Основные подходы к исследованию систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсовой работы актуальной.

Содержание

Введение
1 Понятие исследования и характеристика исследования систем управления
1.1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности
1.2 Характеристика исследования систем управления
2. Основные подходы к исследованию систем управления…
Диалектический подход к исследованию систем управления
Процессный подход к исследованию систем управления
Ситуационный подход к исследованию систем управления
Функциональный подход к исследованию систем управления
Рефлексивный подход к исследованию систем управления
Системный подход к исследованию систем управления
Комплексный подход к исследованию систем управления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

основные подходы к ИСУ.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

      Как отмечалось выше, при системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».

      При системном подходе на основе маркетинговых  исследований сначала исследуются  параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.

      Затем определяют параметры  входа, т.е. исследуется  потребность в  ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

      Таким образом, системный подход позволяет  нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

      2.7 Комплексный подход  к исследованию  систем управления 

      Комплексный подход предполагает учитывать при  анализе как внутреннюю так и внешнюю среду организации. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы — экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы — важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда. Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабочих и в итоге — к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.

      Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный1 подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

      При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, более конкретные задания. Например, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели. Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта до горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количества затрат по стадиям научноисследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.

      Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.

      Интеграция  по вертикали представляет собой  объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается, во-первых, объединением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Это, в свою очередь, создает условия для улучшения связей по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и отдельными организациями, особенно в производственной и социальной сферах деятельности. Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей документации. Интеграция дает организациям дополнительные возможности для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реализации принятых решений.

      Применение  интеграционного подхода создает  условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления; на уровне холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.

 

       Заключение

 

      Итак, исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получение новых знаний. Его также можно рассматривать, как научный труд, вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого либо явления (объектов) с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состоянии  в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.

      Процессы  дифференциации и интеграции наук и  объективная необходимость внедрения  в реальную действительность достижений науки наиболее ярко отражают научную  и практическую роль исследований деятельности человека на Земле. В совокупности результаты исследований, безусловно, оказывают сильное влияние на всю цивилизацию, геополитику, безопасность стран, социальную, экономическую и техническую политику государств, общественное, социальное и профессиональное положение людей. Именно плоды познавательной деятельности определили реализацию в мировой экономике соответствующих технологических укладов циклов, существенно изменивших человеческую жизнь на планете.

      Законы  рынка формируют в настоящее  время жесткую конкуренцию, в условиях которой от менеджеров организации требуется принятие новых эффективных управленческих решений, связанных, как правило, у управлением инновациями и соответственно проведением работ исследовательского характера, при этом количество принимаемых решений постоянно увеличивается, что обязывает менеджеров приобретать знания и умения по исследованию систем управления и широко использовать их в практической деятельности.

      Подход  к исследованию является одной из ведущих характеристик его методологии. Но было бы неправильно думать, что в практике исследования проблема заключается только в выборе наиболее подходящего подхода. В действительности каждый исследователь комбинирует различные подходы, выстраивая свою методологию проведения исследований. В этом находит свое выражение и искусство исследования. Нередко здесь возникают и ошибки, ведущие к промахам и неэффективности.

      Ведь  принципы и методы не действуют сами по себе, даже тогда, когда они известны. Их много и действительность богата разнообразием. В сопоставлении разнообразия всегда существуют приоритеты. А количество сочетаний различных факторов, методов, приемов бесконечно.

      Знание  ускоряет опыт, но не устраняет его  необходимости. Опыт экономит усилия и повышает вероятность успеха. Знания без опыта не много значат, и опыт без знаний не всегда эффективен и, как правило, недальновиден.

 

       Глоссарий

 
№ п/п Понятие Содержание  понятия
1.
Диалектика
Представляет  собой учение о всеобщих  связях явлений и наиболее общих закономерностях  развития бытия и мышления
2. Интеграция Объединение субъектов  управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации
3. Исследование Представляет  собой процесс изучения какого-либо объекта и получение новых  знаний
4. Исследование  систем управления Это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями
5.

Конкурентоспособность

Комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов
6. Методология исследования Это совокупность целей и исходных идей, путей, средств  и методов изучения явлений
7. Наука Это сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка  и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму  знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания
8. Подход  к исследованию Исходная позиция  исследователя, определяющая выбор  средств и методов исследования, пути и организацию его поведения
9.

Процесс

Последовательная  смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления
10. Рефлекс (от лат. reflexus - отражение) – физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему
11.

Система

Совокупность  элементов, взаимосвязанных между собой для достижения какой-либо функции
12. Системный подход Это такое направление  методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы
13. Ситуация Конкретные  обстоятельства, которые оказывают  влияние на систем управления в рассматриваемый  момент времени
14.

Управление

Функции системы, ориентированные на сохранение ее основного  качества, либо на сохранение некоторой  программы, которая должна обеспечить устойчивость функционирования (гомеостаз) , достижение определенной цели.
15.   Цель Желаемый результат, выраженное количественно и качественно  будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы.

 

Список использованных источников 

  1. Акофф Р. О целеустремленных системах. [Текст]  / Акофф Р. Эмери М .- М.: Советское радио, 1974. –226с.
  2. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы [Текст]  ./ Анохин П.К.  – М.: Наука, 1978. – 345с.
  3. Архипова Н.И. Исследование систем управления [Текст]: Учебное пособие для вузов./ Архипова Н.И., Кульба ВД., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. - М.: Изд-во ПРИОР, 2004.- 285с.
  4. Бир Ст. Наука управления [Текст] : Пер. с англ/. Бир Ст. - М.: Энергия, 1971.- 188с.
  5. Беляев А.А. Системология. [Текст] / Беляев А.А., Коротков Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2005.-496с.
  6. Берталанфи Л. Общая теория системы: Критический обзор.[Текст]/ Берталанфи Л. -  М.: Прогресс, 1969.- 345с.
  7. Валуев С.А. Системный анализ в экономике и организации производства. [Текст]./ Валуев С.А., [и др.]  - Л.: Политехника, 2005.- 422с.
  8. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: [Текст] Учебное пособие для вузов./ Игнатьева А.В., Максимцов М.М.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  9. Коротков Э.М. Исследование систем управления[Текст]./ Коротков Э.М.  — М.: «ДеКА», 2006.-361с.
  10. Макашева З. М. Исследование систем управления: [Текст] учебное пособие/ Макашева З. М. – М.:КНОРУС, 2008. – 176с.
  11. Максимцов М.М. Менеджмент. [Текст] / Максимцов М.М. [и др.] -  М.: ЮНИТИ, 2005.-456с.
  12. Месарович М Теория иерархических многоуровневых систем. [Текст]    Пер. с англ./ Месарович    М.,    Маго    Д.,    Тахара    И. - М.: Мир, 1973.-512с.
  13. Мишин В.М. Исследование систем управления.[Текст] ./ Мишин В.М.  - М.: ЮНИТИ – ДАНА. 2005.-527с.
  14. Мухин В.И. Исследование систем управления[Текст] : Учебник для вузов./ Мухин В.И.  - М.: Издательство «Экзамен», 2005.-498с.
  15. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. [Текст]   Пер. с англ./ Оптнер С.Л. - М.: Сов. Радио, 1969.-411с.
  16. Партер  У.   Современные основания общей теории систем.[Текст] ./ Партер  У.    — М.: Наука, 1971.-289с.
  17. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. [Текст]   Учебное пособие./ Ременников В.Б.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-472с.
  18. Лапуста М.Г.. Словарь-справочник менеджера. [Текст] /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 2006.-677с.
  19. Смолким A.M. Менеджмент: основы организации. [Текст]./ Смолким A.M.  — М.: ИНФРА-М, 2005.-501с.
  20. Усмов   А.И.   Системный   подход   и   общая   теория систем.[Текст]./ Усмов   А.И.  -  М.: Мысль, 1978.-376с.
  21. Фрейдина Е.В.Исследование систем управления.: [Текст]учебное пособие/ Фрейдина Е.В., под ред. Гусева Ю.В. – Москва: «Омега – Л»,2008. – 367с.

Информация о работе Основные подходы к исследованию систем управления