информационные роли

 

Выполняя  информационные функции, менеджер:

  • Собирает разнообразную информацию о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела.
  • Выступает как «нервный центр» внутренней и внешней информации, поступающей в организацию.
  • Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации.
  • Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации.
  • Действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Эффективность управленческой деятельности зависит  от многих факторов. Одним из главных является умение менеджера организовать работу с информационными ресурсами, которые наряду с материально-вещественным, энергетическим, финансовым и кадровым обеспечением составляют основу функционирования любой производственной, экономической и социальной системы. Информационное обеспечение управления, его структура, функции и возможности должны быть хорошо известны менеджеру вне зависимости от того, на каком иерархическом уровне управленческой структуры и в какой сфере или отрасли деятельности он работает.

Эффективная реализация информационных технологий обеспечивается лишь при условии четкого понимания их возможностей менеджерами, а также при активном участии последних в сборе, накоплении, регистрации, передаче, обработке, хранении, представлении информации и ее анализе при подготовке и принятии решений.

Для современного менеджмента в целях информационного  обеспечения характерно применение (особенно в крупных организациях) внутрифирменной информационной системы (ВИС), основными элементами которой являются технические средства обработки информации (компьютеры), каналы связи и сама информация, зафиксированная на определенных носителях.

Менеджеры играют ключевую роль в получении  информации извне (большая часть  которой доступна только им, учитывая их статус) и передаче ее в дальнейшем своим подчиненным. Менеджеры активно  пользуются вербальными медиа, телефоном и личными встречами. Так, в ходе двух британских исследований было выявлено, что от 66% до 80% рабочего времени менеджеры осуществляют вербальные (устные) коммуникации.

В процессе деятельности менеджера, возникают  документы, показывающие информационные связи человека и организации. Документы  используются во всех областях человеческой деятельности, отражают факты, события, явления объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

Под информационным обеспечением системы управления понимается совокупность информации, необходимой  и достаточной для принятия решений, с методами и средствами ее организации. Назначение информационного обеспечения  состоит в своевременном и  полном обслуживании управленческого  персонала и технических средств  системы управления достоверными данными, позволяющими осуществлять автоматизированную обработку информации с использованием других видов обеспечения (организационного, технического, программного, математического, лингвистического и др.).

Руководители  организации используют в работе внутреннюю и внешнюю информацию, научно-техническую, экономическую  информацию об управлении.

Информация, содержащаяся в документах, необходима для стабильности в деятельности любой организации. На ее основе принимаются  соответствующие управленческие решения.

Информация, становясь общим достоянием многих людей, проявляет большую силу воздействия. Менеджеры должны ставить своей  целью построение целостного коллектива на основе обладания   информацией   всеми   работниками   компании.    Выигрыш   от этого гораздо  больше, чем возможный ущерб от более вероятной в этом случае утечки  информации.

 

Межличностные роли

 

Выполняя  межличностные функции, менеджер:

  • Выполняет обычные обязанности правового или социального характера.
  • Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников.
  • Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Роль  социального интеллекта в деятельности менеджера несомненно высока и дополнительно возрастает в связи с современными социально-экономическими условиями в России. Социальный интеллект - способность правильно понимать свое поведение и поведение других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображение социальных объектов - человека как партнера по общению и деятельности, а также группы людей. Уровень развития социального интеллекта во многом определяет особенности взаимодействия в группе и формирования коллектива (команды).

Особую  актуальность проблема социального  интеллекта и повышения его уровня приобретает у менеджеров - профессионалов, осуществляющих руководство людьми и коллективом с учетом представлений о человеческой личности и поведении.

Деловая и межличностная коммуникация является профессиональной функцией менеджера, занимает до 80% его рабочего времени. И хотя известны многие перечни психологических  требований к профессии «менеджер», в виде списков профессионально  важных качеств (ПВК), понятие «социальный  интеллект» не включено ни в один из известных нам списков. И в  то же время можно утверждать, что  социальный интеллект имплицитно представлен  в психологических требованиях  к профессии «менеджер», но присутствует в списках ПВК в опосредованном виде через коммуникативную компетентность, общительность, умение вести переговоры, эффективность взаимодействия с  людьми и т.д.

Одним из условий снижения степени конфликтности  служит своевременная оценка менеджером работы членов коллектива. При оценке удовлетворительной работы он отмечает, что подчиненные работали неплохо, но побуждает их работать лучше. Недостатком  в использовании морального поощрения  является иногда несоответствие форм поощрения достигнутым результатам  деятельности сотрудников. Руководитель следит и за тем, чтобы вместе с  поощрением сотрудника расширялся круг его обязанностей. Условием совершенствования  морального климата в коллективе считается и умение руководителя управлять собой, своими эмоциями, чувствами.

Информация о работе Основные роли и задачи современного менеджмента