Основные понятия в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:17, реферат

Описание работы

Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Содержание

Основные понятия в менеджменте.
Важность менеджмента.
Функции менеджмента.
Развитие менеджмента в России.
Управление персоналом.
Результативность менеджмента.
Мотивация труда.

Работа содержит 1 файл

менеджемент.docx

— 38.69 Кб (Скачать)

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений.

Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.  

В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

  1. Управление персоналом

   В последние 50 лет термин «управление персоналом» использовался для описания функции управления, посвященной найму, развитию, обучению, ротации, обеспечению безопасности и увольнению персонала.  

Управление  персоналом — вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей фирмы, предприятия  путем использования труда, опыта, таланта этих людей с учетом их удовлетворенности трудом.В современном подходе к определению делается акцент на вкладе персонала, удовлетворенного работой, в достижение корпоративных целей, таких, как лояльность потребителей, экономия издержек и рентабельность. Это обусловлено пересмотром кон цепции «управления персоналом» в последнем десятилетии ХХ века. На смену противоречивым отношениям между работодателями и наемными работниками, при которых в рабочей обстановке организации доминировала жесткая регламентация процедур взаимодействия с работниками, пришла атмосфера сотрудничества, которая имеет следующие особенности:

сотрудничество  в рамках небольших рабочих групп;

ориентация  на удовлетворение потребителей;

значительное  внимание уделяется целям бизнеса  и вовлечению персонала для достижение этих целей;

расслоение  организационных иерархических  структур и делегирование ответственности  лидерам рабочих групп.  

По  смыслу понятие «Человеческие ресурсы» тесно связано и соотносится  с такими понятиями, как «кадровый  потенциал», «трудовой потенциал», «интеллектуальный потенциал», превосходя по объему каждое из них, взятое в отдельности.  

Вместе  с тем, анализ содержания вакансий в  данной категории — 

руководитель/менеджер/консультант/специалист — свидетельствует, что принципиальной разницы между специалистами  по «персоналу» и «человеческими ресурсами» не проводится.

В современном подходе управление персоналом включает:

планирование  потребности в квалифицированных  сотрудниках;

составление штатного расписания и подготовка должностных  инструкций;

подбор  персонала и формирование коллектива сотрудников;

анализ  качества работы и контроль;

разработка  программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;

аттестация  сотрудников: критерии, методики, оценки;

мотивация: заработная плата, премии, льготы, продвижения  по службе.

Теория  менеджмента - молодая научная дисциплина, систематическая разработка ее основ  начата относительно недавно. Она стала  предметом академических исследований в основном в XX в. при этом интенсивное изучение началось лишь после второй мировой войны. 

Теория  разрабатывалась быстро и во многих направлениях. Однако существует ряд  нерешенных проблем, касающихся терминологии, определения масштабов теории, обоснования  принципов и т.п. Некоторые утверждения  носят общий характер и недостаточно точны. И все же, несмотря на определенные недостатки, современные достижения теории менеджмента в значительной степени могут помочь практике управления. 

  Менеджмент - междисциплинарная отрасль науки. Это не означает, что он является эклектической наукой. У него есть собственный источник познания (практика), пополняемый знаниями различных научных дисциплин, без которых менеджмент не смог бы развиваться.  

Можно выделить следующие источники познания, используемые менеджментом: 

Первоначально и затем в течение нескольких десятилетий менеджмент в основном подпитывался информацией, получаемой в ходе управленческой деятельности, иными словами, его источником служили эмпирические знания. Подавляющее большинство авторов публикаций представляли менеджеры, желавшие поделиться своим опытом. Опыт менеджеров и сейчас является важным источником познания и содействует созданию теории менеджмента.  

До  начала 50-х годов наука мало способствовала развитию менеджмента. Однако следующие  десятилетия ознаменовались ее бурной активностью. Теорию менеджмента обогатили  различные научные дисциплины. Наибольший вклад внесли психологи, социологи, антропологи, математики (прежде всего  специалисты в области исследований операций и "науки управления").  

Эти ученые считают менеджмент важным социальным феноменом, а менеджеров - существенным элементом общества. Они стремятся  понять и объяснить менеджмент с  точки зрения своей науки. Развитию теории также способствовали философия, политические науки, история, право, экономика, логистика, бухгалтерский учет, наука  о вычислительных машинах, технические  науки и другие отрасли знаний.  

Информационный  взрыв в области управления оказал позитивное влияние на теорию менеджмента, но вместе с тем имел и негативные последствия. 

В теории менеджмента наступила путаница, в результате чего ситуацию, сложившуюся  в начале 60-х годов, стали характеризовать  как "настоящие джунгли" В этой связи многие авторы констатировали, что единой универсальной теории менеджмента не существует. Эта точка  зрения распространена и сейчас. История  развития и современное состояние  менеджмента свидетельствуют об определенных неясностях в теории. Однако можно утверждать, что ведущее  положение завоевал интегральный подход к менеджменту.

Теория  менеджмента становится предметом  международных исследований, приобретая все интернациональный характер. Эта тенденция вызвана, прежде всего, расширением сферы деятельности транснациональных компаний и распространением ее на новые страны. В этой связи  возникает необходимость разрабатывать  методы управления людьми, товарами и  денежными средствами в новых  условиях, чему способствует освоение "ноу-хау" менеджмента других стран. Это важный, но часто не учитываемый  фактор роста производительности и  экономического развития. 

  Обмен техническими достижениями между странами осуществляется относительно легко. В отличие от этого некоторые знания в области менеджмента с трудом переносятся на новую почву. Существуют различные мнения о возможности трансплантации чужих "образцов" менеджмента. При этом есть сторонники концепции, как единообразия, так и разноплановости менеджмента в различных странах. Те, кто придерживается идеи единообразия, утверждают, что практика менеджмента имеет универсальный характер. 

При этом в качестве примера приводится метод управления по целям. 

Сторонники  концепции разно плановости считают, что для успешного освоения "чужого" опыта менеджмента необходимо адаптироваться к специфическим условиям тех  стран, где он накоплен. 

В международном плане происходит конвергенция в области менеджмента. Однако освоение знаний и моделей  из других стран имеет определенные границы. Лимитирующим фактором являются социально-экономические и культурно-исторические условия каждой страны. Поэтому опыт других стран необходимо творчески  адаптировать к отечественным условиям.  

В этой связи все большее значение придается сравнительному менеджменту. Он заключается в изучении и анализе  опыта различных стран, включая  исследование причин, определяющих различия в уровне производительности и результатах  деятельности предприятий. 

При определении содержания теории менеджмента  следует исходить из постулата, что  в каждой компании существует система (подсистема) управления, которую надо изучать в статике (организационная  структура) и динамике (процесс управления). Основой системы управления является процесс менеджмента, включающий различные  действия, выполняемые менеджерами.  

Этот  процесс можно описать по-разному  в зависимости от выбранной исходной позиции или базовой научной  дисциплины. Постепенно сформировались несколько вариантов понимания  процесса менеджмента и содержания его теории. Ряд авторов выделяет три главных подхода к менеджменту  – классический и с позиции "науки  управления". Другие же считают, что  существуют пять традиционных подходов, включающих помимо указанных информационный подход и подход с позиции принятия решений. 

Наиболее  распространенной является классическая интерпретация практики и теории менеджмента с функциональных позиций, основанная на следующих двух аксиомах:  

основу  менеджмента составляет процесс, одинаковый для всех организаций, т.е. имеющий  универсальный характер; 

процесс менеджмента складывается из ряда действий, т.е. основных функций управления, выделенных в результате специализации труда, которые в совокупности составляют единое целое.

  Самым значительным достижением классического подхода является признание менеджмента как важного феномена организованной деятельности. Чрезвычайно большое значение имеет определение главных функций управления, которые во многих современных учебниках служат основой при изложении теории менеджмента. Недостаток такого подхода заключается в акцентировании внимания на организационной структуре и процедуре менеджмента при игнорировании роли человеческого фактора.  

Представители науки рассматривают менеджмент как процесс взаимодействия людей. Они полагают, что его задачи сводятся к изучению межличностных отношений.  

Ученые  в значительной степени способствовали изучению человеческого аспекта  менеджмента и в первую очередь  функций руководства людьми. Они  исходят из того, что менеджеры  выполняют свою работу, взаимодействуя с людьми и поэтому должны использовать достижения психологии и социологии. Отсюда делается правильный вывод, что  менеджер должен уметь работать с  людьми, т.е. быть эффективным руководителем.

  1. Результативность менеджмента

  Результативность менеджмента - это способность системы управления создавать условия для реализации намеченных целей и стабильного развития социально-экономической системы, которая зависит от степени и количества достигнутых результатов предприятия за определенный срок на каждой ступени аппарата управления.

Показатели  результативности менеджмента: 

уровень достижения цели - это отношение  конечного результата к запланированной  величине;

степень удовлетворенности потребностей - это  отношение конечного результата к величине существующей потребности;

величина  потенциальной потребности, прогнозируемая отделом маркетинга, включающая неудовлетворенную  или вновь возникшую потребность;

определение доли продукции на рынке, на которой  специализируется предприятие;

устойчивость  конкурентных преимуществ;

потенциальные возможности развития предприятия.  

  Определение результативности предприятий, специализирующихся HU оказании функциональных услуг (маркетинговых, финансовых, банковских и др.)осуществляется по основному их виду деятельности или миссии организации.  

  Оценка результативности менеджмента предприятий различных форм хозяйствования производится с помощью таких категорий, как труд и собственность, используемых при определении возможных результатов деятельности и ответственности участников.

  Оценка управления корпоративными  структурами осуществляется через  разложение главной цели на  составляющие с учетом задач  всех подразделений и их обеспеченности  ресурсами. Менеджмент определяет  направление деятельности организации,  координирует работу его отдельных  подразделений контролирует качество выполнения поставленных целей, управляет результативностью. 

  Условия определения результативности  менеджмента: 

 

  • достигнуты конечные цели организации, в них реализованы ее миссия и главная цель;
  • достигнут планируемый результат отдельных производственных звеньев и функциональных подразделений предприятия;
  • конечные результаты соизмеримы с потребностью;
  • определена потенциальная потребность, определяющая дальнейшее направление деятельности фирмы.
  1. Мотивация труда

  Мотивация труда, как и многие другие, широко используемые экономические категории, не имеет однозначного толкования. С одной стороны, это процесс воздействия администрации на персонал с целью повышения эффективности его труда или формирования состояния

индивида  в результате действия различных  факторов, а с другой – непосредственное состояние индивида по его отношению  к работе. 

  Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: 

 

- потребность, которую хочет удовлетворить  работник; 

 

- благо, способное удовлетворить  эту потребность; 

 

- трудовое действие, необходимое  для получения блага; 

 

- цена – издержки материального  и морального характера, связанные  с осуществлением трудового действия.  

Информация о работе Основные понятия в менеджменте